Технологическая карта урока 10 Письмо длинных прямых наклонных линий
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв (овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий), рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки, деления слова на слоги, определения места ударения в слове |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками, пальчиковую гимнастику; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы, делят слова на слоги, определяют место ударения в слове |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, пальчиковая гимнастика, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии; узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру, слово, слог, ударение, ударные и безударные гласные |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки : упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 / авт.-сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград : Учитель, 2007 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 13–14, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание овалов, коротких и длинных прямых наклон- ных линий, рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы, вспомним героев сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», учиться делить слово на слоги, определять место ударения в слове. – Внимательность, четкое следование указаниям пе- дагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают |
Продолжение табл.
III. Актуализация опорных знаний. 1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек. Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Слово. Схема слова. Слог. Ударение. Ударный слог (с. 13–14)* | Фронтальная, индивидуальная; беседа с опо-рой на схему слова; словесный, практический | – Посмотрите на верхнюю часть с. 13. – Кто идет по канату? – Что держит в своей руке Карандашик? Учитель обращает внимание на схему слова «шар». – Сколько слогов в слове? – Проверьте. | Отвечают на вопросы: – Наш друг Карандашик и цирковой клоун. – Шар. – Один. Подставляют под подбородок ладонь руки и про- износят слово (сколько раз соприкоснется подбородок с ладонью, столько и слогов в слове). | Формулируют ответы на вопросы, определяют количество слогов в слове, ударный слог, читают схему слова | Индивидуальный. Соотнесение схемы и слова, определение количества слогов, ударного слога |
Продолжение табл.
– А что в руках у веселого клоуна? Учитель обращает внимание на схему слова «шары». – Определите, сколько в слове слогов. – Как это отражено в схеме слова? – Назовите первый слог. – Назовите второй слог. – Определите ударный слог. Назовите слово. – Какой слог произносится с большим напряжением в голосе? – Как это отражено в схеме слова? | – Шары. – Два. – Схема слова разделена длинной вертикальной чертой, которая делит слово на два слога. – Ша-. – -Ры-. – Шары. – Второй – ры. Значит, ударный слог второй. – Над вторым слогом поставлена маленькая косая черточка – знак ударения | ||||
3. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Упражнение «Подвижные пальцы». Вот помощники мои! Их, как хочешь, поверни. Раз, два, три, четыре, пять – Не сидится им опять. | Выполняют пальчиковую гимнастику. Показывают обе руки, пальцы растопырены, улыбаются. Поворачивают руки ладонями к себе и обратно. Ходьба на месте. Вертят руками. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
Продолжение табл.
На моей руке пять пальцев, Пять отличнейших хватальцев, Пять умельцев и держальцев, Чтоб строгать и чтоб пилить Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять. | Показывают обе руки, пальцы растопырены, улыбаются. Хватательные движения. Имитация удерживания в руках чего-либо. Работают «рубанком», «пилят». Стараются что-то взять, «подают букет цветов». Считают правой рукой пальцы на левой руке, потом левой рукой – на правой | ||||
4. Обведение предметов по контуру, штриховка в заданном направлении различными способами (с. 13–14) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение; словесный, практический | – Сядьте правильно, положите на стол тетрадь как нужно, возьмите правильно красный карандаш, обведите шары. Заштрихуйте шар, который держит Карандашик, карандашом красного цвета сверху вниз – овалами. – Заштрихуйте шары, которые держит клоун. Первый шар – карандашом зеленого цвета – полуовалами слева направо; второй шар – карандашом синего цвета – короткими прямыми наклонными линиями сверху вниз; третий шар – карандашом желтого цвета – кругами справа налево; | Выполняют задания: обводят шары по контуру, заштриховывают шары определенным цветом в соответствующем направлении и способом | Внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом, нанесения штриховки в заданном направлении овалами, полуовалами, корот- кими прямыми наклонными |
Продолжение табл.
четвертый и пятый шары – по своему усмотрению | линиями, обведение предмета по контуру | ||||
IV. Закрепление знаний и способов действий. Рисова- ние узо-ров, бор- дюров (с. 14) | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный, практический | – Откройте с. 14. Из каких элементов состоят узоры и бордюры? – Эти элементы составляют предметы. Какие? – Обведите по контурным линиям и продолжите рисование выбранного вами предмета** | Отвечают на вопросы: – Из полуовалов, горизонтальных прямых линий, длинной прямой наклонной линии, наклонной линии с закруглением вверху. – Посуду: чашечку, сахарницу, вазочку, половник. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Формулируют ответы на вопросы, применяют обобщающее слово, обводят предметы по контурным линиям | Индивидуальный. Рисова- ние узоров и бордюров |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? – Что помогло вам выполнить задания? | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв, делили слова на слоги, определяли ударный слог. – Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение, уверенный настрой на урок | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку |
Окончание табл.
