Мотивационная основа учебной деятельности
Мотивационная основа деятельности учащегося цементирует в целое учебную деятельность. Мотивационная основа учебной деятельности представляет определенную последовательность мотивационных состояний, постоянно побуждающих деятельность в целом, поддерживающих ее непрерывность и стабильность. Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации – осознание смысла предстоящей деятельности – осознанный выбор мотива – целеполагание – стремление к цели (осуществление учебных действий) – стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) – самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности). Проанализируем представленную нами структуру.
1. Сосредоточение внимания учащегося на учебной ситуации. Для включения в деятельность, для выполнения задания учащемуся необходимо сосредоточить свое внимание на учебной ситуации, переключить на нее свои интересы, цели и мотивы, затормозить отрицательные побуждения, отвлекающие от урока. Внимание, то есть способность сосредоточиться на усвоении заданных объектов, – необходимое условие всех познавательных процессов. Оно является начальной фазой учебной деятельности ребенка на уроке. Что заставляет его активизировать свое внимание? В случае непроизвольного внимания предмет притягивает ученика своими свойствами (необычное, яркое, новое, занимательное, связанное с профессией и т. п.). Произвольное внимание возникает в результате усилия воли ученика, а также зафиксированной ранее установки быть внимательным.
2. Осознание смысла предстоящей деятельности. Внимание помогает учащемуся сориентироваться и позволяет получить информацию о предмете потребности, осознать личностный смысл предстоящей деятельности, что, в свою очередь, выражается в готовности действовать. Это часто используют опытные преподаватели, которые всегда в начале работы раскрывают учащимся смысл предстоящей деятельности, знакомят с тем, какие знания им предстоит усвоить, какими способами овладеть, что и почему необходимо делать.
3. Осознанный выбор мотива. Внешние побуждения актуализируют необходимую в ситуации урока потребность, она стимулирует личность на совершение определенных действий, но это решение принимает сам ученик. В идеальном случае из всех побуждений (стремление поговорить с товарищем, желание помечтать, посмотреть в окно, вдуматься, о чем идет речь на уроке, и т. п.) он выбирает нужные ему мотивы учебной деятельности (осознает необходимость овладения новыми знаниями и умениями, стремится преодолеть познавательное затруднение, выработать в себе необходимые способности и качества). Таким образом, осознание актуальной потребности приводит учащегося к выбору мотива, который заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым – и таким образом создает возможность определения способа деятельности. В педагогическом аспекте важно обратить внимание на то, что здесь на первый план выступает способность индивида управлять своими мотивами, соотносить их с перспективными целями. И от педагога во многом зависит, как его воспитанник строит свою мотивацию. Способ выработки мотивации, а не ее наличие характеризует индивидуальность человека.
4. Целеполагание – выработка учащимся целей учебной деятельности. Осознание потребности и выбор доминирующего в данной ситуации мотива приводит к выбору решения – постановке цели самим учеником. Если мотив побуждает к деятельности, то цель определяет направленность активности ученика, характер отдельных учебных действий. Он, оценив учебную или производственную ситуацию, сконцентрировав на ней свое внимание, ставит цели и стремится достичь их. Ему нужно четко, осознанно представлять, что он должен получить в итоге урока (какое новое знание усвоить, какое умение выработать, каким способом овладеть, как все это скажется на развитии интеллектуальной и других сфер), и что для этого необходимо сделать (научиться решать определенный тип задач, решить столько-то задач, выполнить такое-то задание и пр.).
Таким образом, постановка самим учеником цели, представляемой им в форме образа, осознаваемого, предвидимого результата деятельности, актуализирует готовность к ее достижению и тем самым определяет дальнейшую направленность его действий.
