Законы постюения зеркальных отражений и анализ перспективных изображений в искусстве
1. Построение отражений в зеркальной поверхности
Отражения в зеркальной поверхности при умелом использовании могут быть элементами композиции и сюжета картины. Зеркальное отражение интерьера выявляет особенности архитектуры помещений, глубину пространства, поскольку на картине видно даже то, что находится за зрителем. Этот прием использовал Веласкес на картине «Менины», где на задней стене помещения в зеркале отражена королевская пара, которая ему позировала. Мир роскошного ресторана отражен в зеркале за спиной молодой женщины на картине Эдуарда Мане «Бар в Фоли-Бержер». Отражение предметов в спокойной глади воды, подчеркивает красоту пейзажа и усиливает его эмоциональное воздействие. Примерами служат картины В.Э. Борисова-Мусатова «Водоем», В.М. Васнецова «Аленушка», А.А. Иванова «Явление Христа народу».
Законы зеркальных отражений необходимо знать и внимательно наблюдать при рисовании с натуры.
Лучи света, падающие на матовую поверхность, отражаются под углами с микроскопическими отклонениями, что сразу влияет на восприятие данного предмета. Чем меньше шероховатость поверхности, тем более упорядочен поток отраженных лучей, тем вероятнее получение отражения. На металлических предметах хорошо просматриваются очертания отраженного предмета, но плохо видны его детали. Сила света отраженных лучей будет тем сильнее, чем ярче источник света.
Лучи света, попадая на зеркальную поверхность, изменяют свое направление. Построение изображений лучей света, отраженных от плоской зеркальной поверхности (рис. 279), основано на следующих законах оптики:
Рис. 279
1. Лучи, падающий (АВ) и отраженный (BS), расположены в одной плоскости с перпендикуляром (ВТ), проведенным к зеркалу через точку падения (В).
2. Угол падения (а) равен углу отражения (Р).
Рассмотрим закономерность образования отражений в зеркальной поверхности. Если провести плоскость, параллельную картинной, через вершину дерева — точку А, луч, падающий от точки А на поверхность воды под углом а к перпендикуляру ВТ, отразится под тем же углом и попадет в глаз наблюдателя в точке S. Отражение А0 окажется на продолжении отраженного луча SB ниже уровня зеркальной поверхности на величину отрезка аА. Образовавшиеся прямоугольные треугольники ВаА и ВаА0 будут равны, так как имеют по два одинаковых катета. Следовательно, изображения предметов в зеркальной поверхности располагаются ниже уровня зеркала в перевернутом виде на расстоянии, равном расстоянию от этих предметов до зеркала, т. е. симметрично.
Зеркала относительно картинной и предметной плоскости могут располагаться по-разному. Наиболее часто встречаются следующие положения:
— горизонтальное — зеркало параллельно предметной и перпендикулярно к картинной плоскости;
— фронтальное — зеркало параллельно картинной и перпендикулярно к предметной плоскости;
— вертикальное — зеркало перпендикулярно к предметной плоскости и под произвольным углом наклонено к картине.
Отражение предмета в спокойной глади воды —пример естественного горизонтального зеркала природы. Построим отражение предмета призма-
Рис. 280
тической формы АаВЬ и точки К, расположенных на берегу (рис. 280). Начнем построение с ребраАа, как наиболее приближенного к краю воды и проведем через него вспомогательную вертикальную плоскость Р, совпадающую с гранью АаЪВ и сходящуюся в точке Ft. Построим на плоскости Р линию раздела земли и воды a1F1. Согласно закону отражения Ааг = агА*. Стороны объекта и их отражения сходятся в соответствующие точки схода Fl~n F2. В зависимости от расположения объектов одно отражение может перекрывать другое. В нашем примере построенная точка В* будет перекрыта отражением набережной. Найдем отражение точки К, для этого воспользуемся точкой схода F2 и проведем вспомогательную плоскость. Из точки К опустим перпендикуляр и отложим на нем расстояние Khx = кгК„.
На картине (рис. 281) изображена набережная, расположенная под произвольным углом к зрителю. На ней находятся павильон и осветительные столбы, а в воде отражаются все предметы. Несмотря на разворот изображения, правила построения останутся прежними — для построения отражения предмета в зеркальной поверхности из всех характерных точек пред-
Рис. 281
мета опустим перпендикуляры к плоскости зеркала. На каждом перпендикуляре найдем точку раздела и от нее отложим расстояние, на какое удален данный элемент.
Отражение в горизонтальном зеркале равно отражающемуся предмету и подчинено тем же законам перспективного изображения, что и сам предмет.