– Можете выполнить письмо узоров и бордюров на с. 13–14. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей |
Технологическая карта урока 11
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо)
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий с закруглениями внизу (влево), (вправо); рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки, деления слова на слоги, определения места ударения в слове, слога-слияния |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками, пальчиковую гимнастику; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии с закруглениями внизу (влево), (вправо); рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы, делят слово на слоги, определяют место ударения в слове, слоги-слияния |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, пальчиковая гимнастика, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии с закруглением внизу (влево), (вправо); узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру, слово, слог, ударение, ударные и безударные гласные, слог-слияние, схема слова |
Окончание табл.
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки : упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 / авт.-сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград : Учитель, 2007 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 15–17. – Подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий с за- круглением внизу (влево), (вправо), рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы, учиться делить слово на слоги, определять место уда- | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают |
Продолжение табл.
– Что необходимо для успешного выполне- ния работы? | рения в слове, слоги- слияния. – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | ||||
III. Акту-ализация опорных знаний. 1. Игровое упраж- нение с палоч- ками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек. Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Работа со схемами слов (с. 15–17)* | Фронтальная, индивидуальная; беседа с опорой на схему слова; | – Откройте с. 16. Посмотрите на рисунок в верхней части страницы. – Кто изображен на картинке? – Почему кот сидит в зонтике? | Отвечают на вопросы: – Кот, бабушка. – Он попал под дождь и сел в зонтик, чтобы не намочить лапки. | Формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают содержание иллюстраций, | Индивидуальный. Соотнесение схемы и слова, опре- деление количества слогов, |
Продолжение табл.
словесный, практи- ческий | – Что делает старушка? – Найдите схему слова кот. – Определите количество слогов в слове. – Определите место ударения в слове кот. – Почему на схеме слова ударение не обозна- чено? – Сколько звуков в слове кот? – Какие звуки образуют слог-слияние? Назовите. – Как на схеме слова обозначен слог-слияние? – Какой звук произносится быстро, отры- висто? – Как на схеме слова обозначен этот звук? – Может отдельно произносимый звук составлять слог-слияние? | – Она зовет любимого кота вернуться. Выполняют задание. – Один. – Ударение падает на гласный звук в слове кот. – Над словом, состоящим из одного слога, ударение не ставится. – Три. – -Ко. Согласный и гласный. – Прямоугольником, разделенным чертой. – [т]. – После слогаслияния – маленький квадратик. – Нет | соотносят схему со словом, определяют количество слогов в слове, место ударения в слове, слог-слияние | ударного слога | |
3. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практи- | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Упражнение «Помощники мои». Вот помощники мои! Их, как хочешь, поверни. | Исходное положение: основная стойка – прямая спина, руки вытянуты вдоль туловища. Руки вперед, пальцы выпрямить и развести. Ладони повернуть вверх, вниз. Пальцы резко сжи- | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
Продолжение табл.
ческий, словесный | Раз, два, три, четыре, пять, Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Поработают немножко, Мы дадим им отдохнуть. Постучали, повертели И обратно в путь. Вот помощники мои, Ты, дружок, их похвали | мать и разжимать в такт стиха. Руки вперед, вверх, вперед, в стороны, вперед. Затем к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуть. Три хлопка в ладоши. Три круговых движения кистями рук. Четыре раза сжать и разжать пальцы рук. Шаги на месте. Четыре раза сжать и разжать пальцы рук. Легкие взмахи кистями рук. Сесть, руки положить на стол. Дружно хлопают в ладоши | |||
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Рисо- вание узоров (с. 15–17) | Индивидуальная; практический | – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш. Выберите, обведите по контурным линиям и продолжите написание узоров из известных вам элементов на с. 15–17. – По окончании работы определите, какой предмет в узоре у вас получился лучше, обведите его в круг карандашом красного цвета | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всех | Обводят предметы по контурным линиям, самостоятельно рисуют узоры, ориентируются в рабочей строке | Индивидуальный. Рисование узоров |
Продолжение табл.
