Классификация средств обучения (то же самое кратно)
I. В зависимости от восприятия информации:
1. Визуальные средства обучения:
1. планы, схемы, карты
2. материальные объекты
3. учебные пособия
4. кино-, видеопродукция
Аудиальные
Аудиовизуальные
П. По источнику восприятия:
- Материальные: любые, которые можно потрогать
2. Идеальные:
• речь учителя
• знаковые системы (математические формулы, условные обозначения)
III. По используемым объектам (Э. Флеминг и Ян Якоби):
1. Природные (природные явления)
2. Технические (различные установки, экран)
3. Символические
Выбор средств обучения зависит от:
1. материально-технического обеспечения
2. целей предмета (дисциплины)
3. возможностей учащихся
4. подготовки учителя
5. времени, выделенного на изучение дисциплины
6. используемых методов и форм обучения
Билет №15
Использование технических средств обучения в учебном процессе
Понятие технических средств обучения (ТСО) и их классификация (по функциональному назначению, принципу устройства и работы, характеру воздействия на органы чувств, характеру предъявления информации.)
Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Технические средства обучения - это устройства, помогающие учителю:
• обеспечить учеников учебной информацией
• управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний
• контролировать результаты обучения
Виды ТСО
1. Информационные
2. Програмированные
3. ТСО контроля знаний
4. Тренажеры
5. Комбинированные
Примеры ТСО
• Кино-, диа-, эпи-, графопроекторы
• Видеомагнитофоны
• TV-комплексы
• ПК
Широкое распространение имеют обучающие ПК, которые по техническим характеристикам подразделяются на:
1. Современные
2. Морально устаревшие
• Компьютерные системы (классы)
Эффективность ТСО
На эффективность ТСО влияет:
1. Частота использования
2. Этап урока (не рекомендуется использовать ТСО дольше 20 мин подряд)
Классификация ТСО:
По функциональному назначению:
· ТСО передачи информации (телевизоры, проигрыватели, магнитофоны и т.д.), обеспечивающие прямой канал передачи.
Технические средства предъявления информации (ТСПИ):
· Слуховые (аудио-) средства.
· Зрительные (визуальные) средства.
· Аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства.
· ТСО контроля знаний, обеспечивающие канал обратной передачи.
· ТСО обучения и самообучения, обеспечивающие весь замкнутый цикл управления. Последний может замыкаться "через преподавателя" (например, при работе под его руководством в автоматизированном классе) или через техническое устройство (компьютер), когда преподаватель как бы остается "за кадром".
· Вспомогательные ТСО, обеспечивающие достижение вспомогательных целей и задач (приборы, инструменты, приспособления, которые применяются для совершенствования учебного труда преподавателя и учащегося, но не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных классов, например готовальни, калькуляторы и т.п.)
· Комбинированные
По характеру воздействия на органы чувств:
Звуковые устройства:
- микрофоны - для усиления речи лектора в учебной аудитории
- радиомикрофоны - позволяющие преподавателю свободно перемещаться по аудитории
- магнитофоны для записи и воспроизведения речи и музыки
- Для обучения иностранным языкам часто используют лингафонные кабинеты, которые оборудуются системой речевой связи преподавателя с учащимися, при этом на рабочих местах учащихся устанавливаются магнитофоны
Визуальные средства:
· диа- и графопроекторы - воспроизводятся на экранах изображения с фотоматериалов - слайдов или диафильмов.
· для демонстрации диафильмов применяют фильмопроектор.
· компьютерные или мультипроекторы. На панель выводится цветное изображение экрана компьютера (вместе с указателем мыши), которое проецируется на общий отражательный экран.
· Графопроекторы (или кодоскопы). Они довольно компактны, просты в обращении, обладают очень большим световым потоком, что позволяет демонстрировать изображение в освещенной комнате без существенного снижения контраста.
Аудиовизуальные устройства:
- специализированные аудиовизуальные установки (АВУ)
АВУ предназначены для самостоятельной работы студентов. АВУ первого типа выполнены в виде комбинации диапроектора и магнитофона, где смена слайдов производится автоматически под воздействием записанных на ленту магнитофона сигналов. АВУ второго типа состоят из комбинации двухдорожечного магнитофона, телевизора и блока сопряжения. АВУ выпущены в малом количестве и используются на практике довольно редко. В связи с применением компьютерных учебных средств значение АВУ снизилось еще больше.
- средства учебного кино
Наиболее распространены следующие типы учебных ф и л ь м о в: а) иллюстративно-просветительские - для повышения наглядности и обобщения материала; б) научно-популярные - для возбуждения интереса к учебной дисциплине или области науки; в) научные - для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений, которые трудно описать словесно или это описание очень формально, не наглядно; г) фильмы, описывающие процессы в таких объектах, с которыми нельзя работать в аудитории (промышленные установки, космические объекты и т.п.); д) фильмы исторического плана, документальные ленты, игровые; е) фильмы, специально подготовленные для обучения языкам, спортивные фильмы и т.п. Не отрицая дидактической ценности учебного кино, важно отметить факторы, существенно ограничивающие его применение.
- учебное телевидение и видеодисковые системы.
УТВ - достаточно дорогостоящее средство, чаще всего телевизионными установками оборудуются большие поточные аудитории. Типовой комплект такого оборудования включает в себя: а) передающие телевизионные камеры для демонстрации текстов или объектов, расположенных на рабочем столе преподавателя (телекамера как бы выполняет функции телеэпипроектора); б) видеомагнитофоны для демонстрации материалов, записанных на видеоленту; в) совокупность аудиторных телевизоров, установленных в доступных для наблюдения местах или на рабочих столах студентов.
классификация по принципу устройства и работы тсо бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.
классификация по роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
классификация по логике работы тсо могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.
классификация по характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные тсо.
классификация по характеру предъявления информации тсо можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.
Функции ТСО
- коммуникативная, функция передачи информации.
- управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
- кумулятивная, т. е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации.
- научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.
Требования к ТСО
К средствам обучения предъявляют разносторонние требования:функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.
Функциональные - способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).
Педагогические - соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.
Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.
Эстетические - гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.
Экономические - относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.