Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования

Базисный учебный план, разработанный в соответствии с Законом «Об образовании», был введен приказом Министерства общего и профессионального образования РФ и является основным государственным нормативным документом в этой сфере.

Сначала рассмотрим виды планирования учебного процесса, широко применяемые в педагогике. К ним относятся: типовое и рабочее. Они применяются как на различных уровнях управления образованием, так и в отдельных звеньях образовательного процесса. Типовой учебный план разрабатывается и утверждается федеральными органами власти. Он включает в себя:

• обязательные виды учебной деятельности и общее распределение времени между ними;

• обязательные фундаментальные и технологические учебные курсы с указанием времени, отводимого на их изучение;

• виды практики и ее примерный удельный вес;

• общее время, отводимое на занятия по выбору учащихся и на факультативные занятия;

• время для самостоятельной работы;

• контрольные мероприятия;

• виды выпускных работ (экзамены);

• процент учебного времени, находящегося в ведении образовательного учреждения.

Рабочие учебные планы образовательных учреждений разрабатываются ежегодно на основе типовых учебных планов.

До недавнего времени типовые учебные планы жестко регламентировали весь учебный процесс. В современных условиях учебное планирование должно стать принципиально иным: оно должно по-особому соединить и содержание образования, и сам образовательный процесс с его технологиями, и эффективное развитие индивидуальности, и воспитание личности. Поэтому понятие базисного учебного плана гораздо шире, чем понятие типового учебного плана. Он представляет собой ту общую композицию содержания образования, которая входит в стандарт.

В качестве важнейшего элемента образовательного стандарта базисный учебный план включает в себя:

• обязательное соотношение фундаментальных и технологических дисциплин учебных курсов с указанием времени, отводимого на их изучение;

• обязательное соотношение инвариантной и вариативной части учебного плана;

• общий объем обязательной учебной нагрузки обучающихся;

• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, включающий обязательные и факультативные занятия.

Итак, федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации составляет основу для разработки региональных базисных планов и служит исходным документом для финансирования образовательных учреждений. В 1998 году приказом Министерства образования РФ рекомендован для использования «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений», часть которого приводится в табл. 2.

Таблица 2

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России (V–XI классы)

Образовательные области Образовательные компоненты Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX X XI
Филология Русский язык как государственный
Языки и литература
Математика Математика, информатика
Общество-знание История, Обществознание, География
Естествознание Биология, Физика, Химия
Искусство Музыкальное и изобразительное искусства
Физ. культура Физическая культура, ОБЖ
Технология Технология, Трудовое обучение, Черчение
Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия 5
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся

В структуре учебного плана выделяются:

а) инвариантная часть (ядро), Обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

б) вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и личностные особенности.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий:

• обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

• обязательные занятия по выбору учащихся;

• факультативные занятия.

Общая структура учебного плана отражает существенные, стороны личности, особенности ее формирования и детерминируется разделением образования на фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое; теоретическое и практическое; инвариантную и вариативную его составляющие. План не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а включает функционально полный набор образовательных областей. Построение стандарта по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов, а также обеспечивает внутри- и межпредметные связи. Например, знания о человеке (в начальной школе) могут быть предметом изучения на уроках родного языка, окружающего мира,' природоведения или специального курса «Человек».

На основе Федерального базисного учебного плана региональными органами управления образованием разрабатывается и утверждается региональный базисный учебный план. Назначением его является определение объема и структуры содержания общего образования, позволяющих обеспечить эффективное усвоение новыми поколениями жителей региона того социального опыта, который является основой их деятельности в условиях региона. Он должен базироваться на обобщении опыта работы педагогических коллективов по обновлению содержания образования, совершенствованию педагогических технологий и новых форм организации учебно-воспитательного процесса. Это позволяет сохранить единое образовательное пространство в регионе и определить каждому образовательному учреждению «зону ближайшего развития», сформировать свою индивидуальную, образовательную программу, ориентированную на особенности контингента детей.

Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений носит нормативный характер. Он фиксирует «рамки» для учебного плана учреждений общего среднего образования и должен быть полностью или частично использован школами при составлении собственного учебного плана.

Содержание и структура регионального базисного учебного плана определяются:

• уровнем развития общего образования в регионе;

• специфическими образовательными потребностями региона, обусловленными его геополитическими, культурно-историческими и социально-экономическими особенностями;

• образовательными потребностями личности, обусловленными этими региональными особенностями.

Особенности содержания регионального общего среднего образования заключаются:

• в направленности на удовлетворение прежде всего запросов личности и потребностей общества, существующих в конкретном региональном образовательном пространстве;

• в развивающих индивидуальность и личность возможностях;

• в вариативности, позволяющей реализовать эти возможности;

• в гибкости, позволяющей оперативно реагировать на запросы граждан, живущих в данном регионе.

