Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач
Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.
Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.
Выбор метода обучения зависит:
· от цели и содержания предстоящей НОД.
· от оснащенности педагогического процесса.
· от личности педагога, его способностей и ответственности.
В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.
В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно
Методы
Словесные: - рассказ педагога, - беседа, - чтение художественной литературы. | Наглядные: - наблюдение - демонстрация, рассматривание картины, репродукции. | Практические: - упражнение, - опыты и экспериментирование, моделирование. | Игровые: - дидактические игры, - воображаемая ситуация в развернутом виде. |
1. Наглядные методы:
- наблюдение,
- демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).
Наблюдение- это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы
Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях, а также в незапланированных ситуациях.
В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям.
Постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов. | Соблюдается концентричность наблюдения. (узнавание объекта -> выделение существенных признаков -> сравнение с другими объектами -> обобщение). |
В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений :
1. Длительные - дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта.
2. Кратковременные — занимает небольшой отрезок времени.
3. Повторные — многократное наблюдение за одним объектом.
4. Сравнительные — для сравнения предлагаются два наблюдаемых объекта и больше.
В дошкольной педагогике разработаны дидактические требованияк наблюдению как методу обучения (Е. А.Флерина, Е.И.Радина, П. Г. Саморукова и др.), а именно:
- объект наблюдения должен быть интересен для детей.
- объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности.
- педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей.
- детям дается целевая установка для наблюдения.
- усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей.
- обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;
- наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия.
Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств- важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.
Данный метод влияет на развитие:
· Наблюдательности,
· Мыслительных процессов (сравнение, различение, обобщение, анализ).
· Обогащение речи,
· Воображение,
· Творческую деятельность ребенка,
· Расширение кругозора.
Виды картин:
· специально созданные дидактические картины.
· Репродукции картин известных художников.
· Книжная графика.
· Предметные картинки.
В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. После просмотра проводится беседа по ранее подготовленным вопросам.
Очень важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картины.
1. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»).
2. Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия).
3. После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами.
4. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям.
Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.
Наглядные приемы
В обучении детей используютсянаглядные приемы обучения:
·показ способов действий - раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным.
· показ образца. - используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному.
В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов на выбор (творческое воплощение ранее усвоенных приемов).
Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений.