Характеристика принципов реализации педагогического процесса

Целостный педагогический процесс должен подчиняться определенным требованиям к организации педагогической деятельности, которые получили наименование принципов организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников.

Принципы целостного педагогического процесса – система исходных, основных требований к организации педагогического процесса, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса, обеспечивающие его успешность. Это проявления должного в педагогическом процессе.

Принципы целостного педагогического процесса:

1. Принцип гуманизации педагогического процесса – ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей личности и общества. Этот принцип предполагает социальную защиту ученика. Сущность гуманизации заключается в приоритете человеческих ценностей.

Правила осуществления:

· Защищенность и эмоциональная комфортность ученика в педагогическом взаимодействии;

· Полное признание прав ученика и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;

· Создание ситуации успеха

2. Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки, техники и культуры. Учащимся предлагаются для усвоения прочно установленные наукой знания, педагогический процесс при этом строится на строго научной основе. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научный спор, доказывать свою точку зрения, пользоваться научной литературой и библиографическим аппаратом.

3. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания (природосообразности) требует соблюдения валеологических условий организации и реализации целостного педагогического процесса. Этот принцип выражается в том, что знания, которые предлагаются ученикам, используемые для этого методы и средства должны соответствовать их возрастным особенностям, уровню обученности, образованности, воспитанности.

Правила реализации:

· Переходить от близкого к далекому;

· От легкого к сложному;

· От известного к неизвестному;

· Учитывать уровень «актуального развития» каждого ученика;

· Учитывать индивидуальный темп овладения новыми знаниями или какими-либо нормами, требованиями.

4. Принцип наглядности, основанный на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учащихся, в использовании наглядности важно чувство меры. В использовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в сознании детей не запечатлелся какой-либо конкретный образ предмета или явления.

5. Принцип преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает педагогический процесс на более высокий уровень.

Правила реализации:

· Определение «наличного» уровня знаний у обучаемых и их актуализация;

· Привлекательность, доступность предлагаемой информации;

· Выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материала, выделение главного и второстепенного;

· Четкое структурирование материала, наличие логики;

· Обучение разнообразным способам изложение собственной точки зрения;

· Планирование учебно-воспитательного процесса;

· Создание условий для самостоятельного выполнения заданий;

· Осуществление постоянного контроля.

6. Принцип сознательности и активности (инициативности) учащихся в целостном педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности.

Правила реализации:

· Деятельность должна быть принципиально нова для учащихся;

· Действительно выполнятся самостоятельно;

· Учитывать индивидуальные интересы и потребности учеников;

· Создание ситуаций, содержащих противоречия;

· Отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы;

· Опора на доверие.

Наши рекомендации