Классификация средств обучения (то же самое кратно)

I. В зависимости от восприятия информации:

1. Визуальные средства обучения:

1. планы, схемы, карты

2. материальные объекты

3. учебные пособия

4. кино-, видеопродукция

Аудиальные

Аудиовизуальные

П. По источнику восприятия:

  1. Материальные: любые, которые можно потрогать

2. Идеальные:

• речь учителя

• знаковые системы (математические формулы, условные обозначения)

III. По используемым объектам (Э. Флеминг и Ян Якоби):

1. Природные (природные явления)

2. Технические (различные установки, экран)

3. Символические

Выбор средств обучения зависит от:

1. материально-технического обеспечения

2. целей предмета (дисциплины)

3. возможностей учащихся

4. подготовки учителя

5. времени, выделенного на изучение дисциплины

6. используемых методов и форм обучения

Билет №15

Использование технических средств обучения в учебном процессе

Понятие технических средств обучения (ТСО) и их классификация (по функциональному назначению, принципу устройства и работы, характеру воздействия на органы чувств, характеру предъявления информации.)

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Технические средства обучения - это устройства, помогающие учителю:

• обеспечить учеников учебной информацией

• управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний

• контролировать результаты обучения

Виды ТСО

1. Информационные

2. Програмированные

3. ТСО контроля знаний

4. Тренажеры

5. Комбинированные

Примеры ТСО

• Кино-, диа-, эпи-, графопроекторы

• Видеомагнитофоны

• TV-комплексы

• ПК

Широкое распространение имеют обучающие ПК, которые по техническим характеристикам подразделяются на:

1. Современные

2. Морально устаревшие

• Компьютерные системы (классы)
Эффективность ТСО

На эффективность ТСО влияет:

1. Частота использования

2. Этап урока (не рекомендуется использовать ТСО дольше 20 мин подряд)

Классификация ТСО:

По функциональному назначению:

· ТСО передачи информации (телевизоры, проигрыватели, магнитофоны и т.д.), обеспечивающие прямой канал передачи.

Технические средства предъявления информации (ТСПИ):

· Слуховые (аудио-) средства.

· Зрительные (визуальные) средства.

· Аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства.

· ТСО контроля знаний, обеспечивающие канал обратной передачи.

· ТСО обучения и самообучения, обеспечивающие весь замкнутый цикл управления. Последний может замыкаться "через преподавателя" (например, при работе под его руководством в автоматизированном классе) или через техническое устройство (компьютер), когда преподаватель как бы остается "за кадром".

· Вспомогательные ТСО, обеспечивающие достижение вспомогательных целей и задач (приборы, инструменты, приспособления, которые применяются для совершенствования учебного труда преподавателя и учащегося, но не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных классов, например готовальни, калькуляторы и т.п.)

· Комбинированные

По характеру воздействия на органы чувств:

Звуковые устройства:

  • микрофоны - для усиления речи лектора в учебной аудитории
  • радиомикрофоны - позволяющие преподавателю свободно перемещаться по аудитории
  • магнитофоны для записи и воспроизведения речи и музыки
  • Для обучения иностранным языкам часто используют лингафонные кабинеты, которые оборудуются системой речевой связи преподавателя с учащимися, при этом на рабочих местах учащихся устанавливаются магнитофоны

Визуальные средства:

· диа- и графопроекторы - воспроизводятся на экранах изображения с фотоматериалов - слайдов или диафильмов.

· для демонстрации диафильмов применяют фильмопроектор.

· компьютерные или мультипроекторы. На панель выводится цветное изображение экрана компьютера (вместе с указателем мыши), которое проецируется на общий отражательный экран.

· Графопроекторы (или кодоскопы). Они довольно компактны, просты в обращении, обладают очень большим световым потоком, что позволяет демонстрировать изображение в освещенной комнате без существенного снижения контраста.

Аудиовизуальные устройства:

  • специализированные аудиовизуальные установки (АВУ)

АВУ предназначены для самостоятельной работы студентов. АВУ первого типа выполнены в виде комбинации диапроектора и магнитофона, где смена слайдов производится автоматически под воздействием записанных на ленту магнитофона сигналов. АВУ второго типа состоят из комбинации двухдорожечного магнитофона, телевизора и блока сопряжения. АВУ выпущены в малом количестве и используются на практике довольно редко. В связи с применением компьютерных учебных средств значение АВУ снизилось еще больше.

  • средства учебного кино

Наиболее распространены следующие типы учебных ф и л ь м о в: а) иллюстративно-просветительские - для повышения наглядности и обобщения материала; б) научно-популярные - для возбуждения интереса к учебной дисциплине или области науки; в) научные - для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений, которые трудно описать словесно или это описание очень формально, не наглядно; г) фильмы, описывающие процессы в таких объектах, с которыми нельзя работать в аудитории (промышленные установки, космические объекты и т.п.); д) фильмы исторического плана, документальные ленты, игровые; е) фильмы, специально подготовленные для обучения языкам, спортивные фильмы и т.п. Не отрицая дидактической ценности учебного кино, важно отметить факторы, существенно ограничивающие его применение.

  • учебное телевидение и видеодисковые системы.

УТВ - достаточно дорогостоящее средство, чаще всего телевизионными установками оборудуются большие поточные аудитории. Типовой комплект такого оборудования включает в себя: а) передающие телевизионные камеры для демонстрации текстов или объектов, расположенных на рабочем столе преподавателя (телекамера как бы выполняет функции телеэпипроектора); б) видеомагнитофоны для демонстрации материалов, записанных на видеоленту; в) совокупность аудиторных телевизоров, установленных в доступных для наблюдения местах или на рабочих столах студентов.

классификация по принципу устройства и работы тсо бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.

классификация по роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

классификация по логике работы тсо могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

классификация по характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные тсо.

классификация по характеру предъявления информации тсо можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

Функции ТСО

- коммуникативная, функция передачи информации.

- управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

- кумулятивная, т. е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации.

- научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.

Требования к ТСО

К средствам обучения предъявляют разносторонние требования:функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.

Функциональные - способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).

Педагогические - соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.

Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

Эстетические - гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.

Экономические - относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.

Наши рекомендации