Вертикальные зеркала используют как в жилых, так и общественных помещениях. Большие зеркальные поверхности визуально расширяют границы интерьеров и придают им парадность и монументальность.
На картине (рис. 282) изображено зеркало, перпендикулярное к предметной и картинной плоскостям, т. е. расположенное на боковой стороне стены, а также вертикальный отрезок АВ. Требуется построить отражение отрезка в зеркале.
Через концы отрезка, т. е. точки А и В проведем горизонтальные прямые, перпендикулярные к плоскости зеркала. Проведенные прямые образуют фронтальную плоскость, которая пересечет зеркало по перпендикуляру 1-2. От прямой 1-2 в глубину зеркала отложим отрезки 1А и 2В, т. е. расстояние от заданного отрезка до зеркала. Полученные в зеркале точки А* и В* соединим прямой, получим отрезок А*В*— отражение отрезка АВ в зеркале.
Рис. 282 |
Рис. 283
Зеркало расположено фронтально (рис. 283) и необходимо построить отражение отрезка АВ.
Используем масштаб глубин. Через концы отрезка проведем две параллельные прямые, сходящиеся в точку Р, т. е. горизонтально проецирующую плоскость, перпендикулярную к зеркалу. Построим линию пересечения зеркала с проецирующей плоскостью, т. е. прямую 3-4. С помощью ди-
станционной точки определим по масштабу глубин расстояние от отрезка АВ до зеркала, получим отрезок В1. От точки 1 вправо отложим отрезок, равный отрезку В1, получим отрезок 1-2. Точку 2 соединим с дистанционной и получим основание отражения отрезка, т.е. точку Б*. Из нее проведем вертикальную прямую до пересечения с прямой ЗР в точке А*. Отрезок А*Б*— отражение отрезка АВ.
Существует еще один несложный способ построения отражения в зеркале (рис. 284). Отрезок заключим в глубинную плоскость, соединим концы отрезка А и Б с главной точкой картины и найдем линию пересечения вновь введенной плоскости с зеркалом. Отрезок 1-2 делим пополам 1С = С2. Через середину проведем диагонали, которые определят сторону А*Б* квадрата АВБА*.
На картине (рис. 285) задан интерьер комнаты. На фронтальной стене комнаты расположено зеркало. Пол покрыт квадратным паркетом, на стенах развешаны картины разных размеров, у левой стены стоит скамейка, а по середине подиум с вазой. Требуется построить отражение предметов, находящихся в этом помещении.
Определим общие размеры отражения комнаты и рисунок паркетных плит. Для этого продолжим линии плинтусов и карнизов в точку Р. С помощью дробной дистанционной точки определим глубину отражения комнаты. Отражение всех остальных предметов построим на основе вышеприведенных примеров.
Зеркало расположено вертикально, но под произвольным углом к картине (рис. 286). Чтобы построить отражение отрезка АВ горизонтальный
Рис. 285
след плоскости зеркала продолжим до пересечения с линией горизонта в точке F2. Точку Fz соединим прямой с верхней линией зеркала. На картине при совмещенной точке зрения Sk построим прямой угол F2SkF1. Через концы отрезкаАВ проведем прямые в точку Ft. Плоскость ABFX будет перпендикулярна к плоскости зеркала, поскольку плоскость зеркала и плоскость ABFl проходят через общий перпендикуляр 1-2 к предметной плоскости — линия пересечения плоскости зеркала с плоскостью ABF^ Отложим от прямой 1-2 в глубину отрезок, равный отрезку 2-3. Для этого на линии горизонта возьмем произвольную точку Е и соединим ее с точкой В. Проведем горизонтальную прямую, проходящую через точку 2. Эта прямая пересечется с прямой BF в точке 3. Отрезок 2-3 отложим на горизонтальной прямой от точки 2 в глубину зеркала. Из полученной точки 31 проведем прямую в точку Е. Прямая ЗгЕ пересечется с прямой BFX в точке В*. Из нее восстановим перпендикуляр до пересечения с прямой AFX в точке А*. Полученный отрезок А*В* — отражение отрезка АВ в зеркале. Из построения видно, что отраженный отрезок получится уменьшенным за счет перспективного сокращения.
Аналогично выполнено построение отражения в зеркале угловой перспективы комнаты, на одной стороне которой располагается два полуовальных окна (рис. 287).
Построим отражение вазы в вертикальном произвольно расположенном зеркале (рис. 288). Введем горизонтально-проецирующую плоскость и
Рис. 286
Рис. 287 202
Рис. 289
найдем линию пересечения ее с поверхностью зеркала — 7-6. От прямой 7-6, отложим все расстояния вглубь зеркала. Найдем ось вращения вазы, для чего отложим равные отрезки 1-7 = 7-1 * и восстановим перпендикуляр.
