Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, рассматривая перелески, деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (З)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок он и останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(б)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так нее, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек...

(Ю)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (И)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

(20) Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовёшь, куда ведёшь...

(21)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

(22) Кого ждала, кого любила я,

Уж не воротишь, не вернёшь...

(23)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.

(24)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (25)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (26)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (27)Ещё подумал я и о том, что красота, видно,

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается



ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.

(По Ю. Грибову)*

* Грибов Юрий Тарасович (род. в 1925 г.) — русский писатель, журналист, автор многих популярных книг о Великой Отечественной войне.

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

Al

A2

A3

A4

A5

A6

A7

В каких предложениях текста содержится информация, необходимая для объяснения 16предложения текста: «Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть».

1) 4-5 2) 14-15 3) 19-20 4)24-25

Какое слово из текста имеет значение: «долина с пологими склонами»?

1) перелески (предложение 2) 3) хуторок (предложение 19)

2) лощина (предложение 2) 4) пригорок (предложение 4)

Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной».

1) сравнительный оборот 3) метафора

2) эпитеты 4) гипербола

Укажите ошибочноесуждение.

1) В слове ЕСТЬ количество букв и звуков совпадает.

2) В слове УЗКОЙ согласный звук [с] на письме обозначен буквой 3.

3) В слове ШЁЛ все согласные звуки твёрдые.

4) В слове СБЛИЗИТЬСЯ 9 звуков.

Укажите слово с проверяемой безударнойгласной в корне.

1) умереть 2) склонила 3) тропинка 4) отложили

В каком слове правописание приставкине определяется правилом: «В приставках на -3- и -С- перед звонкими согласными пишется 3, а перед глухими согласными — буква С»?

1) сдвинув 2) разбудить 3) изгиб 4) рассматривая

В каком слове правописание -НН- объясняется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько же -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного» ?

1) неизменна 2) медленно 3) деревянный 4) лакированно

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

БЛОК VII. ВАРИАНТЫ 25-28




Bl

B2

ВЗ

В4

В5

В6

В7

В8

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

Замените разговорное слово «ладно»в предложении 21 стилистически нейтральны! синонимом.Напишите это слово.

Ответ:_______________________ .

Замените словосочетание «порывы творчества»(предложение 28), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласованиеНапишите получившееся словосочетание.

Ответ:_______________________ .

Выпишите грамматическую основупредложения 6.
Ответ:_______________________ .

Среди предложений 1-5 найдите предложения, осложнённые обособленным] обстоятельствами.Напишите номера этих предложений.

Ответ:______________________ _.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы вс< запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых слове(-ах).

Я смотрел на них/1) вдохновлённых/2) и думал о том/3) что вот все он\ разные/4* а сейчас вдруг как бы одинаковыми стали/5) что-то заставило и: сблизиться, забыться/6) почувствовать вечную красоту. Ещё подумал j и о том/7) что красота/8) видно/9) живёт в сердце каждого человека и очен\ важно суметь разбудить её/10) не дать ей умереть/11) не проснувшись.

Ответ:_______________________ .

Укажите количество грамматических основв предложении 25. Ответ запишит цифрой.

Ответ:_______________________ .

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы во запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частям] сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.

Вскоре мы вышли на самую середину реки/1) и/2) когда за изгибом показала хуторок с убегающей в поле дорогой/3) женщина склонила голову набок и запел< тихо:

Куда бежишь/4) тропинка милая/5)

Куда зовёшь/6) куда ведёшь...

Ответ:_______________________ .

Среди предложений 13-18 найдите сложносочинённыепредложения. Напишит номера этих предложений.

Ответ:______________ с________ .



ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ



Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей - student2.ru

В9

Среди предложений 7-15 найдите сложноепредложение с союзной подчинительнойи сочинительной связьюмежду частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________ .

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.



С2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания советского поэта Михаила Васильевича Исаковского: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит, нас грамматика».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему

на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

М.В. Исаковского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно,

разборчивым почерком.

С2.

ё 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей - student2.ru

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей - student2.ru

ВАРИАНТ 28 Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

CI

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, таг

и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

С1.

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

L58 ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

Наши рекомендации