Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей
Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Образовательная программа учреждения - нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа учреждения показывает, как с учетом конкретных условий создается образовательная модель. Образовательная программа учреждения является исключительно индивидуальной, неповторимой, т.к. учитывает потребности конкретных обучающихся и родителей.
УДОд— социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спект образовательных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющуеся индивидуальные, социокультурные, образоваельные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам, осовение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщение к культурным ценностям.
Образовательная программа включает:
• определение цели и приоритетных направлений образования в данном учреждении, конкретные задачи на определенном этапе деятельности учреждения;
• учебный план учреждения;
• характеристику классификацию образовательных программ, соответствующих учебному плану;
• учебно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение;
• учебный план учреждения;
• характеристику классификацию образовательных программ, соответствующих учебному плану;
• учебно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение;
• описание принятой в учреждении системы диагностики результатов развития детей, оценки их достижений;
• представление особенностей организации образовательной деятельности, их взаимосвязи (если она присутствует) и педагогических технологий;
• управление программой через мониторинг.
Образовательная программа учреждения дополнительного образование детей - сложная и открытая система составляющих компонентов (частей) и связей между ними, объединенных приоритетными образовательными целями, концептуально взаимообусловленными задачами и содержанием, формами и методами организации педагогического процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития ребенка.
Образовательная программа учреждения выступает как комплекс приемов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении поставленных целей и получения проектируемых результатов. Это нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией целостности, специфики, воспроизводства и развития всех структур системы.
Смысл и ценность образовательной программы учреждения в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении (стратегическую и тактическую), определить себя как единый живой организм, целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме, продолжая и поддерживая друг друга.
Образовательная программа учреждения - показатель социальной зрелости учреждения, его организационной культуры.
Место образовательной программы в системе управления учреждением можно представить в виде следующей схемы:
ПРОГНОЗЫ и ПЛАНИРОВАНИЕ→ | РЕШЕНИЯ→ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА↓ |
АНАЛИЗ СИНТЕЗ↑ | ←КОНТРОЛЬ | ←РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ |
Образовательная программа учреждения всегда является результатом творческой и ответственной работы коллектива, единого образовательного сообщества, его стремления учесть конкретные образовательные запросы и потребности детей, родителей, включить их в свою деятельность, ответить на них, а также прогнозировать будущее общества через прогнозирование "образа выпускника". Поэтому образовательную программу учреждения всегда можно назвать авторской, и она всегда уникальна и неповторима.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей должна четко и ясно представлять своеобразие педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Поэтому содержание образовательной программы учреждения не может сохраняться в неизменном виде и быть тем "отстраненным документом", который создается формально раз и навсегда. Изменения в обществе, в системе основного образования в связи со становлением вариативного образования, появлением инновационных педагогических систем и новых видов учреждений прямо или косвенно стимулируют процесс обновления содержания образовательной программы учреждений дополнительного образования детей или ее отдельных разделов. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению — миссии.
В этом самостоятельном выборе своего предназначения учреждение дополнительного образования детей всегда отличаются одно от другого, даже если они одного вида.
Ну и конечно, образовательная программа учреждения дополнительного образования должна обращать особое внимание на развитие кадрового потенциала своего учреждения дополнительного образования. Необходимо постоянно повышать квалификацию своих сотрудников.
Учебный план учреждения дополнительного образования детей.
УДОд— социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спект образовательных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющуеся индивидуальные, социокультурные, образоваельные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам, осовение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщение к культурным ценностям.
Учебный план – это документ, регламентирующий образовательный процесс. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» разработка и утверждение учебного плана относится к компетенции и ответственности образовательного учреждения (статья 32, п.2.6). Образовательное учреждение также несет в установленном законодательством Российской Федерации ответственность за «реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса» (статья 32, п.3.2).
В пояснительной записке к учебному плану учреждения дополнительного образования детей или к учебному плану дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения рекомендуется изложить в сжатой форме следующие аспекты:
1) нормативно-правовые основания для его составления (т.е. перечень основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документов по дополнительному образованию детей, а также собственных документов общеобразовательного учреждения по названной проблеме);
2) количество и обоснование направленностей дополнительного образования детей (краткое изложение собственных представлений педагогического коллектива общеобразовательного учреждения о необходимости и содержательной ориентации каждой из предлагаемых направленностей);
3) традиционные профили дополнительного образования и предлагаемые в данном учебном году новые по тематике детские объединения по интересам;
4) наличие кадрового, программно-методического, материально-технического обеспечения учебного плана (краткая информация о степени соответствия обеспечения учебного плана лицензионным требованиям).
Учебный план дополнительного образования детей представляет собой не только содержательный, но и финансовый документ, фиксирующий необходимые содержательные и организационные параметры деятельности бюджетных детских объединений по интересам в течение конкретного учебного года. Поскольку учебный план является основанием для выделения финансирования и составления тарификационного списка образовательного учреждения, то в нем необходимо обозначить целый ряд значимых параметров:
1) направленности дополнительного образования (в соответствии с современной классификацией);
3) полные названия детских объединений;
2) названия программ;
3) сроки реализации программ, общее количество часов за весь период реализации;
4) возраст обучающихся, для которых они предназначены;
5) количественные показатели (количество учебных часов за год, в неделю по учебным группам, количество учебных групп и учащихся, количество часов на индивидуальные занятия с учащимися, общее количество часов нагрузки педагога).
При составлении учебного плана по дополнительному образованию детей необходимо учитывать нормативы, обозначенные в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.4.1251-03.
Основная особенность учебного плана и образовательных программ - вариативность и подвижность.
Учебный план нацелен на реализацию непрерывного образовательного процесса в возрастных пределах. Академические часы образовательных программ могут варьироваться на основе комплектования групп с учетом утвержденного объема педагогических часов данным планом.
Требования к учебному плану:
· полнота (обеспечение широты развития личности, учет потребностей отдельного человека и социума)
· целостность (наличие и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь)
· рациональная сбалансированность между составляющими частями, циклами, областями, уровнями образовательного процесса и его оранизационными формами
· преемственность образовательных программ (педагогов, структурных подразделений учреждения, учреждения в целом)
· как выражение преемственности этапов развития личности, ее способностей, мотивов деятельности
· актуальность и перспективность (соответствие реальному времени, наличие резервов, гибкость плана).
Виды учреждений дополнительного образования детей, содержание их деятельности.
УДОд— социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спект образовательных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющуеся индивидуальные, социокультурные, образоваельные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам, осовение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщение к культурным ценностям.
Виды учреждений:
· центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
· дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
· дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
· Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).
· Детская студия (по различным видам искусств).
· станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
· детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
· детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
· специализированная детско-юношеская спортивнаяшкола олимпийского резерва (СДЮСШОР);
· детско-юношескиеспортивно-адаптивные школы.
· Детскийпарк.
· Музей(детского творчества, литературы и искусства).
· Детский оздоровительно-образовательный лагерь.
Деятельность учреждения дополнительного образования детей— согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей), осуществляемой индивидуальными и совокупными объектами (педагогическими коллективами отделов, клубов), входящими в состав и структуру конкретного учреждения.
Направления работы УДОд:
1. Раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей
2. Раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств обучения
3. Построение пространства саморазвития
4. Индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности
5. Половозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития
6. Личный опыт практической жизнедеятельности ребёнка
7. Развивающее и реабилитирующее образование
Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения.