Совершенствование профессиональных знаний

Совершенствование профессиональных знании умений и навыков профессионально-важных качеств сотрудников в процессе СБП имеет свои особенности.

Знания — это сведения о мире, о себе, деятельности, ставшие достоянием сознания (в том числе памяти) человека. Они представ­лены в усвоенных им категориях, понятиях, терминах и их системах (учениях, теориях, концепциях, сведениях, рекомендациях, инст­рукциях, содержании документов и т.п.). Знания оказывают регули­рующее и побуждающее воздействие на деятельность и поведение. Опираясь на полученные знания, сотрудник осознает окружающую действительность и себя в ней, ориентируется в ситуациях, пробле­мах, предвидит и планирует свои действия и поступки, готовит и принимает решения, избирает пути и способы выполнения, оцени­вает и контролирует обстановку. Мышление сотрудника, не опи­рающееся на богатые знания, малопродуктивно. «Знание — есть сила, а сила есть знание», — писал Ф. Бэкон. Чем ответственнее и сложнее проблемы, обстановка, цели, задачи, решения, тем боль­шую роль играют знания, которыми обладает сотрудник.

Эффективная методика формирования и совершенствования знаний опирается на понимание организатором СБП реального уровня имеющихся у слушателей знаний, индивидуальных способностей к обучению и др. Необходим и учет специфики вида знаний юридические, социальные, психологические, технические и пр.), особых трудностей их усвоения и совершенствования. Но существу­ет и общая методика формирования и совершенствования знаний, которая лежит в основе всех ин­дивидуальных подходов.

Знания различаются по степени усвоения слушателем, и при их формировании и совершенствовании важно обеспечивать нужную глубину усвоения. По этому показателю различаются:

• «знание-узнавание» — информация, которую человек плохо помнит, но при подсказке что-то вспоминает;

• «знание-репродукция» — механически усвоенное знание, «за­зубренное», сохраняющееся в памяти и воспроизводимое ме­ханически. При постановке дополнительных вопросов обу­чающемуся обнаруживается, что должного понимания изучае­мого предмета нет;

• «знание-понимание» — усвоенное полно, прочно, с понимани­ем его связей с другими знаниями, ранее полученными обу­чающимся;

• «знание-убеждение» — не только понимание, но и вера в истин­ность знания, ценность, значимость для себя, подкрепляющее­ся побуждением следовать ему в жизни и деятельности. Без превращений в убеждение (социальное или профессиональное) «знание-понимание» существует как формальная осведомлен­ность — для экзаменов, проверок (знает, но не выполняет либо выполняет не добровольно, а по принуждению);

• «знание-применение» — понимание, почему, где, когда, в каких условиях, как его применять и что будет, если делать это не­точно;

• «знание-творчество» — самостоятельное усвоение обучающим­ся глубины и обстоятельности знания, самостоятельно сде­ланные новые умозаключения, собственные выводы о связях с другими знаниями, месте и способах применения, о которых обучающемуся не говорили, но он догадался сам или вывел из собственного опыта, свободное использование знаний для са­мостоятельного решения каких-то новых для обучаемого про­блем и пр.

Первые два вида знаний не образуют качественную подготовку. Следует обеспечивать формирование последних грех видов в зави­симости от их содержания и значимости.

Успех совершенствования знаний повышается при понимании сотрудниками значимости усваиваемых знаний, убедительной де­монстрации ее в начале занятия, перед изложением каждого основ­ного вопроса. Мало говорить «важно», «это имеет для вас значе­ние», но раскрывать предметно, практично, на фактах, показывая, что получится, если знания нет или им пренебрегают.

Чтобы усвоить знания правильно и глубоко, надо точно пони­мать, что означает каждое научное понятие, профессиональный тер­мин, слово, с помощью которых они раскрываются руководителем занятий или в учебнике, документе. Понимать слово — значит уметь рассказать, что оно означает. При обучении и особенно со­вершенствовании знаний следует уделять повышенное внимание этому обстоятельству. Если слушатели не понимают точного значе­ния слов, которые использует руководитель, то и все содержание занятия будет воспринято по меньшей мере поверхностно.

Для правильного усвоения знаний нужна ясность их изложения, образность, убедительность, доказательность, эмоциональность. По­нятно может говорить только тот проводящий занятие, кто сам де­тально знает предмет, ясно мыслит; убедительно — тот, кто сам убежден; интересно и эмоционально — тот, кто не равнодушен. Обучающиеся понимают лучше то, чем интересуются, и больше интересуются тем, что понимают. Древняя педагогическая мудрость гласит: «Голова обучаемого — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Нужны усилия проводящего занятие, чтобы заинтересовать, увлечь учебную группу, вызвать у сотрудни­ков желание больше узнать, глубже разобраться в том, что им надо знать. Хорошо, когда речь преподавателя жива, ярка, интонационно богата, а не заунывна, как жужжащая муха.

Глубина усвоения повышается при обеспечении постоянной свя­зи знаний с практикой. И это особенно нужно в СБП, чтобы знания приобрели и обогатили личностный смысл, т.е. значение для себя, своей жизни и службы. Любые теоретические рассуждения, поясне­ния доказательства следует завершать четким ответом на вопросы: что это значит для практики? что из этого следует для нее? как на основе выполненных рассуждений улучшить практику? Плоха и иная крайность: говорить только о том, что и как делать, а осталь­ное считать «ненужным мудрствованием». Неверно и мнение, что сначала можно сформировать полноценные знания, а потом учить их применять. Применение знаний — это одновременно проверка правильности их усвоения, их уточнение, совершенствование, уг­лубление, закрепление. Связь с практикой выражается в сочетании методов объяснения и упражнения на одном занятии и на 2—4 сле­дующих друг за другом.

Методика эффективна, если обеспечивает усвоение отношений знаний, их взаимосвязей, т.е. создание в сознании обучающегося взаимосвязанного «клубка» сведений, умственного комплекса, ко­торый будет усвоен целостно. По словам К.Д. Ушинского: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Путь к этому — структуризация учебного материала:

• объявление основных вопросов темы в начале занятия;

• четкое выделение переходов от одного вопроса к другому в ходе изложения («первый вопрос», «переходим ко второму во­просу...»);

• алгоритмизация (где это возможно) содержания рекомендаций (например, «решение задачи осуществляется в несколько эта­пов: на первом..., на втором..., на третьем...» и т.п.);

• подчеркивание связей нового материала с ранее усвоенным;

• завершением изложения выводами.

Усвоение знаний должно сочетаться с активизацией и развити­ем мышления обучающихся (общего и профессионального). Нельзя усвоить знания, не думая, не делая это с усилием, с проявлением разных качеств ума (логичности, обоснованности, образности, ана­литичности, синтетичности, системности, самокритичности и др.). Проявления мышления надо целеустремленно активизировать со­вершенной методикой занятия.

Необходимо превращение важнейших знаний в убеждения и ценност­ные ориентации — пробуждение чувств обучающихся личной и выраженной убежденностью педагога, аргументированным доказыванием, связью с жизнью, эмоциональным и вдохновенным проведением занятий.

Наши рекомендации