Воспитание личности в коллективе. Проблемы формирования коллектива и его влияние наличность школьника
Одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. А.С. Макаренко специально подчёркивал, что в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, её защищённость и широкие социальные связи.
Воспитание в коллективе тесно связано с процессом социализации.
Слово «коллектив» происходит от лат. сolligo, что означает «объединяю», а лат. сollectivus – «собирательный». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определённую общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений.
Среди многих коллективов выделяется детский коллектив – объединение детей, сплочённых общими целями и совместной деятельностью.
Можно выделить две подсистемы коллектива:
ü управляющая (педагоги, воспитатели, родители);
ü управляемая (собственно детский коллектив).
Структура воспитательного коллектива в школе:
он включает общешкольный коллектив, первичные коллективы (классы, отряды), временные коллективы (кружки, спортивные секции и т.п.). Первичные коллективы – малые социальные группы. Также выделяют формальный коллектив – официальное объединение учащихся, и неформальный коллектив – противоположный формальному, т.е. фактически существующий коллектив.
Основные функции коллектива:
· организационная (коллектив регулирует поведение, взаимоотношения своих членов; является субъектом управления своей общественно-полезной деятельности);
· воспитательная (коллектив способен стать носителем определённых нравственных убеждений, здесь происходит гражданское становление ребёнка);
· стимулирующая (формирование нравственного стимулирования общественно-полезных дел).
Коллектив – динамичная система. Основной закон жизни коллектива – движение вперёд, которое осуществляется через систему перспективных линий и традиций.
Перспектива – побудительная сила, стимул. Перспективы выделяют близкие, средние, дальние. Реализация системы перспектив приводит к появлению традиций в коллективе.
Этапы развития коллектива (по Макаренко) (в основе классификации – отношение воспитанников к педагогич-им требованиям):
1) в коллективе отсутствуют собственно коллективные отношения (в основе сплочения – педагогическое требование). На этом этапе начинает формироваться актив класса;
2) актив предъявляет требования к коллективу, позиция педагога становится скрытой, он воздействует на коллектив через орган самоуправления (метод параллельного действия);
3) высокий уровень сплочённости коллектива, наличие перспектив, традиций; требования к личности выдвигает коллектив.
Модели развития отношений в коллективе:
1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
2) личность подчиняет коллектив (нонконформизм);
3) гармония – оптимальные отношения.
НО! У Макаренко – замкнутая система. Основа – стандартизированное поведение.
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.
Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются:
мажорный стиль(бодрость, готовность к действию) и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности в группе.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива в истинном смысле.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский).
Проблема формирования и развития коллектива – одна из важнейших
проблем современной педагогики. Обусловленный определенными
взаимоотношениями, уровнем сознательности и морального воспитания коллектив является важным фактором и средством воспитания, развития и формирования личности человека.
Наличие сильного, дееспособного коллектива справедливо принято
считать критерием оценки воспитательной работы любого образовательного
учреждения. Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, продолжает выступать фактором формирования социальной сущности индивида. Кроме того, сегодня, когда происходит решительная смена образовательных парадигм, задачи воспитания учащихся, ориентированные на общечеловеческие и гражданские ценности, могут быть успешно реализованы только при активной творческой деятельности коллективов.
Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы как коллектива педагогов, так и самих учащихся.
Эта работа связана прежде всего с реализацией следующих психолого-педагогических условий:
- поддержанием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
- учетом личностных особенностей каждого учащегося;
- реализацией отношений сотрудничества педагога и коллектива
учащихся;
-использованием форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.
Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:
- специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи
воспитание понимают как социальное и педагогическое явление, в следующих смыслах:
· в широком социальном – передача накопленного опыта от старших к младшим поколениям;
· в узком социальном смысле – целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых взглядов, навыков, убеждений (аналогично процессу социализации);
· в широком педагогическом смысле – взаимодействие воспитателя и воспитуемого, в процессе которого воспитатель оказывает целенаправленное воздействие на сознание, мировоззрение, ценностные ориентиры воспитуемого;
· в узком педагогич-ом смысле – целенаправленный процесс формирования и развития отдельных качеств личности под руководством специалистов (то же, что воспитательная работа).
В. в широком смысле – соц. явление, формирование личности под влиянием различных факторов развития (стихийных и целенаправленных),в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества(социализация).
В. в узком смысле – педагогическое явление, как специальная организованная деятельность педагогов и воспитанников, целью которой является содействие развитию личности ребенка, создание условий для формирования мировоззрения, личностных качеств, ценностных ориентиров.
Среда— окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком. Определенные отношения между индивидом и средой,— это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказывают на нее соответствующее воздействие. Условия как система отношений между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты главным образом будут зависеть от конкретных условий, в которые попадает данный индивид.
Одной из важнейших забот педагога в организуемом процессе воспитания является помощь школьникам в социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Под социальной адаптацией современная педагогика понимает способность школьника к социальному, нравственному, бытовому выживанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и в новых, ожидаемых и непредвиденных, обстоятельствах, готовность выбрать различные способы жизнедеятельности, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Сам по себе фактор среды достаточно непредсказуем. Могут проявиться неожиданные случайности и влияния как со стороны ближайшего окружения –, так и со стороны более отдаленной от воспитанников. Именно поэтому помощь детям в социальной адаптации является одним из важнейших гуманистических предназначений воспитания, а насущной задачей школы, каждого воспитателя становится создание для растущего человека воспитывающей среды.