При анализе проблем разработки регионального базисного учебного плана уместно использование понятий «функциональная и креативная грамотность». Под понятием «функциональная грамотность» понимается умение осваивать и реализовывать уже существующие социальные роли, что можно трактовать как социально-репродуктивный результат образования. Более условный характер носит понятие «креативная грамотность», под которой понимается умение личности критически осмысливать и творчески перерабатывать существующие социальные роли, создавать новые образцы деятельности и поведения, что можно трактовать как социально-созидательный результат образования.

Следовательно, назначениемрегионального базисного учебного плана является определение объема и структуры содержания общего образования, способных обеспечить эффективное усвоение новыми поколениями жителей области социального опыта, необходимого им в дальнейшей жизнедеятельности не только в условиях нашего региона, но и в условиях социального и экономического реформирования в целом.

Назовем важнейшие функции,которые реализует региональный базисный учебный план в соответствии со своим назначением:

– определение объема знаний, умений, соответствующих уровням элементарной, базовой и функциональной грамотности (регионального общеобразовательного стандарта);

– определение объема и структуры содержания общего образования, способных обеспечить достижение уровня креативной грамотности;

– создание организационных и научно-методических условий для обеспечения функциональной грамотности учащихся и формирования у них предпосылок профессиональной грамотности.

Основными показателями реализации региональным базисным учебным планом своих функций являются:

• моральная удовлетворенность выпускников реализацией своих прав и свобод, как члена общества;

• получение дальнейшего образования;

• оптимальное трудоустройство;

• успешность адаптации выпускников в новой социальной среде;

• уровень базовой общеобразовательной подготовки учащихся;

• создание в рамках регионального базисного учебного плана учебных курсов (в том числе интегрированных), направленных на развитие личности учащихся;

• создание на основе регионального базисного учебного плана программ непрерывного образования «детский сад-школа» и «школа–учреждение профессионального образования».

Таким образом, региональный базисный учебный план позволяет:

1. Дать учащемуся полноценное базовое образование, соответствующее государственному стандарту общего среднего образования.

2. Пересмотреть и обновить содержание образования, рассматривая его «через призму» особенностей и перспектив развития региона.

3. Более глубоко и полно раскрыть особенности региона в их связи с развитием личности учащегося.

Именно такой подход будет учитывать все социальные, экономические и геополитические особенности региона и те цели, которые ставит перед собой система образования региона.

Таблица 3

Отражение особенностей региона в региональном учебном плане

Особенности региона Учет особенностей региона в региональном учебном плане
Наличие в регионе мигрантов с различным образовательным уровнем Нивелирование недостатка в образовании путем усиления базовой подготовки
Полиэтнический состав населения Введение курса «Основы этнологии», имеющего целью формирование толерантности представителей различных этносов друг к другу
Безработица, повышенная трудовая мобильность Расширенное и углубленное базовое образование, позволяющее поступить в различные вузы или легко найти работу
Перспективы экономического развития региона, развитие частного предпринимательства Введение курса «Основы экономики и предпринимательства», формирование у учащихся самостоятельности, предприимчивости, ответственности
Внедрение новых технологий в связи с интенсивным развитием региона Введение курса «Информатика и вычислительная техника», «Применение ЭВТ»
Повышенная конфликтность в обществе, проблемы социализации, общения Введение курса «Основы психологии и социологии», «Основы конфликтологии»
Недостаточно активное осуществление основных направлений Программы развития региона Усиленная подготовка по профессиональному самоопределению
Нестабильное экономическое развитие региона Универсализация базового образования, позволяющая быстро адаптироваться к изменениям социально-экономической среды региона

Ведущими принципами структурированиясодержания образования в регионе являются:

1. Принцип целостности – региональный базисный учебный план включает в себя все базовые стороны общего образования, на которых могут строиться программы для любых видов общеобразовательных учреждений.

2. Принцип вариативности – региональный базисный учебный план включает в себя совокупность образовательных областей, соответствующих тем отраслям знаний, которые необходимы человеку для успешной адаптации в современном мире. Отсутствие жесткого деления этих областей на учебные предметы позволяет образовательным учреждениям варьировать их внутри этих областей, расширяя или сужая объем в зависимости от своего профиля. В непрофильных образовательных областях наиболее перспективным направлением является разработка интегрированных учебных курсов, дающих системное, целостное представление о мире.

