Система трудового воспитания в дошкольных учреждениях
Система трудового воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы направленных на воспитание психологической и практической готовности к труду, привычке трудиться по внутреннему побуждению.
Целью трудового воспитания является прогрессивное развитие общества, каждого человека, личности обладающей нравственными качествами: волевым, эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием, гражданственностью, трудолюбием, широким техническим кругозором и способностью к быстрому овладению более современными трудовыми умениями и навыками.
Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста являются:
формирование навыков трудовой деятельности, ее организации, планирования,
контроля;
формирование уважительного отношения к труженику, бережного отношения к
результатам труда;
формирование нравственно-волевых качеств;
формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми;
формирование культуры труда (умение определить цель, планировать путь ее
достижения, отбор средств и материала, умение работать в коллективе,
устанавливать личные контакты, связи, качества работы, экономическое воспитание).
Средства трудового воспитания: обучение трудовым навыкам, ознакомление с трудом взрослых, организация трудовой деятельности, собственная трудовая деятельность детей.
Этапы организации коллективного труда детей, содержание и воспитательные задачи каждого из них, следующие:
- Подготовительный этап: разъяснение общего задания, его значимости,
распределение между участниками Формирование представлений о нормах
справедливости, об отношении к сверстникам как к партнерам. Внесение мотивов.
- Руководство процессом труда: регуляция продуктивных действий детей,
формирование ответственного отношения к своим заданиям, представлений о себе, как
участнику общего дела, о сумме правил, регулирующих поведение в «сообществе»
сверстников. Накопление опыта участия в общем труде.
- Обсуждение результатов. Оценка его значимости.
- Положительная оценка действий отдельных звеньев и детей.
Возможна постановка задач на будущее.
Формы организации труда детей:
Поручения индивидуальные, поручения коллективные, дежурства, коллективный труд всей группы.
Объединение детей в труде: характеристика способов объединения детей позволяет выяснить, какие зависимости возникают между ними в процессе труда и тем самым создают возможности для решения задач формирования взаимоотношений. Эти характеристики могут быть составлены на основе следующих параметров: наличие или отсутствие объединений, наличие зависимости участников друг от друга, характер оценок педагога, воспитательные задачи (Р.С. Буре).
Труд индивидуальный: объединений нет, зависимости тоже. Педагог оценивает качество деятельности ребенка, его отношение к труду, наличие навыков. Решаются задачи обучения, формирования нравственно-волевых качеств, самоконтроля, культуры труда.
Труд «рядом» имеет ту же характеристику. Возможно проявление интереса детей друг к другу, что поддерживает педагог. Но объективно этот способ объединения не создает условий для взаимных контактов.
Труд общий. Участников объединяет общее задание и общий результат. Возникает необходимость распределения работы между участниками и обобщение «частных» результатов, как итог работы всех. Воспитатель направляет наибольшее внимание на характер отношений между участниками, поэтому в оценках больше присутствует проявление взаимопомощи, совета, заботы об общем результате и т.д. Решаются задачи формирования у детей представлений о себе, как члене звена, выполняющего общее задание, об ответственности перед сверстниками за качество своей работы, а также всех характеристик члена детского сообщества.
Труд «совместный». Детей объединяет не только общее задание, но и его пооперационное деление, что вызывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость в работе друг от друга. Всякий раз, передавая результат своей работы соседу, участник оказывается в условиях контроля за его темпом работы и качеством. Объективно возникает необходимость вступления в общение (деловое), которое переходит и в личностное. Решаются задачи формирования взаимоотношений. У детей формируются представления о нормах жизни в коллективе (равно, как и в общем труде).
Методика организации совместного труда, который ставит детей в условия взаимозависимости друг от друга, требует: отобрать содержание, целесообразное для его деления на ряд последовательных операций; определить относительно самостоятельные
задания, заканчивающиеся получением «промежуточного» результата, к которому могут быть предъявлены требования (качеству, к темпу выполнения).
Учитывая не одновременность включения детей в труд, продумать возможность предъявления дополнительных заданий, связанных с основным заданием, а также включение в труд других участников.
Сообщать детям нормы проявления доброжелательных взаимоотношений в процессе совместной деятельности, обращая особое внимание на ситуации распределения задания, передачи «продукта» от одного участника следующему. Учить детей уступать и убеждать, доказывая справедливость своих претензий, поддерживать советы партнеров. Способность формированию у детей осознания себя, как участника общего дела, ответственного за общий результат.
Коллективный, совместный труд, как педагогическая проблема, исследовалась известными учеными Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, С. А. Козловой и др. Формы ознакомления с трудом взрослых:
Наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры. Организация посильной помощи взрослым, а также организация совместного труда взрослых.
Педагогические условия, обеспечивающие решение задач трудового воспитания следующие: отбор содержания, имеющего значимость для детей. Определение достаточного объема трудовых усилий. Обеспечение систематического участия в труде каждого ребенка. Создание высоко-эмоциональной атмосферы. Включение воспитателя в совместный труд с детьми на правах партнера. Обеспечение нравственно-ценной мотивации, учет индивидуальных интересов.