2. Пись-мо длин-ной наклонной линии с закруг- лением внизу (влево) (с. 15–17) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; сло- весный, практи- ческий | – Откройте с. 15. – Скажите, какой элемент дан в нижней части страницы? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Длинную наклонную линию с закруглением внизу (влево) начинаем писать сверху с точки на дополнительной пунктирной линии рабочей строки, на счет -разведем прямую наклонную вниз, сильно нажимая на карандаш, не доводя до нижней линии рабочей строки, на счет -изакругляем, не нажимая на карандаш, касаемся нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать элемент чуть выше нижней линии рабочей строки. Затем учащиеся пишут данный элемент в воздухе. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по пунктирным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Отвечают на вопросы: – Длинная наклонная линия с закруглением внизу (влево). Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указа- ниям учителя; ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом и положение тетради | Индивидуальный. Письмо длинной и короткой прямой наклонной линий с закруглением внизу (вправо), (влево), проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Физкульт-минутка | Коллективная. Практический | Учитель проводит физкультминутку (см. урок 8) | Выполняют движения физкультминутки |
Продолжение табл.
3. Пись-мо корот-кой наклонной линий с закруглением внизу (влево) (с. 15–17) | – Откройте с. 17. Какой элемент дан в нижней части страницы? – Расскажите, как правильно писать элемент. Учитель обращает внимание на то, что начинать писать элемент надо чуть выше нижней линии рабочей строки. – Обведите и продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы отметьте самый лучший из написанных вами элементов, обведя его в круг карандашом красного цвета. – Откройте с. 16. Какой элемент дан в нижней части страницы? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Короткую наклонную линию с закруглением внизу (вправо) начинаем писать с точки на верхней линии рабочей строки, на счет -разведем вниз прямую наклонную линию, сильно нажимая на карандаш, не доводя до нижней линии рабочей строки, на счет -изакругляем, не нажимая на карандаш, касаясь нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Затем учащиеся пишут данный элемент в воздухе. | – Короткая наклонная линия с закруглением внизу (влево). Рассказывают правильное написание элемента (см. урок 7). Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего. – Короткая наклонная линия с закруглением внизу (вправо). |
Окончание табл.
– Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по пунктирным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше, обведите его в круг карандашом красного цвета | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | ||||
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? – Что помогло вам выполнить задания? – Можете выполнить письмо узоров и бор- дюров на с. 15–17, разукрасить рисунки. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв, делили слова на слоги, определяли ударный слог. – Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение, уверенный настрой на урок | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку |
Технологическая карта урока 12
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево).
Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо)
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий с закруглениями вверху (влево), внизу (вправо); рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки, деления слова на слоги, определения места ударения в слове, слога-слияния |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками, пальчиковую гимнастику; знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии с закруглениями вверху (влево), внизу (вправо); рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы, делят слово на слоги, определяют место ударения в слове, слоги-слияния |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, пальчиковая гимнастика, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: овалы, короткие и длинные прямые наклонные линии с закруглением вверху (влево), внизу (вправо); узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру, слово, слог, ударение, ударные и безударные гласные, слог-слияние, схема слова |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. – Вып. 1. – Волгоград : Учитель, 2012 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 18–20, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание овалов, коротких и длинных прямых наклонных линий с закруглением вверху (влево), внизу (вправо), рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы, учиться делить слово на слоги, определять место ударения в слове, слоги-слияния. – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают |
Продолжение табл.
III. Актуали- зация опорных знаний. 1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек. Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Работа со схема-ми слов (с. 18–20)* | Фронтальная, инди- видуальная; беседа с опо-рой на схему слова; словесный, практический | – Откройте с. 18. Посмотрите на рисунок в верхней части страницы. Кто изображен на картинке? – Графини Вишенки, сеньор Помидор, принц Лимон – герои сказки итальянского писателя Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Обратите внимание на то, как изобразил их художник: графинь – с пугливым взглядом, принца – глупым, недалеким, сеньора Помидора – злым. Художник через изображение сумел передать характеры героев. – Произнесите слово лимон. Установите количество слогов. | Отвечают на вопросы: – Герои сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино». – Два: ли-мон. | Формулируют ответы на воп- росы, рассмат- ривают и описывают содержание иллюстраций, соотносят схему со сло- вом, определяют количество слогов в слове, место ударения в слове, слог-слияние | Индивидуальный. Соотнесение схемы и слова, определение количества слогов, ударного слога |
Продолжение табл.
– Назовите слоги-слияния. – Как образуются слоги-слияния? – Какой звук произносится отдельно? – Он является слогом-слияния? – Определите ударный слог. – Найдите схему слова лимон | – -Ли, -мо. – Путем слитного произнесения согласного и гласного звуков. – Н. – Нет. – Второй – мон. Выполняют задание | ||||
3. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, словесный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. | Выполняют пальчиковую гимнастику: Вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
IV. Закрепление знаний и способов действий 1. Рисо- вание узоров (с. 18–20) | Индивидуальная; практический | – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, выберите, обведите по контурным линиям и продолжите написание узоров из известных вам элементов на с. 18–20. – По окончании работы определите, какой предмет в узоре у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Обводят предметы по контурным линиям, самостоятельно рисуют узоры, ориентируются в рабочей строке | Индивидуальный. Рисование узоров |
Продолжение табл.