Соединив прямой точку 5 с точкой схода F,, на месте пересечения с перпендикуляром получим точку 5*.
Можно построить ось и способом, показанным на рис. 284. Для получения контура вазы необходимо построить очерковые точки, определяя каждый раз направление и расстояние до зеркала (рис. 289).
► |
Отражение в вертикальных зеркалах всегда расположено на том же расстоянии от зеркала, что и сам отражающийся предмет.
2. Перспективные изображения в картинах художников
Рис. 290 204 |
В истории изобразительного искусства сохранилось немало примеров, которые позволяют проследить процесс создания известных картин художников от первых схематичных рисунков до окончательной реализации замысла. Изучение подготовительных эскизов показывает, как художник использует не только цветовые и тоновые средства, но и перспективные построения. Интересны подготовительные рисунки В.И. Сурикова к картине «Боярыня Морозова» (рис. 290). Художник воспользовался известным
способом изображения перспективных линий для направления внимания зрителя на определенное место картины — на композиционный центр. Как бы мы не рассматривали эту картину, взгляд обязательно пролетит по дороге к саням и остановится на лице и руке боярыни.
Другой распространенный прием можно наблюдать в картине И.И. Фир-сова «Юный живописец». Для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на композиционном центре картины, художник размещает его в главной точке картины, куда сходятся глубинные прямые. По этой же схеме написаны картины Ф.М. Славянский «На бал коне», В. И. Суриков «Меньшиков в Бере-зове». Начинающему художнику и педагогу очень полезно изучать эскизы к знаменитым картинам и исследовать путь, по которому художник прошел, создавая то или иное произведение искусств. Не менее полезно анализировать перспективные построения картин и знать некоторые теоретические положения, по которым определяют ее основные элементы.
Перспективный анализ — проверка формы и размеров изображаемых предметов, их положения относительно картины и предметной плоскости, взаимного расположения персонажей, связанных единством действий при выбранных художником параметрах перспективного изображения. Перспективный анализ осуществляют в следующей последовательности:
1. Найдем положение линии горизонта, главной точки картины.
2. Найдем положение точки зрения и величину угла зрения.
3. Определим перспективные масштабы в картине.
4. Проверим изображение формы и размеров предметов.
5. Проведем реконструкцию какого-либо предмета в картине.
Наиболее точный перспективный анализ возможен в тех случаях, когда художник в работе целенаправленно пользовался законами линейной перспективы.
Для анализа наиболее удобны те произведения живописи, на которых изображены предметы четкой геометрической формы: квадраты, прямоугольники, эллипсы, как изображение окружности в перспективе, или имеющие параллельные прямые или прямой угол. Они помогают восстановить основные элементы картины.
Проведем перспективный анализ нескольких известных работ художников. Определим линию горизонта и главную точку картины на схеме работы Д.Г. Левицкого «Портрет Демидова» (рис. 291). Русский аристократ и меценат изображен на открытой террасе своего дома. Половицы на полу — горизонтальные параллельные линии, перпендикулярные картинной плоскости, т. е. глубинные. Продолжение их позволяет определить главную точку картины, а значит и положение линии горизонта. Она находится на уровне глаз портретируемого человека, из этого следует, что художник писал портрет стоя. Все построения показаны на уменьшенной схеме. Продолжение сторон стула позволяет определить точки схода Fx и F2 и полуокружность, на которой лежит совмещенная точка зрения Sk.
Рис. 291 Положение главной точки картины можно определить и по предметам с прямыми углами. Если одна сторона прямого угла параллельна основанию картины, то предельной точкой его второй стороны будет главная точка картины. Если фигура на картине является квадратом, то ее диагональ в пересечении с линией горизонта определит положение дистанционной точки, как показано на схеме с картины Яна Ван Эйка «Мадонна канцлера
Ролена» (рис. 292).
Аналогично определяют основные элементы картины, если квадрат расположен вертикально и перпендикулярно к картинной плоскости — две стороны квадрата вертикальны и параллельны боковым сторонам картины как показано на схеме с картины испанского художника Диего Велас-киса «Менины» (рис. 293). На уменьшенной схеме видно, что горизонтальные стороны квадрата определяют главную точку картины Р, через которую проходит линия горизонта.
Положение дистанционной точки можно определить двумя способами:
1. С помощью масштаба глубин. Отложим от точки А на горизонтальной прямой АВ, сторону квадрата. Пересечение прямой Bfi с линией горизонта определит дистанционную точку D2.
2. С помощью диагонали квадрата. Через вершину ВС квадрата проведем диагональ. Точка пересечения ее с линией главного вертикала определит совмещенную точку зрения Sk и дистанционное расстояние PD1 - PD2.
