Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова
«Улетают журавли»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;
- закреплять умение синтаксически верно строить предложения;
- упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.
Оборудование: текст рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение художественных текстов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Образуй слово»
У утки короткий хвост — значит, это короткохвостая утка.
У грача острый клюв — значит, это остроклювый грач.
У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.
У цапли длинные лапы — ...
У грача черные крылья — ...
У аиста тонкая шея — ...
2. Объявление темы.
Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые остаются на зиму?
Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
- Куда собрались улететь журавли?
- В какое время года птицы улетают в теплые края?
- Как собираются журавли для полета?
- Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)
- Над чем пролетали журавли?
- Где останавливались на отдых?
- Какой был лес? (Мрачный, темный.)
- Когда журавли продолжили свой путь?
- Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?
- Когда можно ждать журавлей обратно?
4. Физкультминутка. «Кукушка».
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку! | Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх. |
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку! | Присели. Руками производят волнообразные движения. |
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова) | Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки. |
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.
6. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
- Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
- Полет каких птиц был описан в рассказе?
- Как выстраиваются журавли для полета?
Занятие 7.
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;
коррекционно-развивающие:
- уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать и прививать интерес к художественному слову.
Оборудование: текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4—7), предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение и беседа по произведениям Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы». Лепка: «Грибы в лукошке».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «По грибы»
Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.
2. Объявление темы.
Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
- Кто приехал погостить к Жене и Павлику?
- Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
- Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?
- Как вы оцениваете их поступки?
- Кто больше насобирал грибов?
- Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?
- Почему Инночка тихо стояла в сторонке?
- Что увидела мама в ее корзинке?
- Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
4. Игра «Сосчитай грибы».
У каждого ребенка — по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»
5. Физкультминутка. «По грибы».
Мы шли, шли, шли, | Маршируют, руки на поясе. |
Боровик нашли. | Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот. |
Раз, два, три, четыре, пять, | Маршируют. |
Мы идем искать опять. (В. Волина) | Наклоны вперед, руки касаются носков. |
6. Повторное чтение с установкой на пересказ.
Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.
7. Пересказ рассказа детьми.
8. Итог занятия.
- Куда ходили дети?
- Кто был самым лучшим грибником?
- Какие грибы нельзя класть в корзинку?
Занятие 8.
Составление рассказа «Неудачная охота»
По серии сюжетных картин
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
коррекционно-развивающие:
- развивать умение строить последовательно свое высказывание;
- активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.
Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная
охота» (рис. 8—11); игрушки — котенок и дерево.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Котенок», «Лев и собачка», Н.Г. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка». Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род,
На охоту вышел... (кот.)
(Из коробочки логопед достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)
2. Объявление темы.
Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята, зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Логопед выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)
3. Игра «Составь предложение».
Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.
Выставляется игрушечное дерево. Логопед помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.
Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.
4. Беседа по картинкам.
Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.
- Какое время года изображено на картинках? (Осень).
- Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася — воробьи — зимующие.)
- Что делает Вася?
- Почему он обратил внимание на воробьев?
- Какая мысль пришла ему в голову?
- Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)
- Заметили его птицы?
- Почему охота у Васи не удалась?
5. Физкультминутка. «Кошка».
Осторожно, словно кошка, Я легко со стула спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. | Действия по тексту. |
Я из блюдца молочко, Полакаю язычком. | Руками легонько коснуться пола. |
6. Составление рассказа детьми.
Коллективное составление рассказа детьми, с помощью логопеда, по картинкам. Логопед начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.
Примерный рассказ
После Вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.
7. Итог занятия.
- Чью историю вам пришлось расшифровывать?
- Какие особенности вы узнали об охоте кошек?
- Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Логопед «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень
удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)
Занятие 9.
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
коррекционно-развивающие:
- закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;
- развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к художественному слову.
Оборудование: текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат», предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение художественных текстов: М. Пришвина «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя». Игры: «Чей домик?», «У кого кто?»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Назови семью»
Логопед показывает картинки, а ребенок называя всю семью, отвечает:
· по картинке, на которой изображена лиса: лис — лиса — лисята — это лисья семья;
· по картинке, на которой изображен медведь:
медведь - медведица — медвежата — это медвежья семья. И т.д.
2. Объявление темы.
Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
- Почему испугался охотник?
- Куда он взобрался от испуга?
- Кто появился на берегу реки?
- Медведица и медвежата — это какая (чья) семья?
- Что стала делать медведица?
- Почему один из медвежат убежал в лес?
- Почему медвежата остались довольны купанием?
- Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?
- Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?
- А вы рассказали бы?
4. Физкультминутка.
Я, как белка в колесе, Прыгаю на месте, Чтобы было веселей — Поскакали вместе. | Дети совершают прыжки на месте. |
Раз, два, три, четыре, пять — Начал заинька скакать. | Под счет прыгают 5раз. |
Прыгать серенький горазд — Он подпрыгнул десять раз. | Прыгают 10 раз. |
5. Повторное чтение с установкой на пересказ.
6. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
- Как назывался рассказ?
- Чья семья испугала охотника?
- Что больше всего вам запомнилось из рассказа?
Занятие 10.