Первый период -«от агрессии и нетерпимостик осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX-VIII вв. до н.э. - XII в., Россия: 996-1706 гг.)

На ранних этапах развития общества, в силу неразвитости про­изводительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям спсихофизическими на­рушениями было нетерпимым. Детей, рожденных с выраженными

нарушениями, не считали полноценными гражданами и приравни­вали к рабам или животным.

В эпоху античности is ряде государств (Спарта, Древний Рим) любые отклонения в физическом развитии, уродство и иные нару­шения у детей считались нежелательными. Детей с такими недо­статками умерщвляли, руководствуясь правилом об отделении не­годного от здорового.

Существенное изменение взглядов на людей с отклонениями в развитии в странах Западной Европы связано с распространением христианской религии. Однако еще в период раннего и позднего средневековья (V-XV вв.) уничтожалось все, что не соответствова­ло канонам католической церкви. Инквизиция расправлялась с ду­шевнобольными людьми, считая и их, и слабоумных людей «детьми дьявола». Их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах.

Первым прецедентом государственной заботы об инвалидах яв­ляется открытие в Баварии (1198) приюта для слепых. Во Франции было открыто «убежище» для слепых (1260).

Эпоха Возрождения (XV - XVII вв.) в Западной Европе ознаме­новалась гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим недостаткам, к психическим и физическим нарушениям. Врачи посещали мона­стыри и тюрьмы, вели наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII в. профессор медицины Феликс Платтср (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основу которой положил характеристику различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния.

Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллекту­ального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.

«Можно ли приобщить к образованию глухих, слепых и отста­лых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека» (Я.А. Коменский).

В XV-XVI вв. предпринимались попытки индивидуального обу­чения детей представителей знати, имеющих нарушения слуха и зрения (Испания, 1578 г.; Англия, 1648 г. - опыт индивидуального обучения глухих детей, в 1670 г. во Франции - слепых). Этот опыт

не может считаться началом построения системы специального об­разования для некоторых категорий детей с особенностями психо­физического развития, однако, практика показала возможность и необходимость организации специальной педагогической помощи таким детям.

Второй период - «от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обуче­ния хотя бы части из них» (начало XII- конец XVIII в.;Россия:

1706-1806гг.).

Началом этого периода Н.Н. Малофеев называет переосмысле­ние во Франции гражданских прав людей с сенсорными наруше­ниями (открытие в Париже специальных школ для глухонемых в 1770 г. и для слепых в 1784 г.).

В 1793 г. французским Конвентом была принята «Декларация прав человека», которая определяла более демократический взгляд па гражданские права лиц с психическими и физическими наруше­ниями.

В этот период были организованы и проведены различные ме­дицинские исследования. Медико-клинические характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлены иссле­дованиями врачей-психиатров: Филипп Пииель (1745-1826) вы­делил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобре­тенную; Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840) ввел термин «умственная отсталость» и обозначил три ее степени: дебплыюсть, имбсцильность, идиотия.

Педагогический подход в помощи, обучении и воспитании детей С отклонениями в развитии формируется в конце XVJ11 - начале XIXв. Сторонниками его реализации выступают как педагоги, так И врачи, общественные деятели.

11ервые попытки обучения детей с легкими нарушениями в сне-ЦНПЛЫ1ЫХ учебных заведениях принадлежали швейцарскому педа­гогу Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), который в 1774 г. II поместье Нейгоф организовал приют для детей «Учреждение для Йодных». Им были обоснованы такие принципы работы с «тупоум­ными»:

• посильность в обучении;

• использование дидактических материалов;

• сочетание умственного и физического труда;

• соединение обучения с производительным трудом.
Французский психиатр Жан Итар (1775-1838) с помощью ме­
тодой, основанных на развитии чувств, попытался из одичавшего

мальчика (анейромскмм дикарь по имени Виктор) воспитать че­ловека. И тару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил пуп» ра.чинтия детей с тяжелой интеллектуальной не­достаточностью развитие органов чувств и моторики с помощью тренировочных упражнений.

И 18(М г. но Франции был принят «Кодекс Наполеона», в кото­ром нашли отражение положения римского права, касавшиеся прав глухонемых, слепых и других категорий лиц с нарушениями физи­ческого и (или) психического развития.

Но пторой половине XIX и начале XX в. в связи с потребностью производства в рабочих более высокой квалификации и расшире­нием сети школьного образования все острее встала проблема неу­спеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии. От­численные из школы учащиеся оказывались на улице и пополняли ряды асоциальных элементов. Поэтому обучение слабоумных детей стало рассматриваться как социальная проблема. С этого времени Н.Н. Малофеев предлагает вести отсчет нового периода.

