Что такое квалитология и квалиметрия. Определение качества. Методы и критерии оценки

Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг.

Что такое квалитология и квалиметрия. Определение качества. Методы и критерии оценки.

Квалитология – это наука о качестве создаваемых человеком объектов и процессов. Качество, как объект, исследуется многими науками, но их предметами выступают или отдельные свойства, или группы свойств.

Квалитология, как наука делится на четыре ветви:

· Теория качества

· Квалиметрия

· Метрология

· Теория управления качеством

Здесь нас интересует квалиметрия.Квалиметрия — это наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

ü общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

ü специальные квалиметрии больших группировок объектов, на­пример, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обес­печения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

ü предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процес­сов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образо­вания и т.д.

Объектом квалитологии (науки о качестве) выступает качество предметов и явлений мира человека.

Предметом квалитологии являются качества объектов и процессов той части мира, которые ассимилированы общественной практикой в широком ее значении.

Слово качество имеет несколько определений. В философии качество этоодна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам; то, что делает предмет таким, каков он есть. В бытовом смысле качество это совокупность свойств и признаков, определяющих соответствие образцу, пригодность к чему-либо.

Социальная квалитология – наука, объектом которой является оценка качества общественного и личностного развития социальных субъектов и, в связи с этим, разработка теоретико-методологических основ оптимизации механизмов социального развития общества и человека.

2. Методы и критерии оценки качества.

Методы и критерии оценки варьируются в зависимости от того, что подлежит оценке. Так для оценки продукции используются четыре метода:

Измерительный методоснован на информации, получаемой с обязательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных.

Регистрационный метод - используется информация, получаемая путем подсчета (регистрации) числа определенных событий, предметов или затрат. Например, регистрация:

§ количества отказов изделия при испытаниях;

§ затрат на создание и эксплуатацию изделия;

§ числа частей сложного изделия, защищенных авторскими правами и патентами.

С помощью этого способа можно определить показатели технологичности, экономичности, патентно-правовые, стандартизации и унификации.

Органолептический метод - используется информация, получаемая в результате анализа восприятия органов чувств. Точность и достоверность результатов при данном методе зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих эту работу, а также от возможности использования специальных технических средств, повышающих разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны и др.).

Этот способ наиболее широко применяется при оценке качества предметов потребления, в том числе продуктов питания, а также их эргономичности, экологичности, эстетичности.

Расчетный метод - основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Применяется в основном при проектировании
продукции и служит для определения производительности, мощности, прочности и т.п.

С оценкой услуг дела обстоят сложнее, поскольку многое в оценке услуги зависит от субъективного мнения ее получателя. Чаще всего в литературе упоминается и используется методика оценки качества услуг SERVQUAL, предложенная в 1985 г. Парасураманом, Берри и Цайтамл. В основе методики лежит анкета, состоящая из 22 пар вопросов, сгруппированных по пяти параметрам:

 
- надежности (reliability);
- отзывчивости (responsiveness);
- убедительности (assurance);
- сочувствию (empathy);
- осязаемости (tangibles).

Эталонами измерения социального качества являются: доступность, открытость, безопасность.

Наши рекомендации