3. Принцип сочетания концентрического и линейного построения учебных курсов. Примером применения этого принципа является построение цикла социальных дисциплин. На младшей ступени представления о социальной жизни формируются в ходе изучения курса «Окружающий мир», затем эти представления развиваются на средней ступени в пропедевтическом курсе «Введение в обществознание», который на старшей ступени разворачивается в веер социальных курсов, таких как «Основы социологии, социальной психологии и этнологии», «Основы правовых и политических знаний», «Основы экономики и предпринимательства».

4. Принцип движения от ребенка к миру и от мира к ребенку – обучение должно опираться на личный опыт обучающегося, идти от понятного, близкого к научным обобщениям; теоретические знания должны иметь практическое применение в повседневной жизни.

Как видим, в практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретной школы.

Таким образом, в учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании», является исключительной прерогативой образовательного учреждения.

Как видим, современные учебные планы школы разрабатываются на местах и их разработчикам полезно знать следующие их характеристики:

• гибкость:предполагает включение в учебный план несколько самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;

• интеграция:предполагает интегрирование смежных предметов (физика, астрономия, история их открытий; математика и информатика и т. д.);

• дифференциация:включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов и времени их изучения, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;

• унификация:содержание и объем отдельных учебных предметов разрабатывается в зависимости от функционального их назначения для определенных профилей;

• гуманизация:ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни усвоения отдельных предметов.

Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из следующих уровней:

• базовый уровень – это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования, осуществляемого по государственным программам;

• повышенный уровень – это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;

• промежуточный уровень – это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня – по остальным предметам.

Минимальный образовательный стандарт определяет запас знаний и умений, обеспечивающий выпускникам школы возможность вести достойную и успешную жизнь в обществе.

В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащимися, который периодически пересматривается и при необходимости изменяется. Учитель не имеет права требовать, чтобы учащийся овладевал знаниями и умениями за пределами образовательного стандарта, если тот не избрал его предмет в рамках альтернативной образовательной программы.

На основе минимального образовательного стандарта разрабатываются альтернативные программы по профильным направлениям, которые представляют собой набор средств обучения и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования в вузе.

Минимальное общее среднее образование не гарантирует продолжения образования в вузе, но является обязательным для овладения рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возможность продолжения образования в вузе по одному из выбранных профилей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших такое образование, определяются уровнем требований к абитуриентам соответствующих вузов.

Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразовательной школы представляет собой осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.

Восновнойшколе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной.

Базисный план полнойсредней школы включает в себя тот же набор образовательных отраслей, что и базисный план основной школы. Однако старшая ступень строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максимального объема.

На уровне школьного образования дифференциация образовательных учреждений на общеобразовательные школы и школы нового типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях начального, основного и полного среднего образования. При этом обязательным для всех учреждений является реализация базисных государственных учебных программ.

Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минимальной – не ниже государственного стандарта – совокупности знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.

Гимназиивозникли в основном путем реорганизации общеобразовательной школы с преобразованием ее в новый вид. Подавляющее большинство из них имеют достаточный опыт и базу для эволюционного развития учреждения нового вида. Главное, что сегодня они вполне состоялись как вид учебного заведения. Ведь в большинстве своем это школы, ориентированные на развитие индивидуальности ребенка.

Гимназия предоставляет учащимся возможности:

• получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе;

• обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию;

• формирования навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;

• удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования;

• обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры.

Лицейвыполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.

Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности:

• получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией;

• углубленной подготовки по предметам различных циклов;

• развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности;

• свободного выбора будущей специализации.

Лицей, согласно официальному документу Министерства образования Российской Федерации, – это учреждение, дающее обучающимся общее среднее образование с углубленным изучением ряда предметов, как правило, естественного и технического профилей и предпрофессиональной подготовкой. Лицей организуется как учреждение первой и второй ступеней образования, а также как самостоятельное звено третьей ступени образования, срок обучения 7–8 лет или 2–3 года – в зависимости от установленной учредителем структуры. Из данного определения следует, что лицеи комплектуются учащимися классов второй и третьей ступеней, то есть тогда, когда, как утверждают специалисты, начинает складываться личностная мотивационная сфера учащегося. И другая особенность – имеет место «профилизапия» лицеев (предметная и отраслевая), что позволяет ученику уже в школьные годы познакомиться с избранным профессиональным направлением, а в ряде случаев провести некоторую коррекцию первоначальных интересов.

Таким образом, гимназии и лицеи как инновационные образовательные учреждения нового вида имеют как особенности, специфику возникновения, функционирования, так и общие черты в процессе своего развития. Данные процессы можно сгруппировать и представить следующим образом:

Таблица 4

Наши рекомендации