Теория и методика формирования математических представлений у детей» как научная и учебная дисциплина

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

М.А. Арсенова

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Учебное пособие

Для студентов специальностей 050703 –

педагогика и психология дошкольная и 050707 – педагогика и методика

дошкольного образования

ЧЕРЕПОВЕЦ

Введение

Необходимость издания настоящего учебного пособия вызвана как реформированием системы отечественного образования, так и становлением новых подходов к определению содержания и путей обучения дошкольников элементам математики в связи с изменившейся концепцией общественного дошкольного воспитания. В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя по аспекту организации математического развития дошкольников.

Курс «Теория и методика формирования математических представлений у детей» изучается студентами очного и заочного отделений по специальностям 050703 и 050707, являясь основой для организации работы по математическому развитию дошкольников в условиях современного образовательного учреждения.

Образовательная цель учебного курса состоит в освоении студентами университета современных подходов и теоретических основ процесса формирования элементарных математических представлений в ДОУ и математического развития детей дошкольного возраста.

В основу изучения курса положены следующие идеи:

- отношение к учебной дисциплине как к средству развития и саморазвития личности студента;

- подход к теории и методике формирования математических представлений как к диалектической науке, находящейся в постоянном развитии;

- понимание зависимости успешного обучения в школе от эффективности математического развития в дошкольном возрасте;

- признание ребенка субъектом процесса развития, ориентировка на построение системы образовательной работы в ДОУ с учетом его интересов, познавательных потребностей и возможностей.

Содержание и структура данного пособия предполагают координацию и установление межпредметных связей, что позволит формировать у студентов междисциплинарный стиль мышления.

Учебное пособие состоит из трех разделов в соответствии с содержанием дисциплины «Теория и методика формирования математических представлений у детей»: «Теория и методика формирования математических представлений у детей» как научная и учебная дисциплина», «Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста», «Методика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».

Каждый раздел включает в себя тематически структурированные основные теоретические положения, учебно-исследовательские задания для подготовки студентов к практическим занятиям и организации их самостоятельной работы, а так же основная литература по каждой теме.

Предлагаемое учебное пособие разработано на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Оно поможет студентам освоить содержание основных разделов курса, осознанно проанализировать лекционный материал, подготовиться к практическим занятиям и организовать самостоятельное изучение некоторых проблем.

Раздел 1.

Теория и методика формирования математических представлений у детей» как научная и учебная дисциплина

Теория и методика формирования математических представлений у детей – самостоятельная научная и учебная область. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ДОУ.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен [1], [3],[8]:

— научное обоснование программных требований (в условиях многовариативности образовательных программ) к уровню развития математических представлений детей в каждой возрастной группе;

— определение содержания для подготовки ребенка к усвоению математики в школе;

— совершенствование материала по формированию математических представлений в образовательных программах для детского сада;

— разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;

— реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и в школе;

— разработка содержания подготовки специалистов, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по математическому развитию детей в системе дошкольного образования;

— разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Общая задача методики — исследование и разработка дидактических основ процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Она решается с позиций философской, психологической и педагогической теории.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средства и формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга.

В основе методики заложены ведущие понятия.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [8].

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [8].

Методика формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду связана со многими науками, и, прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности и деятельности ребенка-дошкольника, процесс его воспитания и обучения: дошкольной педагогикой, частными методиками (изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения дошкольников), методикой начального обучения математике и теми аспектами самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников. Опора на эти науки позволяет, во-первых, определить объем и содержание знаний, которые должны быть освоены детьми в детском саду и служить фундаментом математического образования; во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности.

Совершенствование содержания и методов обучения математике в школе предполагает новое отношение к подготовке детей в период, непосредственно предшествующий школьному обучению. В настоящее время уже внесены существенные изменения в программы развития математических представлений у дошкольников (увеличение объема устного счета, счет групп предметов, обучение измерению отдельных величин, расширение геометрических знаний и др.); найдены и апробированы более эффективные методы и средства обучения (моделирование, проблемные задачи и ситуации, развивающие и обучающие игры и т. д.). Связь с методикой обучения математике в начальной школе позволяет верно определить основные пути дальнейшего совершенствования методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Обучение должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является предметом изучения психологических наук. Психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных математических представлений. Психология, определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков.

Методика формирования элементарных математических представлений относительно молодая научная педагогическая дисциплина, однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показывает, как постепенно изменялись концепции первоначального обучения математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть положительный опыт прошлого, а также результаты новейших исследований.

Можно выделить ряд основных этапов развития учебной дисциплины [2],[8]:

1-й этап – эмпирическое развитие методики. На этом этапе происходило выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский и др.), а так же представителями классических систем сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель). На становление и развитие методики значительное влияние оказали методы обучения математике в школе (монографический и вычислительный).