Рис. 292
Рис. 293
Воспользуемся приемом, который предлагал А.П. Барышников для определения величины угла зрения при перспективном анализе картин (рис. 294). На картине проведем диагональ и найдем ее середину, которая одновременно является центром окружности, описанной вокруг этой кар-
Рис. 294 208
тины. Из середины диагонали построим перпендикуляр, равный по величине дистанционному расстоянию, определим новое положение совмещенной точки зрения Sk. Прямые, соединяющие концы диагонали с точкой Sk, образуют при ней угол ясного зрения.
На рис. 294,а диаметр поля ясного зрения равен диагонали картины. Это возможно только тогда, когда линия горизонта проходит по середине картины, а главная точка совпадает с ее геометрическим центром, что встречается редко. Если дистанционное расстояние равно диагонали, то угол зрения равен 53°. Если дистанционное расстояние в полтора раза больше диагонали, то угол равен 37° (рис. 294,6). При длине серединного перпендикуляра, равной двум диагоналям картины, угол зрения составит 28° (рис. 294,в).
Рис. 295 14 Э-298 209 |
На схеме с картины Б.М. Кустодиева «Торговка овощами» (рис. 295) на переднем плане изображены под произвольным углом к зрителю ящики с помидорами и картофелем. Итак, на картинной плоскости имеются два прямых угла с различным направлением сторон. Этого достаточно для нахождения основных элементов картины. Определим точки схода сторон каждого прямого угла Flt F2 и F3, FA и линию горизонта. При каждой паре точек схода проведем полуокружности. Точка пересечения полуокружностей — совмещенная точка зрения Sk, а перпендикуляр, опущенный на линию го-
ризонта определит главную точку картины Р. Зная положение дистанционных точек Z>! и D2, найдем угол ясного зрения. Расстояние PSk больше диагонали картины, значит угол составит 50°.
Если задан интерьер комнаты с фронтальной стеной, то легко определить по направлению плинтусов и карнизов главную точку картины и линию горизонта. Если в такой комнате имеется полуоткрытая дверь или окно, то совмещенную точку зрения, а затем и дистанционное расстояние определим с помощью масштабной точки, как это показано на схеме с картины неизвестного русского художника «Биллиардная в Пущине, имении Стре-каловых» (рис. 296). Верхний и нижний края двери продолжим до пересечения с линией горизонта и получим точку схода Fx. Так как в натуре ширина двери и ее проема равны, то проведя линию переноса через угол полотна двери А и соответствующий угол А1 в проеме, получим на линии горизонта масштабную точку Мх для произвольно направленной прямой, имеющую точку сходаFx. Масштабная точка определяется равенством расстояний F1Sk= F^M^ Поэтому проведя дугу радиусом FxMr до пересечения с перпендикуляром, проведенным через точку Р к линии горизонта, получим совмещенную точку зрения Sk. Отложив отрезок PSk = PD, найдем дистанционные точки D1 и D2. Угол ясного зрения превысит 60°, что бесспорно отрицательно влияет на зрительное восприятие картины.
Рис. 296 210 |
Восстановление основных элементов картины и определение размеров предметов по их перспективному изображению называют реконструкцией. Однако во многих случаях перспективный анализ картин можно сде-
лать приблизительно. Следует учесть, что иногда художник прибегает к умышленному нарушению законов перспективных построений и применяет несколько линий горизонта и главных точек.
При восстановлении элементов картины нужно уметь определять ее масштаб и натуральные размеры изображаемых предметов. Это можно сделать разными способами. Если требуется найти натуральную величину отдельного предмета безотносительно к другим, то проще это делать через перспективные масштабы, как показано на схеме с картины Жака Луи Давида «Клятва Горациев» (рис. 297). Натуральную величину аркады в масштабе картины найдем, используя перспективный масштаб.
Если сюжет картины связан с интерьером, в котором находятся фигура человека и предметы обстановки, то по их размерам можно определить высоту линии горизонта и натуральную единицу масштаба картины. Рост взрослого человека составляет 1,6—1,8 м. Эти данные дают возможность определить масштаб картины и размеры отдельных предметов. В картине Ж.Л. Давида линия горизонта совпадает с уровнем глаз стоящего человека, значит высота ее примерно 1,70 м, а величина арки — 2,50 м.
Рис. 297 |
На схеме картины Алексея Гавриловича Венецианова «Утро помещицы» основные элементы найдены по-другому (рис. 298). Картина, написан-
ная масляными красками, невелика по размеру и выполнена в бытовом жанре. Однако в картине нет сюжетной завязки, показанное действие односложно. Спокойные лица, некоторая застылость поз придает этой картине характер не столько жанровой сцены, сколько эпизода привычного текущего бытия, на минуту остановленного художником.
