Библиотечный менеджмент. Функции и методы управления библиотекой

«Библиотечный менеджмент» - проф. Обл. деят-ти, связанная с постановкой цели и разработкой эффективных способов ее достижения в постоянно изменяющихся условиях внешней среды биб-ки. Управление библиотекой – это деят-ть, направленная на обеспечение функционирования биб0ки, повышения эффективности ее работы, развития в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды. В механизме управления библиотекой взаимодействует управляемая система – объект управления и управляющая система – субъект управления. Объект: библиотека и ее структурные подразделения, биб.персонал, биб.ресурсы,экономические ресурсы. Субъектом управления м/б как коллективный орган управления, так и управляющее лицо (руководители регионов,наделенные полномочиями по управлению объектом). Взаимосвязь объекта и субъкта реализуется ч/з управление, включающее в себя цели, структуру, кадры, функции, методы управления. Формой сознательного использования объективных законов в практике управления явл.принципом управления: Научность применения научных методов; Системность – биб-ка единственная система, присущи связи между ними; Достижение соответствия действий субъектов управления особенностям объекта управления; Обратная связь – основа саморегулирования; Рациональное сочетание централизации и децентрализации – контроль, координация; Организационные принципы – рациональность системы управления; Цель управления – это совокупность качественных и содержательных характеристик будущего состояния биб-ки, на ее основе формируются различные способы достижения (методы управления). Цели управления разделяют по: Содержанию – от объекта управления: кадры, технологии, экономические ресурсы.; Времени выполнения – долгосрочные и короткострочные.; Уровню управления – общебиблиотечные и конкретного структурного подразделения. Основные черты и свойства: конкретность и измеримость, непротиворечивость, согласованность с др.целями, адресность и контролируемость. Структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспеч.функционирование и развитие биб-ки как единого целого. Линейная структура. Небольшие биб-ки, основана на взаимодействии руководителя и подчиненного; Линейно-функциональная. Создается спец.акценты и службы (кадровая), взаимодейств. Через линейного руководителя (директор); Линейно-штатная (создание координирующих звеньев, совет при директоре, научно-методический совет); Дивизиональная. Децентрализация при сохранении контроля и централизации ЦБС; Органическая. Ответственность каждого за общий результат; Программно-целевое управление; Проектные структуры; Матричная. Двойное подчинение непосредственно руководителя отдела руководителю проекта. Функции биб-ки – особые виды деят-ти, возникшие в силу разделения труда в любой организации, постоянно повторяющиеся и выражающие целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Самый распространенный подход к функциям – все действия менеджера сводятся в замкнутый цикл функций, которые состоят из 3х моментов: Принятие управл.решений; Реализация решений; Контроль. Метод управления – это инструмент, способы воздействия управляющего субъекта на объект в качестве кот.выступает библ.коллектив., техн.процессы,ресурсы. Это совокупность способов, приемов целенаправленного воздействия субъекта на объект: Экономические. В их основе лежат интересы гос-ва, общества, соц.группы, индивида (анализ, расчет, стимулирование); Организационно-распорядительные. Методы силы авторитета и власти, реализ.в виде указов, приказов, инструкций; 3. Соц.-психологические. Используют индивид.и общественное сознание и психологию обществ. на морально-этических ценностях и воспитании (совет, просьба, внушение, убеждение).

11. Библиотечный коллектив: формирование и управление.Персонал – это штат какой-либо организации. Коллектив – это психологическое понятие, означающее сообщество единомышленников, связанных общим делом. Библиотечный коллектив является разновидностью социальной группы и характериз-сясовместной необходимой деят-ю, разделениями функций между членами коллектива, обменом информацией, наличием отношений проф.илиличного хар-ра. Каждый биб.коллектив имеет свою структуру, специфические признаки формирования и развития. Особенность коллектива – наличие в нем малых групп, сущ-е неформальных групп. В формальной структуре кол-во взаимоотношения людей осущ.не по их личному желанию и воле, а по опред.,заранее обусловленной форме, - в виде правил, зафиксир.регламент.док-том. В неформальной структуре правила поведения не прописаны, но можно их изменить, негласно контролирующ.наблюдением сослуживцев. Формальная структура требует согласования своих действий в соответствии официальными общественными требованиями, с их должностными положениями. Неформальная – эмоц.взаимоотношениями. основное сво-во неофициальнойструктуры – неоднородность личных позиций ее членов. Администрация биб-ки должна обеспечить наличие достаточного кол-ва работников.Профессионально-квалификационная структура биб-ки представляет собой распределение сотрудников по выполняемым ими функциям, организац. Или квалифицированно-должностному признаку. Сущ-т три формы разделения труда: Технологическая; Функциональная; Профессионально-квалификационная. В библиотеках ведущее – функциональная. Связано с созданием структурных подразделений и служб, специализир. На выполнении функций. Проф.-квалифицированное разделение труда основывается на распределении обязанностей и разграничении ответственности между работниками с учетом занимаемой должности. Категории: помошник биб-ря (технический исполнитель); биб-рь средней квалификации, б-рь высшей квалификации. Штат утверждает директор в пределах выделяемых оснований. Содержание и метод подбора персонала явл. Важным эл-том управления: Пассивная кадровая политика, отбор кадров в режиме экстренного реагирования на конкретные ситуации. Необходим найм работников; Реактивная. Контроль и диагностика сост.работы с персоналом (уровень конфликт.,сосст-е уровня квалификаци. Предварительный анализ смитуации).; Превективная. Прогноз кадровой политики. Подбор – колич.и кач.оценка потребностей в персонале; Активная политика. Подбор на основе мониторинга и целевой программы работы с кадрами.; Открытая политика. Организация прозрачна для потенциальный сотрудников на любом уровне.; Закрытая. Ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение только из числа сотрудников. Оценка потребности в персонале может носить количественный и качественный подход. В процессе общения в коллективе возникает определенный социально-психологический климат, среди осн.факторов – взаимоотношения по вертикали и горизонтали, стиль и нормы общения, организация и условия труда, систему стимулирования. Большое значение – состав коллектива с точки зрения психологической совместимости ее членов.

Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет, диктующий правила поведения сотрудников. Включает настроение, манеру приветствия, обращения руководит.к сотруднику, формы и методы критики.

Ухудшение климата: неблагоприятная производственная обстановка, напряж.отношения, конфликт. Большую роль играет руководитель. Мотивация – система факторов, побуждающих к деятельности. В основе – потребность в деятельности и оценка ее: Нормативная – психол.воздействие; Принудительная – власть и угроза; Стимулирущая.

Конфликты – не достижение единой позиции,возникновение споров, противоречий.

Конфликты делятся: по горизонтали и по вертикали Деловые (производ.деят-ть), личностные; по последствиям: конструктивные, деструктивные, открытые, скрытые; по времени протекания: скоротечные, затяжные. Управление конфликтами: прогнозирование; - устранение причин. Стратегическое поведение управления: избегание, приспособление (уступка), компромисс, соперничество, сотрудничество.

12. Система управления библиотечным делом в Российской Федерации.Библиотечное дело состоит из: Научные центры (РКП, ВИНИТИ); Государство (финансирование, законодательство); Библиотеки (единая сеть, кооперация); Персонал (система повышения квалификации и обучения). Под системой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые образуют целостность и имеют новые свойства по отношению к свойствам элементов её составляющих. Главное свойство системы – сумма свойств элементов не равна сумме системы. Системы бывают биологические, технические и социальные.

Библиотека – соц.система. Относится к социокультурным. ФЗ “ОО библ.деле” определяет БДело как систему: Б дело – это отрасль инф. культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входит формирование и развитие сети библиотек, формирование и обработка фондов, организация библиотечно-информационного и справочного обслуживания, подготовка кадров библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Система включает след. подсистемы: Сеть библиотек; Комплектование и обработка фондов; Организация обслуживания; Научное обеспечение деятельности; Методическое обеспечение; Подготовка и переподготовка кадров; Управление БД. Цель БД как системы – обеспечение прав человека на свободный доступ к информации.У БД есть среда, которая определяется кадрами и ресурсами.

БД как система обладает закономерностями и особенностями развития: Закон взаимодействия библиотек Закон максимального эффекта использования инфы, сконцентрированный в системе БД; Динамичность библ. Дела; Демократизм Б дела; Единство национально-государственного и библ дела; Закон приоритетности индивидуального подхода в БД; Закон соответствия библ фонда запросам и интересам пользователей; Закон связи БД с социальными, экономическими и культурными, политическими условиями общества; Пропорциональность развития Бдела во всей сети. Библиотека как система управления: Управление – это целенаправленная деятельность, обеспечивающая сохранение и совершенствование структуры данной системы, реализацию её целей. Определить цели (производственные, научные, социальные); Выбор структуры управления в соответствии с выбранными целями; Формирование системы управления; Определение связи между подразделениями; Подбор и расстановка кадров. Основные черты научного управления: Cистемность и непрерывность; Моделирование управленческих объектов и процессов; Сочентание госуд и обществ управления. Закономерности управленческой деятельности: Единство всей системы управления (принципы, методы, процессы); Пропорциональность объекта и субъекта управления; Централизация и децентрализация управления; Соотносительность управляющей и управляемой системы. Cтруктура управления БД – сов-ть звеньев, которые находятся во взаимосвязи и взаимоподчинении, наделены определенными правами и отв-тьюи выполняют функции управления. Уровни управления БД: Федеральный. Входит отраслевой управление БД.; Региональный. ; Местн.самоуправление.; Администрация библ-ки. Мин-во культуры – высший орган. Готовит программы, концепции. Может само принимать ряд законодат.актов. Готовит предложения по формированию сети учеб.заведений. Координирует межрегиональные и международные связи в области БД, научные исследования. Способствует внедрению нов.достижений науки и техники. Совершенствует систему книгоснабжения. Руководит непостредственно библиотеками на фед. уровне (налоговые льготы, контроль за соблюдением стандартов, ведет статист.учет). Субъекты РФ. Роль – исполнение закон-ва. Подготовка проектов регион.законов. Управление деят-тью библ-ки(координация и контроль, финансирование, сохранение фондов). Создают в субъектах Департаменты культуры. Местное самоуправление. Реализует гос. политику. Имеет полномочия по развитию библ.сети. Внедряет новации в библ.обслуж-ие. Могут сами устанавливать льготы. Собирают статист.данные своего региона.

Наши рекомендации