Третий период - «от осознания возможности к осознанию це­лесообразности обучения трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых» (конец XVIII - начало XX в.; Россия: 1806-1927 гг.).

Начало этого периода исследователь связывает со временем при­нятия в западноевропейских странах законов об обязательном все­общем начальном образовании и созданных на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В это время завоевывает признание гуманистическая концепция, в соответствии с которой дети, получившие специальное образование, перестанут быть обузой для общества и станут его полезными членами. Оче­видной становится такая социальная позиция, при которой лица с психическими и физическими нарушениями получают право на специальную педагогическую помощь.

В этот период активно ведутся научные исследования. Немец­кий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психи­ческого развития», ввел термин «олигофрения» (греч. «малоумие») для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Представителями психолого-педагогического направления в ра­боте с детьми с особенностями психофизического развития в первой четверти XX в. являются французы - педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур. Они пришли к выводу, что критерием нарушения раз-

вития является неспособность детей обучаться обычным образом в обычных педагогических условиях.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создала ортофеническую школу для детей с нарушениями в разви­тии, где применила систему сенсомоторного воспитания как основу лечебной педагогики.

К началу XX в. сформировалось психометрическое направление (система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов) в изучении интеллектуальной недостаточ­ности.

Психолог Альфред Бине и врач-психиатр Томас Симон разра­ботали тестовый метод (Франция, 1905-1907), в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. Они пыта­лись соотнести умственное развитие ребенка с ОПФР с уровнем развития нормально развивающегося ребенка, но более младшего возраста. Соотношение выражалось определенным числом (коэф­фициентом). Если шестилетний ребенок справился с заданием, рас­считанным па нормально развивающегося ребенка пяти лет, то ко­эффициент данного ребенка равен 0,83 (т.е. 5:6 = 0,83). Был также определен диапазон «нормы» и отклонений от нее (1,0—0,8).

Социальные, экономические процессы, а также проведенные исследования способствовали развитию сети специальных учреж­дений для детей с интеллектуальной недостаточностью и появле­нию законодательной базы, регламентирующей их деятельность. В 1892 г. в Англии были открыты первые специальные школы для умственно отсталых детей. А в 1899 г. был принят .чакон об обуче­нии умственно отсталых детей, который предусматривал следую­щий регламент:

• обучение умственно отсталых до 16 лет;

• осуществление отбора детей через школьную комиссию;

• дополнительное обследование ребенка по требованию родите­
лей в случае возникновения сомнений в его полноценности;

• штрафование родителей, отказывающихся от процедуры об­
следования ребенка на комиссии;

• периодическое обследование ребенка (в том числе и по требо-
иапиюродителей) с целью возвращения его в массовую школу не
чаще одного раза в полугодие.

В 1903 г. в Англии была создана Национальная ассоциация в по­мощь детям с нарушениями в развитии, которая существует и в на­стоящее время.

Именно третий период эволюции соотносится с первым этапом становления национальных систем специального образования -этапом зарождения, развертывания и оформления параллельных систем специального образования.

Четвертый период - «от осознания необходимости обучения ча­сти аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей» (начало XX в. - 70-е гг. XX в.; Россия: 1927-1991 гг.).

,')тот период эволюции связан с этапом (вторым) совершен-стнопапим и дифференциации структур национальных систем специального образования как «горизонтально», так и «верти­кально». I I.II.Малофеев называет такие отличительные черты лого времени:

• развитие законодательной базы специального образования;

• структурное совершенствование национальных систем специ­
ального образования (в некоторых странах функционировало до 20
■шпон спецшкол);

• расширение охвата специальным обучением нуждающихся
(5 1.5% детей школьного возраста);

• смена старой парадигмы «полноценное большинство - непол­
ноценное меньшинство» новой - «единое сообщество, включающее
людей с различными проблемами»;

• формирование новой культурной нормы - уважение к разли­
чиям между людьми;

• признание специальных школ и интернатов сегрегационными
учреждениями, а изолированной от массовой школы системы спе­
циального образования - дискриминационной.

Проблемы детей с особенностями психофизического развития становятся предметом внимания таких международных организа­ций, как ЮНЕСКО, ВОЗ (Всемирная организация здравоохране­ния), отдела специальных служб ООН, отдела реабилитации ООН.

В 50-е годы в разных странах специальным обучением было охва­чено значительное число детей (в США обязательное специальное обучение для умственно отсталых детей было введено в 1950 г.).

В 1960 г. Международная конференция по народному образова-пию (г. Женева) приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией и области образования, в которой определялись права детей с осо­бенностями психофизического развития на образование в специ­альных учебных заведениях и в обычных школах среди нормально разминающихся сверстников в зависимости от их возможностей.

I la этом этапе система специального образования достигает сво­его пика.

Наши рекомендации