Эффект спокойствия и равновесия во многом определяется и выбранным уровнем горизонта. Продолжив половицы пола до их пересечения, найдем главную точку картины. Линия горизонта располагается на уровне глаз главной героини, которая сидит в кресле. Значит, примерно составляет 1,20 м. Эту же величину получим, используя высоту стола, изображенного в комнате. Для этого его величину вынесем в плоскость картины с помощью масштаба высот. В масштабе картины натуральный размер стола будет 0,75 м. Расстояние от крышки стола до линии горизонта составляет 1/2 высоты стола примерно 37—40 см (0,75 + 0,40). Определим высоту ширмы, расположенной в глубине картины. Она составляет 1,90 м.
Вынос главной точки картины за ее пределы уменьшает глубину пространства, значительно приближает сцену к зрителю и как бы делает его соучастником происходящего. Основное изобразительное средство художника в этом произведении — свет, которым он выделяет главных действу-
а = 75° |
Рис. 298 212
ющих лиц, все остальные предметы погружены в прозрачную тень. Главная точка картины фактически совпадает с источником света (окно сверху прикрыто портьерой). Эта работа наилучшим образом демонстрирует достижения, которые были сделаны мастером в области нового понимания интерьера для реальной передачи сцен повседневной жизни.
Рис. 299 |
Картина П.А. Федотова «Завтрак аристократа» выполнена также в бытовом жанре (рис. 299). Художник дает повествовательное раскрытие события, с едкой иронией представляет на первом плане главного персонажа, который пытается прикрыть кусок черного хлеба. Для выявления го-
ловы центральной фигуры используются линии стола, уходящие в глубину и позволяющие определить главную точку картины и линию горизонта. Диагональ квадрата на ковре позволяет сразу определить дистанционное расстояние, и совмещенную точку зрения.
Проще всего произвести реконструкцию стула, так как он максимально приближен к основанию картины и имеет вполне определенные размеры — величина от пола до сиденья составляет 0,45 м, у стола — высота 0,75 м. Определим высоту линии горизонта — 1,20 м и высоту комнаты — 3,75 м.
Точка зрения удалена на расстояние меньше диагонали картины, значит художник писал картину, как бы наблюдая сцену через окно, откуда падает свет на фигуру. Близкая к картине точка зрения вызвала подчеркнутые перспективные явления — крутой сход глубинных прямых в главную точку картины. Создается впечатление, что пол поднимается к дальней стене комнаты. Однако при общем восприятии картины эти искажения не очень заметны.
Поскольку задана фронтальная перспектива интерьера для определения взаимного положения предметов обстановки, воспользуемся методом гомологии, изложенным ранее. Из совмещенной точки зрения Sk проведем лучи зрения через дальние углы комнаты, и получим ее план. Ковер, в основе рисунка которого лежат квадраты, позволяет достаточно точно определить местоположение кресла и шкафов.
Приведенные примеры далеко не исчерпывают все возможные случаи использования художниками перспективных построений для решения композиционных задач, однако они дают общее представление о закономерностях передачи трехмерных изображений на плоскости листа.
Вопросы и упражнения для самоконтроля
1. Приведите примеры картин художников, где изображены отражения в воде или зеркалах.
2. На каких законах оптики основано построение отражений в перспективе?
3. В чем заключается сущность построения отражений предмета в плоском зеркале?
Глава IX
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ КАК НАУКИ
В глубокой древности, на самых ранних этапах развития человеческого общества, человек изображал на двумерных поверхностях (стены пещеры, плоские кости и дерево) животных и различные предметы, которые окружали его. Рисунки имели магическое, информационное и декоративное значения.
Древнеегипетское искусство во многом близко детскому рисунку, поэтому его иногда называют наивным. Человек еще не умел передать пространство на плоскости, он стремился «распластать» объемные тела.
Возможность сделать следующий шаг в совершенствовании методов изображения пространственных фигур дала Античность. Поскольку греческая живопись не сохранилась, мы можем судить о ней только по древним литературным источникам.
Высокое развитие скульптуры свидетельствует, что стремление древнегреческих художников к правдивому изображению сильного, энергичного, отличающегося душевным равновесием человека требовало применения теоретических знаний изображения реальной формы, которые должны были отвечать законам зрительного восприятия. Во многом этому способствовало высокое развитие аксонометрии и математики в целом. Древнегреческий ученый Эсхил (около 525 — 456 гг. до н. э.) внес значительный для того времени вклад в развитие наблюдательной перспективы. Большое внимание построениям изображений на плоскости уделено в трактате «О геометрии» крупнейшего ученого, естествоиспытателя и мыслителя Древней Греции Демокрита (около 460—370 гг. до н. э.).
