Дидактический анализ современного урока
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.);
1. Общие сведения об учителе и классе.
2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.
3. Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.
4. Оптимальный отбор содержания обучения под поставленные цели.
5. Адекватность т.е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока. Их оптимальность и интенсивность.
6. Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т.е. соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.
7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.
8. Посильность объема и сложности домашнего задания.
9. Степень реализации триединой задачи урока.
Комплексная схема урока позволяет проанализировать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных выше аспектов.
Выполнение дидактических принципов обучения
1. Принцип научности:
а) соблюдена логика изложения учебного материала;
б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;
в) в процессе изложения учитель не обходит научные проблемы, спорные вопросы, освещаются перспективы развития научных знаний.
2. Принцип проблемности:
а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;
б) на уроке проводится поиск решения учебной задачи совместно с учителем;
в) в ходе занятия учащиеся ищут решение учебной задачи самостоятельно.
3. Принцип наглядности:
а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание;
б) наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены;
в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.
4. Принцип активности и сознательности:
а) всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы;
б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;
в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику.
5. Принцип доступности:
а) на уроке выполняется правило постепенного усложнения учебного материала;
б) на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;
в) при первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.
6. Принцип систематичности и последовательности:
а) структура урока хорошо продумана учителем; не оставляется без внимания ни один вопрос;
б) обеспечивается преемственность обучения;
в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения-теория-инструментарий-следствия-границы применения знаний.
7. Принцип завершенности обучения:
а) применяемые методы обучения соответствуют его содержанию;
б) переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и третьему осуществляется с обязательной фиксацией факта усвоения;
в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.
8. Принцип развития учебной деятельности:
а) степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения;
б) степень восприятия и понимания новой информации; в) вхождение ученика в «зону ближайшего развития» и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.
9. Принцип воспитательного воздействия урока:
а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя;
б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;
в) на всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.