Букварный период обучения грамоте
Задачи, содержание и организация работы в этот период.
Основной период обучения грамоте продолжается до середины апреля. Он характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного. Задачи букварного периода:
- изучить все буквы, научить детей правильно соотносить звуки и буквы, усвоить правильные сочетания букв, практически усвоить правила графики;
- вооружить детей умением плавного слогового с переходом на чтение целыми слова чтением;
- развивать интерес к чтению, литературе;
- развивать речь и мышление;
- осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Граница между подготовительным и основным периодами - переход к согласным звукам и буквам. Расположение букв в «Русской азбуке» частотное: звуки и буквы по частоте их употребления в языке, в словах; при этом, естественно, учитываются и трудности усвоения, произношения звуков Все согласные, образующие пары по твердости – мягкости, изучаются одновременно. Все йотированные буквы изучаются сразу в обоих значениях: обозначающих как йэ, йо, йу, йа и как э, о, у, а. после мягких согласных.
Структура слогов усложняется постепенно.
Тематическое разнообразие читаемых текстов даёт возможности для обогащения словаря, для бесед и рассказов, творческой работы - для развития речи детей.
Отличительной чертой этой учебной книги является то, что это литературная азбука. В ней представлены имена классиков русской литературы и детских писателей хх века: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, К.И.Чуковского, В.В.Бианки, С.Я.Маршака. М.М.Пришвина, А.Л.Барто и др. Широко представлен в азбуке фольклор: пословицы, поговорки, загадки, шутки, сказки. Первоклассники знакомятся с разнообразными литературными жанрами: прозой и стихами, рассказами-повествованиями и с описаниями, с диалогами и т.п. Такая учебная книга развивает творческие возможности и познавательные интересы детей.
К концу азбуки тексты достигают 200 слов. Их структура, синтаксис усложняются. Все это усваивается практически, без правил, учащиеся получают образцы родной речи.
В процессе изучения азбуки осуществляются разнообразные пропедевтические наблюдения: над омонимами (ели-ели), многозначностью (язык, звезда), формами числа существительных , употреблением личных местоимений, начинается формирование орфографической зоркости в процессе наблюдения над правописанием слов типа сосна-сосны , плод - плоды и т.п. В связи с этим используются два вида чтения -орфографическое и орфоэпическое.
На этом этапе обучения проводятся уроки двух типов: уроки изучения звуков и обозначающих их букв и уроки закрепления.
1.Структура урока изучения новых звуков и букв отражает звуковой аналитико-синтетический метод
- слого-звуковой анализ слова с опорой на предметную картинку и схему, который завершается вычленением звука и его характеристикой;
- упражнения в слышании звука,
- введение буквы;
-чтение слогов, представленных на наборном полотне, в азбуке, на доске; выборочное чтение слогов с твёрдыми и мягкими согласными, чтение слогов с причитыванием недочитыванием до целых слов, чтение слогов с договариванием, упражнение «волшебная буква» и т п.
-чтение слов с графическими пометами, выборочное чтение этих слов с вопросами и заданиями различного типа,
-работа по сюжетной иллюстрации способствует формированию речевых умений, даёт возможность формировать умение прогнозировать содержание текста;
на основе названия и иллюстрации., организовывать разнообразную работу над текстом;
-чтение текста, как правило, осуществляется самими учащимися, после прочитывания каждого предложения задаются вопросы, проверяющие сознательность прочитанного; в процессе работы над текстов используется выборочное чтение, устное рисование, пересказ, озаглавливайте, составление рассказа по аналогии, выразительное чтение, чтение по ролям, заучивание наизусть и .т.п.: все эти приемы обусловлены конкретными особенностями текста, его содержанием и содержанием учебного материала разворота азбуки в целом.
2. Уроки закрепления имеют свободную структуру и основное внимание на уроках этого типа сосредоточено на тексте.
С первых уроков обучения грамоте осуществляется дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения: Разворот азбуки содержит материал, предназначенный для читающих детей (левая страница разворота) и обучающихся чтению (правая страница разворота).
1 раз в неделю проводится занятие по работе с детской книгой в течение 20 минут на уроке закрепления.
Работа на уроках заключительного этапа букварного периода и послебукварного периода всё больше приближается по своим формам к уроку чтения : беседа, пересказ прочитанного, выборочное чтение, выявление причинно-следственных связей в содержании текста, выяснение главной мысли (идеи) выразительное чтение, заучивание наизусть, драматизация и т.п. С этой точки зрения период обучения грамоте рассматривается как необходимый этап к урокам литературного чтения.
Уделяется внимание тихому чтению - начало подготовки к чтению про себя.
К концу основного периода школьники должны владеть следующими важнейшими умениями:
а) свободно и правильно произносить звуки как вне слова, так и в слове в сильных и слабых позициях;
б) определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог;
в) составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава;
г) различать твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие; называть пары звонких и глухих согласных;
д) знать все буквы, соотносить их со звуками;
е) читать слогами, (т.е. владеть слоговым, или позиционным, чтением всех основных типов слогов в двусложных, трехсложных, четырёхсложных словах, доступных для понимания; не исключается и чтение целыми словами;
ж) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном чтении слов и текстов, делать паузы и логические ударения в простейших случаях, соблюдать простейшие интонации;
з) понимать прочитанное - как отдельные слова, так и предложения и текст; отвечать на вопросы по прочитанному, пересказывать прочитанное, выполнять логические операции сравнения, группировки, обобщения и некоторые другие.
Классификация методов обучения грамоте. Вклад К.Д.Ушинского в становление звукового аналитико-синтетического метода. Сущность этого метода в современных пособиях по обучению грамоте.
Обучение грамоте — самая древняя отрасль методики родного языка.