Способы построения перспективных изображений изложил в трактате «Десять книг об архитектуре» древнегреческий ученый и архитектор Вит-рувий (конец I в. до н. э.), где без теоретических обоснований сформулировал правила построения перспективных изображений и составления архи-
Рис. 300. План купола с перспективной передачей конструкции, выполненный Филиппо Брунеллески
тектурно-строительных чертежей планов и фасадов зданий. Эти трактаты использовали римские художники. В помпеиских росписях появилась ось схода — «рыбья кость» — своеобразная предшественница точки схода в ренессансной системе перспективы.
В течение длительного времени (около тысячи лет) наука о построении графических изображений не получила дальнейшего развития. Для Средневековья характерно стремление к отвлеченному, мистическому, неземному искусству. Материально-чувственные изображения людей в произведениях греческих мастеров, воспевавших красоту тела, считались неприемлемыми. В иконописи широко использовалась обратная перспектива, когда дальние объекты изображались более крупными, чем ближние.
Эпоха Возрождения впервые создала математически строгое учение о способах передачи пространства, назвав его линейной перспективой. Считают, что перспектива как наука возникла в Италии в XV в. Открытие закономерностей в перспективе стало большим событием в области изобразительного искусства. Наука о перспективе внесла в произведения художников логический порядок и композиционную целостность.
Основоположником перспективы как науки считают итальянского теоретика искусства, архитектора и художника эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески (1377—1446), который впервые стал применять правила перспективы в изображении архитектурных сооружений (рис. 300).
Итальянский ученый Леон Баттиста Альберти (1404—1472) — теоретик искусства Раннего Возрождения, одаренный математик, физик, замечательный зодчий, скульптор, философ, поэт и музыкант — обобщил опыт мастеров античного и современного ему изобразительного искусства. Теоретические положения о перспективе на математической основе изложены в его трудах « О живописи » и « О зодчестве ». В трактате « Десять книг о зодчестве » он сформулировал на научной основе теорию рисунка и перспективы, обосновал теорию пропорций по принципу греческой антропометрии1.
Альберти предлагал строить процесс обучения на рисовании с натуры, где можно наблюдать изменения в размерах и измерять их. Для построения перспективных изображений он использовал способ перспективной сетки. Альберти применил масштабные точки, в которые сходятся диагонали квадратов. Правда, он не дал этому свойству теоретических обоснований, так как считал данные построения естественными и понятными с первого взгляда. Альберти также рассмотрел теорию нанесения теней на изображениях и обосновал необходимость покрытия освещенных поверхностей разными тонами красок, т.е. ввел впервые понятие светотени.
Теоретическое наследие Пьеро делла Франческа (около 1420—1492) отражает достижения флорентийской школы живописи. Он дал определение перспективы как проекции предмета, полученное в результате пересечения конуса видимости с картинной плоскостью в своих трактатах « О правильных телах » и « О живописной перспективе ». В своем искусстве он соединил совершенную перспективу и строгую пропорциональность форм с тонкой гармонией красок. Художники того времени считали его отцом линейной перспективы. Сохранились подготовительные рисунки к некоторым его работам, на которых видны линии построения и сильное сокращение боковой стены дома.
Леонардо да Винчи (1452—1519) соединил в себе черты экспериментатора и взыскательного теоретика, требующего самых обоснованных методов доказательств. Свои теоретические положения, в том числе правила перспективы, он изложил в трактате «О живописи». Леонардо да Винчи считал, что перспектива относится к «механическим наукам», которыми не должен пренебрегать ни один талантливый живописец. Он подчеркивал большое значение перспективы как науки в развитии живописи и указывал, что практика всегда должна быть построена на хорошей теории, для которой перспектива является руководителем и без нее ничто не может быть сделано хорошо в живописи.
Леонардо да Винчи делит перспективу на три основные части:
1. Линейная перспектива, изучает и излагает законы построения фигур по мере их удаления от наблюдателя.
2. Воздушная и цветовая перспектива, трактует об изменении цвета предметов в зависимости от расстояния от них до наблюдателя и о влиянии слоя воздуха на насыщенность и локальность цвета.
1 Антропометрия (греч.) — наука о методах измерения человеческого тела.
3. Перспектива четкости очертания формы предметов анализирует изменение степени отчетливости границ фигур и контраста света и тени по мере удаления их в глубину пространства, изображаемого на картине.
Из трех разделов перспективы два последних не получили дальнейшего теоретического развития. Из-за сложности исследования цветовая и воздушная перспективы не имели аргументированных законов, поэтому художники используют их на практике на основе личного восприятия и опыта.