Виды труда и их возможности для решения задач нравственного воспитания:
? самообслуживание;
? хозяйственно-бытовой;
? ручной труд;
? труд в природе.
Все виды труда заключают в себе возможности для нравственного воспитания (привычки к трудовому усилию, нравственно-волевые качества, положительное отношение к труду), но можно выделить ведущие задачи в каждом из них: в самообслуживании - самостоятельность, культура внешнего вида; в хозяйственно-бытовом - направленность труда на других, ответственность перед коллективом за качество своей работы, удовлетворение от уюта и чистоты в комнате, на участке; в ручном труде - волевые усилия, творчество; в труде в природе - осознание своей ответственности за жизнь растений и животных. Формируются волевые качества, активность (умственная, двигательная). Формируются представления о труде, как деятельности, удовлетворяющей потребности людей. Формируются некоторые знания об экономии - при расходовании материалов, использования остатков.
Труд приносит радость успеха, достижений, что влияет на осознание своих умений, формирует самостоятельность, умение преодолевать трудности.
Литература:
1. Воспитание дошкольника в труде//Под ред. Э.Г. Нечаевой. - М., 1983
2. Куцакова Л.В. Дошколята трудятся: воспитательно-образовательная работа по трудовому
воспитанию в детском саду. - М., 1991
3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.,1991
4. Сергеева Д.В. Воспитание детей трудового дошкольного возраста в процессе трудовой
деятельности. - М., 1987.
5. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду // Под ред. Р.С. Буре - М., 1987
6. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Под ред. Васильевой. - М., 1984.
Контрольные задания по теме: «Трудовое воспитание»
1. Дайте определение понятию «трудовое воспитание».
2. Сопоставьте педагогов с задачами, которые они ставили перед трудовым
воспитанием:
1) Ю.К. Бабанский а) воспитание отношения к труду взрослых;
2) В. И. Логинова б) воспитание потребности трудиться;
3) В.Г.Нечаева в) овладение навыками трудовой деятельности;
г) воспитание нравственно-волевых качеств личности;
д) воспитание отношения к людям труда;
е) формирование потребности трудиться;
ж) воспитание отношения к труду, заложение основ
трудолюбия;
з) формирование трудовых НУ;
и) воспитание отношения к труду;
к) формирование отношения к труду;
л) подготовка к выбору профессии;
м) усвоение трудовых ЗУН в основных видах труда.
3. Укажите на что направлено трудовое воспитание:
а)............................... б)......................... в)...........................
4. Перечислите средства трудового воспитания.
5. Какие виды трудового воспитания Вы знаете?
6. Для какого из этих видов характерны следующие особенности:
результат - материальный продукт, отсроченный результат, развитие познавательных интересов, присутствие в работе живых объектов. Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком:
а) самообслуживание,
б) хозяйственно-бытовой труд,
в) труд в природе,
г) ручной и художественный труд.
7. Сопоставьте виды трудового воспитания с их составляющими:
1) самообслуживание, а) уход за растениями и животными
2) хозяйственно-бытовой труд, б) изготовление поделок из природного
3) труд в природе, материала, бумаги, картона, ткани и
4) ручной и художественный труд дерева,
в) одевание- раздевание,
г) прием пищи,
д) санитарно-гигиенические процедуры,
е) труд по уборке помещения,
ж) выращивание овощей на огороде,
з) озеленение участка,
и) стирка,
к) чистка аквариума, л) мытье посуды.
8. Выберите верный ответ на нижеприведенное определение: «Труд, направленный на
удовлетворение эстетических потребностей человека» -
а) самообслуживание,
б) хозяйственно-бытовой труд,
г) труд в природе,
д) ручной и художественный труд.
9. Укажите формы организации трудового воспитания:
а).................. б)................ в)................... г)................ д)................
10. По каким признакам различаются поручения?
11. Виды какой из форм организации трудового воспитания здесь указаны:
по столовой,
в уголке природы,
по подготовке к занятиям.
12. Сопоставьте формы организации трудового воспитания с их характеристиками:
1) общий, а) взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа,
2) совместный, качества работы других, при этом цель - едина;
3) коллективный, б) организация детей, при которой при общей цели каждый
ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно; в) решение как трудовых, так и нравственных задач -договор о разделении труда, помощь друг другу в случае необходимости.
13. Какие условия необходимы для трудового воспитания?
14. Предложите последовательность передачи детям знаний о труде взрослых:
а) знания о личностных качествах труженика,
б) знания о процессе труда, о трудовых действиях,
в) знания об общественной значимости труда,
г) знания об отношении к труду,
д) знания о качестве трудовых действий.
15. Сопоставьте исследователей проблемы трудового воспитания с направлениями их
pa6oi | |||
1) | Е | И. | Нечаева, |
2) | В | Г. | Нечаева, |
3) | В | И. | Логинова, |
4) | Р. | С. | Буре, |
5) | Г. | н. | Година |
а) обучение трудовым умениям,
б) ознакомление с трудом взрослых,
в) становление трудовой деятельности,
г) средства трудового воспитания,
д) формы организации труда,
е) объединение детей в труде,
ж) системность знаний о трудовой деятельности,
з) методика трудового воспитания.