Совершенствование профессиональных знаний
Совершенствование профессиональных знании умений и навыков профессионально-важных качеств сотрудников в процессе СБП имеет свои особенности.
Знания — это сведения о мире, о себе, деятельности, ставшие достоянием сознания (в том числе памяти) человека. Они представлены в усвоенных им категориях, понятиях, терминах и их системах (учениях, теориях, концепциях, сведениях, рекомендациях, инструкциях, содержании документов и т.п.). Знания оказывают регулирующее и побуждающее воздействие на деятельность и поведение. Опираясь на полученные знания, сотрудник осознает окружающую действительность и себя в ней, ориентируется в ситуациях, проблемах, предвидит и планирует свои действия и поступки, готовит и принимает решения, избирает пути и способы выполнения, оценивает и контролирует обстановку. Мышление сотрудника, не опирающееся на богатые знания, малопродуктивно. «Знание — есть сила, а сила есть знание», — писал Ф. Бэкон. Чем ответственнее и сложнее проблемы, обстановка, цели, задачи, решения, тем большую роль играют знания, которыми обладает сотрудник.
Эффективная методика формирования и совершенствования знаний опирается на понимание организатором СБП реального уровня имеющихся у слушателей знаний, индивидуальных способностей к обучению и др. Необходим и учет специфики вида знаний юридические, социальные, психологические, технические и пр.), особых трудностей их усвоения и совершенствования. Но существует и общая методика формирования и совершенствования знаний, которая лежит в основе всех индивидуальных подходов.
Знания различаются по степени усвоения слушателем, и при их формировании и совершенствовании важно обеспечивать нужную глубину усвоения. По этому показателю различаются:
• «знание-узнавание» — информация, которую человек плохо помнит, но при подсказке что-то вспоминает;
• «знание-репродукция» — механически усвоенное знание, «зазубренное», сохраняющееся в памяти и воспроизводимое механически. При постановке дополнительных вопросов обучающемуся обнаруживается, что должного понимания изучаемого предмета нет;
• «знание-понимание» — усвоенное полно, прочно, с пониманием его связей с другими знаниями, ранее полученными обучающимся;
• «знание-убеждение» — не только понимание, но и вера в истинность знания, ценность, значимость для себя, подкрепляющееся побуждением следовать ему в жизни и деятельности. Без превращений в убеждение (социальное или профессиональное) «знание-понимание» существует как формальная осведомленность — для экзаменов, проверок (знает, но не выполняет либо выполняет не добровольно, а по принуждению);
• «знание-применение» — понимание, почему, где, когда, в каких условиях, как его применять и что будет, если делать это неточно;
• «знание-творчество» — самостоятельное усвоение обучающимся глубины и обстоятельности знания, самостоятельно сделанные новые умозаключения, собственные выводы о связях с другими знаниями, месте и способах применения, о которых обучающемуся не говорили, но он догадался сам или вывел из собственного опыта, свободное использование знаний для самостоятельного решения каких-то новых для обучаемого проблем и пр.
Первые два вида знаний не образуют качественную подготовку. Следует обеспечивать формирование последних грех видов в зависимости от их содержания и значимости.
Успех совершенствования знаний повышается при понимании сотрудниками значимости усваиваемых знаний, убедительной демонстрации ее в начале занятия, перед изложением каждого основного вопроса. Мало говорить «важно», «это имеет для вас значение», но раскрывать предметно, практично, на фактах, показывая, что получится, если знания нет или им пренебрегают.
Чтобы усвоить знания правильно и глубоко, надо точно понимать, что означает каждое научное понятие, профессиональный термин, слово, с помощью которых они раскрываются руководителем занятий или в учебнике, документе. Понимать слово — значит уметь рассказать, что оно означает. При обучении и особенно совершенствовании знаний следует уделять повышенное внимание этому обстоятельству. Если слушатели не понимают точного значения слов, которые использует руководитель, то и все содержание занятия будет воспринято по меньшей мере поверхностно.
Для правильного усвоения знаний нужна ясность их изложения, образность, убедительность, доказательность, эмоциональность. Понятно может говорить только тот проводящий занятие, кто сам детально знает предмет, ясно мыслит; убедительно — тот, кто сам убежден; интересно и эмоционально — тот, кто не равнодушен. Обучающиеся понимают лучше то, чем интересуются, и больше интересуются тем, что понимают. Древняя педагогическая мудрость гласит: «Голова обучаемого — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Нужны усилия проводящего занятие, чтобы заинтересовать, увлечь учебную группу, вызвать у сотрудников желание больше узнать, глубже разобраться в том, что им надо знать. Хорошо, когда речь преподавателя жива, ярка, интонационно богата, а не заунывна, как жужжащая муха.
Глубина усвоения повышается при обеспечении постоянной связи знаний с практикой. И это особенно нужно в СБП, чтобы знания приобрели и обогатили личностный смысл, т.е. значение для себя, своей жизни и службы. Любые теоретические рассуждения, пояснения доказательства следует завершать четким ответом на вопросы: что это значит для практики? что из этого следует для нее? как на основе выполненных рассуждений улучшить практику? Плоха и иная крайность: говорить только о том, что и как делать, а остальное считать «ненужным мудрствованием». Неверно и мнение, что сначала можно сформировать полноценные знания, а потом учить их применять. Применение знаний — это одновременно проверка правильности их усвоения, их уточнение, совершенствование, углубление, закрепление. Связь с практикой выражается в сочетании методов объяснения и упражнения на одном занятии и на 2—4 следующих друг за другом.
Методика эффективна, если обеспечивает усвоение отношений знаний, их взаимосвязей, т.е. создание в сознании обучающегося взаимосвязанного «клубка» сведений, умственного комплекса, который будет усвоен целостно. По словам К.Д. Ушинского: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Путь к этому — структуризация учебного материала:
• объявление основных вопросов темы в начале занятия;
• четкое выделение переходов от одного вопроса к другому в ходе изложения («первый вопрос», «переходим ко второму вопросу...»);
• алгоритмизация (где это возможно) содержания рекомендаций (например, «решение задачи осуществляется в несколько этапов: на первом..., на втором..., на третьем...» и т.п.);
• подчеркивание связей нового материала с ранее усвоенным;
• завершением изложения выводами.
Усвоение знаний должно сочетаться с активизацией и развитием мышления обучающихся (общего и профессионального). Нельзя усвоить знания, не думая, не делая это с усилием, с проявлением разных качеств ума (логичности, обоснованности, образности, аналитичности, синтетичности, системности, самокритичности и др.). Проявления мышления надо целеустремленно активизировать совершенной методикой занятия.
Необходимо превращение важнейших знаний в убеждения и ценностные ориентации — пробуждение чувств обучающихся личной и выраженной убежденностью педагога, аргументированным доказыванием, связью с жизнью, эмоциональным и вдохновенным проведением занятий.