В художественном и научном наследии великого мастера сохранилось много рисунков и набросков, где изображения выполнены с использованием перспективных сокращений. Леонардо да Винчи предлагал строить улицы на разных уровнях с целью беспрепятственного движения на перекрестках.
Выдающийся немецкий ученый, математик, гравёр и художник, Альбрехт Дюрер (1471—1528) в своем сочинении «Руководство для измерения циркулем и правилом», изданном в 1523 г., описал графический способ построения перспективы предметов с использованием ортогональных проекций, получивший в литературе название «способ Дюрера». Дюрер изобрел приспособление для измерения пропорций фигуры человека. На одной из гравюр А. Дюрера изображен художник, рисующий музыкальный инструмент — лютню (рис. 301). Он смотрит на лютню одним глазом, сквозь очко и через раму с сеткой из квадратных ячеек. Рама с сеткой удалена от очка настолько, чтобы и раму, и лютню можно было увидеть целиком, не поворачивая головы, т. е. не перемещая точки зрения. На столе перед художником лежит лист бумаги с такой же сеткой из квадратов, на который мастер и переносит образ, увиденный через очко.
Рис. 301. Гравюра Альбрехта Дюрера |
Хорошо зная математику, Дюрер предлагал фигуру человека вписывать в простейшую геометрическую форму, которую легко проверить законами перспективы, а затем детализировать мелкие части. Рисовальщик вначале
должен видеть большую форму, а затем подобно скульптору рубить ее с выявлением объемно-конструктивного строения. Большую ценность для рисования представляет учение Дюрера о фигурах и возникший на его основе так называемый «метод обобщения формы».
Геометрическая точность построения никогда не была самоцелью для художников-реалистов. Для них перспектива была лишь одним из средств художественной выразительности. Законы перспективы не сковывали их творческую инициативу, а позволяли при осмотрительном использовании их находить более сложные закономерности.
Анализ картин выдающихся художников Возрождения показывает, что отступление от сложившихся упрощенных геометрических принципов было не отрицанием математической логики, а было интуитивной корректировкой в сторону визуальной правильности передачи пространства. Наличие нескольких линий горизонта или точек схода для линий, идущих в глубину — эти отступления можно видеть в картинах Веронезе, Рафаэля, Леонардо да Винчи.
Итальянский ученый, архитектор и художник Андреа дель Поццо (1642—1709), описал теорию перспективы в работе «Перспектива архитекторов и живописцев, в которой излагается легчайший и быстрейший способ перспективного изображения всего, что относится к архитектуре» (Рим, 1693 г.). Название книги вполне оправдано, в ней приведены многочисленные и оригинальные примеры построения перспективных изображений по ортогональным чертежам (рис. 302, а, б). В этом же труде были даны, довольно полные для того времени, сведения о различных видах перспективы: линейной, рельефной и плафонной.
К концу XVIII в. была решена задача передачи переднего, среднего и дальнего планов (до горизонта, если это было необходимо), что чрезвычайно расширило возможности художников.
Однако перспективные изображения, несмотря на их наглядность, не дают полного представления о форме и размерах изображаемого предмета, они не могут быть использованы как проекты для осуществления каких-либо сооружений. Начало XIX в. ознаменовалось новыми открытиями в науке о методах изображения. Знаменитый французский ученый, геометр и инженер, общественный деятель эпохи Великой Французской революции Гаспар Монж (1746—1818) опубликовал в 1795 г. свою книгу «Начертательная геометрия» , которая явилась первым систематизированным изложением метода изображения пространственных фигур на плоскости. В этой книге впервые были сделаны попытки построить тени на ортогональном чертеже — эпюре и в перспективе. В ней изложены рекомендации, как выполнить тушевку предмета в соответствии с законами воздушной перспективы. Работы Гаспара Монжа явились своеобразным логическим завершением всего, что было сделано раньше, и началом нового этапа в развитии науки о построении графических изображений — начертательной геометрии.
а)
б)
Рис. 302. Рисунки из книги Андреа дель Поццо «Перспектива архитекторов
и живописцев, в которой излагается легчайший и быстрейший способ
перспективного изображения всего, что относится к архитектуре»
Первые сведения о перспективных изображениях в России относятся к концу XV в. и связаны со строительством соборов Московского Кремля. Итальянские архитекторы привезли в Россию перспективы храмов и соборов, однако на изобразительное искусство той эпохи они не повлияли в связи с сильными национальными художественными традициями. Долгое время перспективу использовали только для изображения архитектурных и технических сооружений.