5. Стремление к цели – осуществление учебных действий. Учащийся выполняет действия, направленные на удовлетворение актуальных потребностей, – участвует в решении учебных задач или выполняет трудовое задание. Один ученик стремится к цели, выполняя действия копирующего (репродуктивного) характера, другой, стремясь к той же цели, может действовать самостоятельно и творчески (продуктивно). Это один из наиболее ответственных моментов взаимной деятельности учителя и учащегося, когда возникает одно из мотивационных противоречий: между наличием тенденции к активной деятельности и возможностями ее реализации. И если педагог не обеспечит детей соответствующей их мотивам и целям деятельностью, то эти побуждения затормозятся, и возникнет неудовлетворенность, выражаемая отрицательными эмоциями. Кроме того, данное противоречие проявляется в несогласованности между сложившимися у человека функциональными возможностями, способностями и содержанием учебной деятельности, которой он вынужден заниматься. Это противоречие имеет практическое значение: существенным условием его разрешения является знание учителем не только возможностей средств обучения и уровня развития учащихся, но и структуры учебной деятельности.
6.Стремление к достижению успеха – осознание уверенности в правильности своих действий. Мотивация достижения имеет место там, где деятельность, направленная на выполнение социальных требований, будучи соотнесенной с определенными нормами, подвергается оценке. В школьном возрасте, как известно, учебная деятельность является доминирующей. Общество ожидает и требует от учащегося присвоения знаний и умений, моральных норм и форм социального взаимодействия, необходимых для того, чтобы стать полезным этому обществу. И индивид оценивается с точки зрения того, как он выполняет эту обязанность, в какой мере принимает предписываемые ему обществом те или иные роли и соотносит их с личными целями. Тот, кто плохо учится, не старается, избегает трудностей, не стремится получить основательное образование, не может рассчитывать на положительную оценку. И наоборот, если школьник учится старательно и успешно, то может быть уверен в признании и позитивной оценке своих действий. Учение во многом есть достижение цели, вот почему заметную роль в его детерминации играет мотивация достижения.
Мотивированные достижением действия побуждаются предвосхищением намеченной цели и оценкой результатов своих усилий. При сопоставлении стремления и достигнутого, желания и действительности, намерения и осуществления возникает переживание успеха или неудачи, влияющее на направленность и силу последующих стремлений. В поведении достижения задействованы две тенденции, названные X. Хекхаузеном «надеждой на успех» и «боязнью неудачи». Первая из них выражает уверенность в достижении намеченной цели, вторая же связана с тревожным опасением не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий.
Поэтому выполнение учебных действий всегда должно сопровождаться получением учащимися информации, стимулирующей их деятельность. Для достижения поставленной цели учащийся должен быть уверен в правильности своих действий: ему необходимо контролировать и оценивать свои действия, результаты работы. Интерес, стремление к деятельности, другие мотивы подкрепляются, если планируемое реализуется, если есть результаты и удовлетворение от работы. С другой стороны, препятствия, неудачи в удовлетворении потребностей рождают эмоции недовольства, раздражения, в некоторых случаях – состояние угнетенности и подавленности. Чтобы положительные побуждения не угасли, их необходимо подкрепить эмоциональным удовлетворением от процесса и результата работы. Причем эти эмоции нужно обеспечивать на каждом занятии, ежедневно, регулярно. Для этого учащемуся целесообразно предлагать небольшие конкретные задания и постоянно информировать его об успешности их выполнения – учащийся должен быть обеспечен оперативной информационной обратной связью.
7.Самооценка процесса и результата деятельности – эмоциональное к ней отношение. Осознавая смысл и значение выполняемой деятельности, учащийся сопоставляет ее качество с нормами общества и проявляет готовность отвечать за последствия своих действий. Самооценка, рефлексия обнажают общественную сущность деятельности учащегося, раскрывают ее социальность. Педагогическая значимость выделения самооценки в особый этап деятельности состоит в том, что в этом акте проявляется уже не предметная, а общественная мотивация деятельности и мотивация общения, открывающие личности возможности безграничного совершенствования: сделать лучше, чем прежде; не хуже, чем другие; выглядеть не хуже других и т. п.