Методы обучения грамоте могут быть классифицированы в так: Буквослагательный метод, опиравшийся на механическое заучивание букв, их названий, слогов и слов. Складывались слоги в отрыве от живой речи: шла как бы подготовка формального материала для чтения. Лишь после этого начиналось чтение по слогам: учащиеся, называя каждую букву её полным названием, складывали слоги, а затем соединяли эти слоги в слова;
Аналитический звуковой метод («метод Золотова»). Согласно этому методу, школьники делили предложение на слова, слова — на слоги, а слоги разлагали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в варианте письменном).
Примером синтетического звукового метода может служить метод Н.А.Корфа. Обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем — соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: дети сливали звуки в слоги, составляли из букв слоги и слова. Затем усваивались новые звуки и т. д. Чтение по этому методу – это побуквенное чтение.
Затем появился аналитико – синтетический метод обучения. В России он впервые был введен К.Д.Ушинским, который внёс огромный вклад в его создание.
Отличительной особенностью данного метода является введение в практику обучения грамоте большого объема звуковой работы, которая имеет многоаспектный характер и преобладает на всех этапах обучения, начиная с введения буквы, которая рассматривается как знак звука: прежде, чем познакомить ребенка со знаком, необходимо предъявить означаемое – звук. Звуковые упражнения рассматриваются как средство умственного развития ребёнка: приемы анализа и синтеза способствуют совершенствованию мыслительных операций у учащихся. Выделение отдельных звуков из речи, наблюдение за ними помогает исправлять недостатки произношения у детей. Звуковая работа соединяется с обучением письму: сначала пишутся отдельные буквы как знаки только что выделенных из речи звуков, потом пишутся слова и тут же читаются (метод письма-чтения). Звуковая аналитико-синтетическая работа занимает большую часть учебного времени, как бы напрямую оправдывая название метода обучения – звукового аналитико-синтетического. В звуковой работе происходит решение проблемы «слияния», которая была унаследована этим методом из звукового синтетического метода. Чтение - это быстрый звуковой синтез, а письмо - звуковой анализ, чем объясняется значительный объем звуковой работы в процессе обучения грамоте.
Аналитико-синтетический метод предполагает проведение следующих упражнений:
1) разложение слова на звуки и выделение нужного звука;
2) нахождение слов с новым звуком;
3) слияние звуков в слове;
4) письмо элементов букв;
5) письмо новой буквы;
6) письмо слов с новой буквой;
7) чтение написанных слов;
8) упражнение в чтении по разрезной азбуке;
9) чтение по букварю.
При обучении чтению звуковым аналитико-синтетическим методом учащиеся знакомятся с буквами как знаками звуков речи и работают над осмыслением акта чтения, а именно: чтобы научиться читать и писать, надо понять, что речь распадается на слова, а слова можно разложить на слоги и звуки, что из слогов и звуков слова можно получить слова. Звуки и буквы изучаются не изолированно от слова, а только в слове, в тесной связи со смысловым значением слова. В современной методике обучения грамоте для формирования навыков чтения и письма применяются одни и те же методы и приемы, прежде всего звуковая работа в разных видах и вариантах, причем она явно преобладает на уроках чтения. Происходит это потому, что овладение действиями чтения и письма осуществляется в процессе обучения грамоте – одном структурном разделе учебной дисциплины.
Подготовительный период в системе обучения грамоте. Задачи, содержание, и организация работы на уроках в этот период.
Процесс обучения грамоте по «Русской азбуке» разделяется на три периода: подготовительный,, состоящий из двух ступеней, основного и послебукварного. Устанавливая количество уроков на изучение каждого раздела программы, учитель вправе увеличить или уменьшить количество уроков в сравнении с тем, что рекомендуется в примерном планировании уроков. Каждый период решает свои, специфические задачи.
Подготовительный период решает задачи обще дидактические: адаптация ребенка к новому для него виду деятельности и специальные: подготовка к изучению курса «Русский язык».
Специальные задачи:
1.Речевые:
-формирование умения связно отвечать на поставленные вопросы, при помощи картинок составлять тексты;
-уметь определять тему составляемого текста, границы его, ход развития мысли, при возможности - определять главную мысль;
-познакомить с основными правилами речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, не перебивать, не говорить слишком громко, правильно обращаться к учителю, взрослым, сверстникам, соблюдать формы речевого этикета (приветствие, благодарность, просьба);
-научить наблюдать над значением слов, уточнять и расширять словарный запас учащихся.
2.Лингвистические: дать первоначальные понятие о речи (устной и письменной), предложении, слове, слоге, согласных и гласных звуках и обозначающих их буквах - а, о, у, ы, и.
3.Каллиграфические - познакомить с гигиеническими правилами обращения с принадлежностями письма: научить видеть рабочую строку, развивать мелкую мускулатуру пальцев, познакомить с элементами букв.
Решение этих задач лежит в основе содержания работы в подготовительный период.
Тематика уроков на безбуквенной ступени: «Азбука» - первая учебная книга по родной речи. Речь (устная и письменная). Предложение Слово. Предложение и слово. Слог, ударение. Звуки речи. Звуки в словах Гласные и согласные звуки.
Приблизительно каждый 5 урок - повторение и обобщение, еженедельно 17-18 минут на одном из уроков обучения грамоте занятие по работе с детской книгой
На буквенной ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки а, о , у , ы , и и обозначающие их буквы: Аа, Оо, Уу, Ыы, Ии. Знакомство с пятью гласными звуками и обозначающими их буквами обеспечивает ориентировку на гласный при обучении чтению. С буквой э дети знакомятся позже, так как она мало употребительна, с йотированными гласными е, е, ю, я - также знакомятся на более позднем этапе обучения, так как эти гласные буквы обозначают гласные звуки в особых условиях.