Пример оформления справки тематической проверки по организации познавательно-практической деятельности в дошкольном учреждении (на уровне администрации дошкольного учреждения)
Проверка по организации познавательно-практической деятельности осуществлялась заведующим дошкольным учреждением ... и заместителем заведующего по основной деятельности ... в период с ... по ... 200__ г.
Цель проверки: использование эффективных методов и приемов по развитию познавательных способностей детей.
На контроле стояли следующие вопросы.
1. Создание условий для развития познавательно-практической деятельности в группах дошкольного возраста.
2. Анализ планирования образовательной работы по познавательно-практической деятельности в группах «Почемучки» (5-й год жизни) и «Фантазеры».
3. Методы и приемы, используемые воспитателями для развития познавательных способностей детей.
Результаты проверки.
1. Информация – анализ по первому вопросу.
Группы оснащены разнообразными игрушками, пособиями, играми, оборудованием развивающего характера. В группах «Почемучки» (5-й год жизни) игровые зоны оснащены ... развивающими играми; в группах «Фантазеры» – ... и т.д.
Однако в группе № ... и группе № ... недостаточно оборудования по ... и т.д..
2. Анализ планов образовательной работы в группах показал, что воспитатели используют в работе с детьми материал, полученный на консультациях, семинарах (отмечаются положительные стороны в планировании работы воспитателей с детьми). Однако нет взаимосвязи между занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, художественной литературе, изобразительной деятельности, конструированию (группы № ...); недостаточны условия для экспериментальной деятельности детей; не систематически планируются занятия развивающего характера в группах № ... и т.д.
С целью изучения вопроса по организации познавательно-практической деятельности использовались следующие методы ... (описываются результаты контроля).
По данному вопросу выявлены следующие недостатки.
1. В ходе проведения занятий наблюдалась перегруженность словесным материалом (в группе № ... воспитатель ...).
2. Недостаточно используются задания, направленные на развитие мышления и воображения у детей.
3. Детям не всегда предоставляется возможность участвовать в поисковой деятельности и т.д.
4. Педагоги не обучают детей связным высказываниям, рассуждениям.
Считаем, что причиной недостатков является следующее: воспитатели ... недостаточно внимания уделяют индивидуальной работе с детьми; не используют новинки методической литературы; недобросовестно готовятся к работе.
С целью устранения недостатков в организации познавательно-практической деятельности рекомендуется:
1) педагогам ... учесть замечания;
2) воспитателям старших групп шире использовать методы наглядного моделирования и ТРИЗ;
3) внедрить тематическое планирование воспитателям всех групп;
4) провести занятия по подгруппам;
5) практиковать взаимопосещение занятий (с использованием наглядного моделирования у воспитателей ..., организацией экспериментов у воспитателей ... и т.д.).
Дата ________________ Подпись ___________
Оценочная шкала профессиональных умений и качеств, важных для педагогического общения воспитателя (разработана Е.А. Панько)
№ п/п | Перечень умений, качеств | Степень выраженности (Отметить знаком «+» в соответствующей графе) | |||||
очень высокая | высокая | достаточная | имеет место | отсутствует | |||
1. | Умение легко и быстро устанавливать контакт с детьми в процессе фронтального общения (например, на занятиях) | ||||||
2. | Умение легко и быстро устанавливать контакт в процессе диадичности общения (например, в процессе беседы личностного характера с отдельным ребенком) | ||||||
3. | Чуткость и отзывчивость, способность проявить сопереживание по отношению к детям | ||||||
4. | Умение понять детскую группу, определить ее доминирующие качества | ||||||
5. | Умение понять конкретного ребенка | ||||||
6. | Умение проявить педагогический такт | ||||||
7. | Умение проявить внимание ко всем детям и к каждому ребенку в отдельности | ||||||
8. | Умение управлять своим поведением, психическим состоянием, проявлять терпимость в общении, сохранять спокойствие и разум даже в ситуациях, вызывающих раздражение | ||||||