Рассмотренная структура учебной деятельности (мотивационный аспект) еще раз подчеркивает ту мысль, что педагогическое руководство учащимися не следует ограничивать собственно обучением, в его задачи входит постоянное создание благоприятных условий формирования учебной деятельности.
Модуль «Мотивационная основа учебной деятельности»
Основные понятия:мотивационная основа учебной деятельности, элементы мотивационной основы учебной деятельности.
Требования к усвоению понятий:
• знать сущность мотивационной основы учебной деятельности, ее структуру;
• называть элементы мотивационной основы учебной деятельности;
• раскрывать педагогическое содержание каждого элемента, его значение в учебной деятельности;
• характеризовать связи между элементами мотивационной основы учебной деятельности.
Содержательный блок
Дидактический аспект:мотивационная основа учебной деятельности – это определенная последовательность моти-вационных состояний, постоянно побуждающих деятельность в целом, поддерживающих ее непрерывность и стабильность, включает несколько элементов (сосредоточение внимания на учебной ситуации – осознание смысла предстоящей деятельности – осознанный выбор мотива – целеполагание – стремление к цели (осуществление учебных действий) – стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) – самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Психологический аспект:основная роль мотивационной основы учебной деятельности – активизация мотивационной сферы, что закономерно отражается на развитии всех других свойств и качеств психики школьника, а также обеспечение субъектной позиции школьника в учебной деятельности.
Методический аспект:реализация мотивационной основы деятельности возможна любыми педагогическими средствами независимо от модели обучения (при условии целевой направленности их применения на каждом этапе урока).
Задания
1. Проанализируйте любое из последних занятий в вузе и определите, какие элементы мотивационной основы деятельности имели место на нем.
2. Подумайте, со всеми ли элементами мотивационной основы деятельности вы согласны. Если у вас есть предложения по совершенствованию этой основы, запишите их.
3. Осознание смысла предстоящей деятельности как элемент ее мотивационной основы в настоящее время в жизни каждого человека приобрело особую значимость. Как вы думаете, с чем это связано? Почему?
4. Сравните между собой все элементы мотивационной основы учебной деятельности: какие из них представляются вам ведущими, основными, а какие – второстепенными? Что можно сказать о связях между элементами? Можно ли строго по порядку выстроить их в «живом» процессе обучения на уроке?
Учебно-исследовательская работа –написание реферата, курсовой и дипломной работы по одной из следующих тем:
1. Мотивационная основа учебной деятельности: сущность, структура, функции.
2. Роль внимания школьников в учебной деятельности.
3. Управление вниманием учащихся на уроке.
4. Влияние мотивационной основы учебной деятельности на развитие индивидуальности школьника.
5. Педагогическое мастерство учителя в обеспечении мотивационной основы учебной деятельности.
6. Значение обратной информационной связи между учителем и учащимися в осуществлении учебной деятельности.
Контрольный блок
1. Ответьте на вопросы:
• Что такое мотивационная основа учебной деятельности?
• Какие элементы составляют мотивационную основу учебной деятельности?
• Возможна ли учебная деятельность без актуализации необходимых мотивационных состояний и почему?
• В чем заключается сосредоточение внимания на предмете деятельности?
• Зачем необходимо осознание смысла предстоящей учебной деятельности?
• Как учащийся может убедиться в правильности своих учебных действий и какое это имеет значение для него?
• Почему в мотивационную основу учебной деятельности включен такой элемент, как эмоциональное отношение школьника к деятельности и ее результатам?
2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
– «внимание ученика важно обеспечить в начале урока, а потом оно само будет поддерживаться»;
– «лучшим средством в обеспечении мотивационной основы учебной деятельности служит фраза: не забывайте, вы сдаете экзамен по этому предмету!»;
– «Марья Ванна, почему Вы всегда говорите, что мы ничего не умеем?».