2. Пись-мо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево) (с. 18–20) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 18. – Скажите, какой элемент дан в нижней части страницы? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Короткую наклонную линию с закруглением вверху (влево) начинаем писать сверху чуть ниже верхней линии рабочей строки, на счет -иведем вверх, сильно нажимая на карандаш, не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем, касаясь верхней линии рабочей строки, на счет-разведем вниз прямую наклонную до нижней линии рабочей строки, нажимая сильно на карандаш. Затем учащиеся пишут данный элемент в воздухе. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Отвечают на вопросы: – Короткая наклонная линия с закруглением вверху (влево). Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | Индивидуальный. Письмо длинной и короткой наклонных линий с закруглением внизу (вправо) и короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо), проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Физкультминутка | Коллективная, инди- | Выполняют движения физкультминутки: |
Продолжение табл.
«Лесные жители» | видуальная, практи- ческий | Добрый лес, старый лес. Полный сказочных чудес! Мы идем гулять сейчас И зовем с собою вас! Ждут вас на лесной опушке Птички, бабочки, зверюшки, Паучок на паутинке И кузнечик на травинке! Мышка, мышка, Серое пальтишко. Мышка тихо идет, В норку зернышко несет. А за мышкой шел медведь, Да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!» А веселые зайчата – Длинноухие ребята – Прыг да скок, прыг да скок, Через поле за лесок. | Широко развести руки в стороны. Выполнить повороты вправо-влево с вытянутыми в стороны руками. Выполнить ходьбу на месте. Присесть. Медленно подняться, выполнить повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Пальцами одной руки выполнить от плеча другой руки перебирающие движения вниз. Выполнить мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью. Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Выполнить переступание с ноги на ногу, раскачивание туловищем из стороны в сторону. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на ма- кушке». Выполнить прыжки. |
Продолжение табл.
Шел по лесу серый волк, Серый волк – зубами щелк! Он крадется за кустами, Грозно щелкает зубами! Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. По болоту скок-скок-скок, Под мосток – и молчок. Ой ты, дедушка-ежок, Не ходи на бережок! Там промочишь ножки, Теплые сапожки! В воздухе над лужицей Стрекозы быстро кружатся, Взлетают и садятся, На солнышке резвятся. Вот ползет сороконожка По тропинке на дорожку. Спинка изгибается, Ползет-переливается. Нес однажды муравей Две травинки для зверей: На полянке, под кустом, Муравьишка строит дом. Птички в гнездышках проснулись, Улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех!» | Выполнить широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно вынести вперед. Ноги на ширине плеч. Выполнить прыжки с продвижением вперед. Выполнить легкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена. Выполнить бег в чередовании с остановками. Во время остановок присесть. Выполнить движения друг за другом, держа руки на поясе или на плечах впереди стоящего. Выполнить пружинистый шаг, руки сложены «топориком» на плече. Выполнить легкий бег врас- сыпную, «птички» чистят «крылышки», машут «хвос- тиком» (руки сзади, ладо- |
Продолжение табл.
До свиданья, старый лес, Полный сказочных чудес! По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой, Нам теперь пора домой | нями друг к другу), легко прыгают. Выполнить помахивание рукой. Выполнить поворот туловищем вправо-влево с вытяну- тыми руками. Выполнить прыжки. Широко развести руки в стороны. Выполнить ходьбу | ||||
3. Пись-мо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо) (с. 18–20) | – Откройте с. 19. Какой элемент дан в нижней части страницы? Учитель объясняет написание элемента: – Длинную наклонную линию с закругле- нием внизу (вправо) начинаем писать сверху, с точки на дополнительной пунктирной линии, на счет -раз ведем прямую наклонную линию вниз, сильно нажимая на карандаш, не доводя до нижней линии рабочей строки, на счет -и закругляем вправо, не нажимая на карандаш, касаемся нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать выше нижней линии рабочей строки. Затем учащиеся пишут данный элемент в воздухе. | – Длинная наклонная линия с закруглением внизу (вправо). |
Продолжение табл.
– Обведите элемент по контурным лини- ям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Откройте с. 20. Какой элемент дан в нижней части страницы? – Расскажите, как будете писать эти эле- менты. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обве- дите элемент по пунктирным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего. – Длинная и короткая наклонные линии с закруглением внизу (вправо). Рассказывают этапы правильного написания элементов. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | ||||
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв, делили слова на слоги, определяли ударный слог. | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают само- оценку |
Окончание табл.