2-й этап – начальный этап становления теории и методики математического развития ребенка. В этот период определяется содержание, средства, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста (исследования Е.И. Тихеевой, Л.В. Глаголевой, Ф.Н. Блехер). Большая роль в теоретическом обосновании направлений развития дисциплины принадлежала фундаментальным исследованиям в области психологии и педагогики (К.Ф. Лебединцев, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк и др.).

3-й этап – создание А.М. Леушиной научно-обоснованной дидактической системы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Она разработала теоретическую и методическую концепции формирования количественных представлений в дошкольном возрасте. Была определена роль занятий как ведущей формы организации работы педагога с детьми, доказано значение дидактического материала и игр в формировании математических представлений детей.

4-й этап – совершенствование методики в условиях современного дошкольного образования. На современном этапе развития методики создаются и апробируются вариативные программы и технологии математического развития детей дошкольного возраста, совершенствуются формы и методы формирования математических преставлений у детей разных возрастных групп. Наиболее актуальными проблемами современной теории и методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста являются проблемы развития математических способностей и математического мышления (А.В. Белошистая), формирования математической готовности детей к школьному обучению, организации комплексной диагностики математического развития дошкольника, осуществления индивидуально-дифферинцированного подхода в обучении детей математике и др.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К РАЗДЕЛУ 1

ТЕМА: Становление и развитие теории и методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

Вопросы

1. Предмет научной дисциплины «Теория и методика формирования математических представлений у детей», его цели и содержание.

2. Истоки развития методики.

3. Выдвижение основных идей математического развития детей дошкольного возраста передовыми отечественными и зарубежными педагогами.

4. Вклад представителей классических систем сенсорного воспитания в становление методики.

5. Влияние школьных методов обучения арифметике на развитие методики формирования элементарных математических представлений у детей (XIX - нач. XX вв.).

6. Развитие методики формирования элементарных математических представлений в годы становления отечественной дошкольной педагогики (1910-1950 гг.).

7. Вклад А.М. Леушиной в разработку проблем математического развития детей-дошкольников.

8. Разработка проблем математического развития детей дошкольного возраста на современном этапе.

Задания

1. Составить схему строения методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

2. Сделать выписки из рекомендуемой литературы по каждому вопросу, обратив внимание на следующие аспекты изучаемой темы:

- основные этапы становления и развития методики как научной дисциплины: от эмпирически сложившейся методики к оформлению ее как научно-обоснованной дидактической системы;

- роль фундаментальных исследований по психологии и педагогике в решении проблем методики;

- связь между развитием методики и педагогическим опытом выдающихся отечественных и зарубежных педагогов (Я.А. Коменского, Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др.);

- сущность дидактических методов, технологий, систем, оказавших серьезное влияние на развитие методики.

3. Ответьте на следующие вопросы по теме:

- Какое основное условие обучения детей математике до школы выдвигали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой?

- Какой выдающийся швейцарский педагог предложил в обучении детей математике использовать переход от простых элементов к более сложным и широкое использование наглядности?

- Назовите русского педагога-писателя предлагавшего обучать детей математике, основываясь на детском практическом опыте.

- Кем было создано знаменитое пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений?

- Какой итальянский педагог считал, что главным в обучении детей математике является создание среды?

- Какие два школьных метода обучения арифметике повлияли на становление методики формирования элементарных математических представлений у детей? Сравните эти методы.

- Назовите имя автора первой программы и первого учебного пособия по математике для отечественного детского сада.

- Какой отечественный педагог пропагандировал разнообразие методов обучения и предлагал использовать в обучении дошкольников математике лабораторный, исследовательский, иллюстративный методы?

- Какой отечественный педагог считал, что формирование числовых представлений должно осуществляться у дошкольника естественно в ходе его развития, без принуждения и давления?

- Назовите имя создателя научно обоснованной системы формирования элементарных математических представлений.

Литература

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов ВУЗов. – М., 2003.

2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. – М., 1974.

3. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. – Л., 1988. – С. 10-37.

4. Плеханов А. Педагогическая деятельность Ф. Фребеля // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 8.

5. Плеханов А. Педагогическая теория и практика М. Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 10.

6. Теория и методика математического развития дошкольников: Хрестоматия: В 6 ч. / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1996. – Ч. 1, 2. – С. 5-45.

7. Упражнения с Монтессори-материалом. – Рига-Москва: пед. центр «Эксперимент», 1997.

8. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988. – С. 13-32.

9. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2000. – С. 41-56.

10. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие. – Воронеж, 2005. – С. 40-58.

Раздел 2

Наши рекомендации