Русские художники XVI—XVII вв. уже достаточно хорошо овладели теорией перспективы и применяли ее в своих картинах с большим мастерством. Это подготовило следующий этап в развитии теории и практики перспективы, который внесли русские художники-педагоги XVIII—XIX вв.
В 1822 г. Василий Козьмич Шебуев (1777—1855), воспитавший целую плеяду замечательных художников, написал трактат из четырех частей «Полный курс правил рисования и анатомии для воспитанников Академии художеств». Этот труд, в двух частях которого отводилось место перспективе, представлял собой строгую систему правил рисования фигуры человека и его частей тела, и содержал 150 учебно-методических рисунков-иллюстраций и методические советы по рисованию с натуры и применению знаний законов перспективы и пластической анатомии в академическом
рисунке.
Значительный вклад в систему художественного образования внесли русские художники-педагоги XIX в. Алексей Гаврилович Венецианов (1780— 1847) посвятил 20 лет жизни напряженным поискам закономерностей видения натуры на основе законов перспективы. Картины А.Г. Венецианова — лучшие иллюстрации к его теоретическим высказываниям. Большое значение имело учебно-методическое пособие А.П. Сапожникова «Полный курс рисования», изданного в 1834 году, который неоднократно переиздавался и изучался многими поколениями художников. Замечательный русский художник и педагог Николай Николаевич Ге (1831—1894) рекомендовал своим ученикам сделать перспективу всегдашним спутником своей работы, учить, овладевать и вносить в каждое произведение. Каждая картина П. А. Федотова, Н.Н. Ге, А.Г. Венецианова и других художников может рассматриваться как учебное пособие к курсу перспективы, по которому можно изучать применение перспективных построений для реализации композиционного замысла.
Выдающийся художник-педагог Павел Петрович Чистяков (1832—1919) считал, что форма предмета в пространстве не может быть нарисована с homoj щью «талантливого глаза», она требует строго точной проверки, основанной на самых точных правилах, т. е. перспективе. Большим событием во второй половине XIX в. в России было введение в общеобразовательной школе учебных предметов по рисованию и черчению. В разработке программ по этим дисциплинам принимал участие и П.П. Чистяков. Система Чистякова получила широкое признание, у него учились почти все крупные художники-реалисты той эпохи, составившие славу русской школы.
В различных сферах человеческой деятельности к изображению объектов предъявляются неодинаковые требования. В изобразительном искусстве усилия художников направлены на изображение с наибольшей степенью наглядности. В технике важны расчетные характеристики, наглядности не придается столь серьезного значения. Для технических целей необходимы изображения, которые дают наиболее полную информацию о размерах объекта. Поэтому не случайно на протяжении всего XIX в. наблюдается параллельное развитие и изучение методов отображения окружающего мира в разных сферах деятельности. Метод ортогонального проецирования изучается в начертательной геометрии, которая становится самостоятельной наукой и вводится как обязательный предмет в высших технических учебных заведениях. Раздел перспективы изучается как специальный предмет в художественных учебных заведениях.
Первым русским профессором по начертательной геометрии, ее основоположником и основателем этой науки в России был Яков Александрович Севастьянов (1796—1849). Изданной им в 1821 г. учебник «Основания начертательной геометрии » стал первым учебником русского автора на русском языке и явился основным в течение 20 лет почти во всех высших учебных заведениях. Я.А. Севастьянов впервые ввел русскую терминологию, дал практическое приложение начертательной геометрии к техническому черчению, рисованию, перспективе и картографии. А.Я. Севастьянов написал ряд работ, среди которых наиболее известные: «Приложение начертательной геометрии к рисованию. Теория теней. Линейная перспектива. Оптические изображения», «Приложение начертательной геометрии к воздушной перспективе, к проекции карт и к гномонике».
Рубеж XIX—XX вв. ознаменовался новым подъемом в изобразительном искусстве. Появление картин, выполненных по законам «перцептивной» перспективы, с учетом кривизны прямых линий в среднем пространстве, свидетельствует о значительном продвижении человеческой мысли в процессе познания себя и окружающего мира. Творчество французкого художника П. Сезана (1839—1906) и русского художника К.С. Петрова-Вод-кина (1878—1939) — лучшее тому подтверждение.
Крупнейшим теоретиком перспективы XX в. стал Борис Викторович Раушенбах (1915—2001), выдающийся ученый-математик, один из создателей отечественной ракетно-космической техники, философ, мыслитель, автор работ, посвященных богословским и искусствоведческим проблемам, где исследует вопросы зрительного восприятия человека, роли мозга и возможностей отражения трехмерного пространства на плоскости картины.
К началу XXI в. был накоплен огромный практический опыт, воплощенный многими поколениями художников в различных произведениях искусств; перспектива как наука определила свои закономерности, правила и исключения.