Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями
Коррекционная психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития ориентирована на разрешение их индивидуальных и социальных нужд, что требует упорядочивания форм и функциональных систем специального обучения.
В настоящее время в стране существует большое разнообразие специальных общеобразовательных учреждений. Для детей дошкольного возраста созданы детские сады, ДОУ, коррекционно-развивающие центры и т.д. Дети школьного возраста с отклонениями в развитии учатся в специальных (коррекционных) учреждениях I —VIII видов. Специальных учреждений для детей с комплексными нарушениями развития имеются практически лишь единицы — Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих детей (Московская область), Головеньковский детский дом для умственно отсталых слепых детей (Тульская область) и др. Дети, сочетающие различные нарушения, могут оказаться в стенах любого специального коррекционного учреждения, которое профилировано на какой-либо один дефект. В таких учреждениях для них организуют либо учебные группы, либо классы (как, например, в школе-интернате I вида № 65 Москвы).
Опыт обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития в различных специальных учреждениях побуждает искать педагогические подходы, которые позволили бы устранить обнаружившиеся в педагогической практике противоречия: с одной стороны, необходимость полноценного обучения согласно требованиям, предъявляемым к результатам, с другой — наличие у ребенка многообразия самых серьезных нарушений, что не позволяет работе с ним соответствовать указанным требованиям.
Поиск и построение системы специального образования детей с комплексными нарушениями развития основаны на реальном учете их индивидуального потенциала.
На базе изучения детей со сложными нарушениями развития различных категорий выделяются определенные положения, важные для теоретического обоснования построения системы коррекционной работы с ними.
1. В основу педагогической помощи детям с комплексными на
рушениями развития положен принцип гуманизма, что означает
признание человека высшей ценностью, веру в потенциальные
возможности каждого ребенка. Все направления коррекционно-
педагогической помощи должны содействовать его развитию, без
болезненному вхождению в социальную жизнь. Воплощение дан
ного принципа позволяет ориентироваться не только на негатив
ные проявления — последствия различных отклонений, — но
прежде всего на поиск имеющихся резервов, положительных ка
честв и возможностей ребенка, на которые можно опереться в
педагогическом процессе.
2. Коррекционная психолого-педагогическая помощь преду
сматривает социализацию таких детей, что охватывает проблемы
взаимодействия с обществом в аспекте социального формирова
ния личности и ее саморазвития. В отношении детей, имеющих
комплексные нарушения, доминирующим становится обретение
ими жизненных навыков, которые проявляются в определенных функциях и действиях под влиянием специального обучения и воспитания на всем протяжении коррекционно-психолого-педа-гогического процесса. Человек, сочетающий различные отклонения в развитии, нуждается именно в таком направлении развития, столь необходимом для его социального включения.
3. Важную роль в коррекционном процессе играет принцип целостности, который предполагает единство диагностики и коррекции. Как известно, коррекционной работе предшествует этап комплексного диагностического обследования ребенка, на основании которого составляется первичное заключение об уровне развития и определяются цели и задачи коррекционно-педагогиче-ской работы. В то же время реализация коррекционных мероприятий требует систематического контроля за динамическими изменениями, происходящими в развитии ребенка, в его поведении, деятельности и т.д. Наблюдения за проявлениями ребенка и их анализ позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в программу педагогической помощи. Кроме того, этот принцип означает, что вся коррекционно-педагогическая работа органически встроена в жизненное образовательное пространство, в котором существует ребенок, содействуя его социальной адаптации и самостоятельной жизнедеятельности.
4. К числу важнейших положений организации коррекционно-педагогической работы относится принцип комплексного воздействия. Современные исследования в области специальной психологии и педагогики наиболее полно раскрывают содержательную основу этого принципа. Успешная реализация помощи детям с проблемами развития требует постоянного и тесного взаимодействия специалистов разного профиля. Это предполагает создание единой системы научно-практических служб — педагогической, психологической, медицинской. В этом отношении нельзя не отметить исследование О.Н.Усановой (1995), в котором описана и детально рассмотрена направленность деятельности комплекса параллельных служб в системе образования, ориентированных на оказание психологической, коррекционно-педагогической, социально-педагогической и медицинской помощи и поддержки детям. Использование этого принципа обеспечивает принятие объективных решений в отношении каждого ребенка, имеющего сложное нарушение, на основе данных комплексной диагностики и учета ее результатов всеми участниками учебно-коррекционно-воспитательного взаимодействия. Направления совместной многоаспектной деятельности специалистов составляют комплекс модулей параллельных служб.
Стремление найти действенные средства педагогической помощи детям, имеющим комплексные нарушения развития, привело к созданию многомодульной педагогической системы их обу-
чения и воспитания. Скоординированное взаимодействие специалистов разного профиля осуществляется в рамках постоянно действующих динамических модулей:
- модуля I — комплексно-диагностического,
- модуля II — коррекционно-диагностического (в динамике),
- модуля III — коррекционно-педагогического.
Схема, представленная на рис. 4, раскрывает направленность указанной работы. В ней отражены субъект-объективные отношения участников интеграционного процесса (детей, специалистов, родственников), объединенных единой целью — поиска путей и способов реализации действенных взаимоотношений. В каждом модуле обозначено содержание действий участников процесса.
В представленной системе коррекционно-психолого-педагоги-ческой работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития, через компоненты (модули) целостной структуры можно проследить изменения деятельности участников процесса, которые определяются задачами конкретного этапа. В ней предопределена неизбежность перестройки личностных установок, что подкреплено формирующимися мотивационными устремлениями позитивного продвижения детей. Данная система может быть реализована как в учреждении, специально предназначенном для детей со сложным дефектом, так и в любом специальном коррекционном учреждении.
Рассмотрим подробно каждый из модулей.
Модуль I — комплексно-диагностический -— представляет собой организационное и содержательно-деятельностное единое целое, в котором участвуют разные специалисты — врачи, педагоги-де-фектологи, психологи, а также члены семьи. Основная его цель — комплексный подход к изучению личности ребенка со сложным нарушением развития и начальная ступень разработки индивидуального коррекционно-педагогического маршрута.
Задачами этого этапа являются: создание комплексной диагностической карты, выявление и квалифицирование видов нарушений, установление их возможных причин. Решение таких задач зависит от профессиональной компетенции специалистов и соблюдения ряда условий при осуществлении программы комплексно-диагностической работы.
Первое условие — всесторонность изучения ребенка. Единая комплексная диагностическая карта должна содержать результаты первичных медицинского, нейрофизиологического и психолого-педагогического обследований. Медицинское и нейрофизиологическое обследования проводятся с участием врачей разных специальностей — невропатолога, педиатра, психоневролога, офтальмолога, отоларинголога, генетика, ортопеда и др. Психолого-педагогическое изучение предполагает выявление и анализ особенностей сенсорной, познавательной и личностной