9. | Умение регулировать отношения в группе, разрешать детские конфликты, предотвращать их | ||||||
10. | Умение своевременно проявить гибкость в общении | ||||||
11. | Владению речью | ||||||
12. | Умение слушать ребенка | ||||||
13. | Умение своевременно использовать поддержку, поощрение, одобрение | ||||||
14. | Эмоциональная устойчивость | ||||||
15. | Умение использовать игру как средство общения с детьми | ||||||
16. | Владение мимикой, пантомимикой | ||||||
17. | Умение использовать искусство как средство общения | ||||||
18. | Умение применить шутку, юмор в общении | ||||||
19. | Умение создать в процессе общения атмосферу доверия, сотворчества, сотрудничество | ||||||
20. | Умение верно оценить, проанализировать свое общение с детьми | ||||||
Анкета для воспитателей(разработана В.П. Дубровой)
Уважаемые воспитатели! В настоящее время возникла острая необходимость вывести систему методической работы с педагогами на качественно новый уровень. Цель настоящей анкеты – выяснить, совершенствуется ли методическая работа в дошкольном учреждении, происходит ли психологическая перестройка отношений в педагогическом коллективе, используются ли новые организационные формы методической работы. Ваши полные и искренние ответы помогут перестроить методическую работу на основе диагностики и в соответствии с концепцией развития дошкольного образования.
Прочтите вопросы и подчеркните тот из вопросов, который соответствует Вашему мнению, состоянию работы в вашем дошкольном учреждении. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
1. Как Вы воспринимаете контроль Вашей работы?
- сильно переживаю;
- спокойно;
- немного волнуюсь;
- безразлично.
2. Какой стиль контроля Вашей работы наиболее результативен?
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
3. Какую из форм контроля Вы предпочитаете?
- фронтальный;
- тематический;
- сравнительный;
- предупредительный;
- персональный;
- административный;
- коллективный;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль.
4. Хотели бы вы участвовать:
а) в коллективном контроле работы своих коллег: да нет;
б) во взаимоконтроле работы своих коллег: да нет.
5. Происходит ли в Вашем дошкольном учреждении демократизация управления?
Приведите примеры....
6. В чем проявляется демократизация жизни в Вашем дошкольном учреждении?
Приведите примеры....
7. Какие характеристики контроля в дошкольном учреждении, по Вашему мнению, наиболее важны в период демократизации управления в системе общественного дошкольного воспитания?
1. Объективность. 2. Требовательность. 3. Компетентность. 4. Глубина. 5. Системность. 6. Полнота. 7. Подготовленность. 8. Коллегиальность. 9. Гласность | 10. Точность. 11. Всеохватность. 12. Многоаспектность. 13. Диагностичность. 14. Доброжелательность. 15. Научность. 16. Конструктивность. 17. Тактичность. 18. Диагностичность. |
8. Напишите номера тех характеристик, которые соответствуют контролю в Вашем дошкольном учреждении: ....
9. Напишите номера тех характеристик, которые были основными при формально-бюрократической системе управления: ....
10. Какая из целей методической работы, по Вашему мнению, наиболее важна? пронумеруйте в порядке значимости:
- определение состояния образовательной работы в дошкольном учреждении;
- диагностика физического, психического и социального развития дошкольника, изучение взаимоотношений между детьми;
- повышение уровня образовательной работы и ее конкретных результатов;
- изучение личностных особенностей воспитателей в целях наилучшей организации их совместной деятельности;
- оказание помощи молодым воспитателям в овладении педагогическим мастерством;
- изучение деятельности воспитателей-новаторов и обобщение опыта их работы.
11. Какие формы методической работы используются в Вашем дошкольном учреждении?
12. Какая из форм методической работы, по Вашему мнению, является наиболее эффективной?
13. Какое из методических мероприятий, прошедших в Вашем дошкольном учреждении, запомнилось Вам больше всего? ....
14. Укажите Ваш педагогический стаж: ....
образование: ....
Спасибо! Успехов Вам в Вашей работе!