Организационно- правовая база дошкольных учреждений
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение о ДОУ.
Устав ДОУ.
Договоры: родительский, учредительный.
1 вопрос.
Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) - основной государственный документ, основные положения которого легли в основу составления документов, регулирующих деятельность различных образовательных учреждений. Выделим основные положения этого документа.
Раздел 1. Общие положения.
Ст.1. Государственная политика в области образования. П. Российская федерация провозглашает сферу образования приоритетной. Пояснения. Это означает, что все достижения РФ на международном, политическом уровне связаны с достижениями в области образования. Это также означает первоочередное решение вопросов образования.
Ст.2. Принципы государственной политики в области образования:
А) Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья, свободного развития личности;
Б) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
В) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Данный принцип означает, что гражданин, независимо от пола, возраста, расы и др. признаков имеет право на образование;
Г) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Пояснения. Этот принцип означает, что гражданин, независимо от своих религиозных убеждений имеет право обучаться в различных типах образовательных учреждений, но распространение этих взглядов не допускается. Для воспитания и обучения граждан с различными религиозными взглядами, убеждениями, различными религиозными организациями создаются специальные образовательные учреждения (напр. православные гимназии).
Д) свобода и плюрализм в образовании. Это означает свободу выбора образовательными учреждениями программ, технологий, участие педагогов в управлении образовательным учреждением, право педагогов и родителей, учредителей вносить свои предложения в вопросы улучшения воспитательно – образовательного процесса и т.д.
Ст. 5 Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования
1. Гражданам РФ на её территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения и др.
2. Право граждан на образование обеспечивается государством путём создания системы образования и соответствующих социально- экономических условий для получения образования.
Государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Ст. 7. Государственные образовательные стандарты.
1. В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально- региональный компоненты.
Федеральный компонент образовательных стандартов определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от формы получения образования.
Пояснения. В системе дошкольного образования разработаны Государственные образовательные стандарты дошкольного образования, на основе которых разрабатываются и строятся программы дошкольного образования.
Раздел 2. Система образования.
Ст.8 Понятие системы образования
Система образования в РФ представляет собой совокупность:
- Системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. Пояснения. Существует следующая преемственность образовательных программ: программы воспитания и обучения для дошкольных учреждений, программы для общеобразовательных школ, программы для высших учебных заведений и др. Существует преемственность между Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, стандартом общего образования, стандартом высшего образования. Разработка каждого последующего стандарта опирается на достигнутый уровень подготовки выпускника, полученный при реализации содержания предыдущего стандарта.
- Сети реализующих их образовательных учреждений различной организационно- правовых форм, типов и видов. Пояснения. Государственные образовательные стандарты реализуют соответствующие им образовательные учреждения: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, высшие учебные заведения.
- системы органов управления образованием. Пояснения. Для каждого звена образования существуют соответствующие органы управления образованием: органы управлением дошкольным образованием, общим образованием, высшим образованием, а также основной орган управления образованием в РФ – Министерство образования и науки РФ.
Ст. 11 Учредитель (учредители) образовательного учреждения.
1.Учредителем, учредителями образовательного учреждения могут быть:
а) органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления;
б) отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации;
в) отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды;
г) общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;
д) граждане РФ и других государств.
Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются учредительным договором.
Ст. 12. Образовательные учреждения
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом. Пояснения. Юридическое лицо – лицо (в данном случае учреждение), имеющее свой Устав, печать, расчётный счёт в банке, зарегистрированное государством и финансируемое им.
Образовательное учреждение по своим организационно- правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Пояснения. Государственными являются учреждения организованные и финансируемые государственными органами власти, муниципальные учреждения – учреждения финансируемые и организованные органами местной государственной власти, негосударственные не входят в государственную систему образования, финансируются и организуются общественными, религиозными организациями и частными лицами.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
А) дошкольные;
Б) общеобразовательные;
В) начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
В) специальные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии;
Г) учреждения для детей – сирот, и др.
Пояснения. Дошкольное образовательное учреждение- это тип образовательного учреждения.
5. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. Пояснения. Деятельность дошкольного образовательного учреждения регулируется «Типовым положением о ДОУ».
6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория устанавливаются при его государственной регистрации)
Ст.14 Общие требования к содержанию образования.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами) разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Федеральные органы управления образованием обеспечивают разработку (на основе государственных образовательных стандартов) примерных образовательных программ.
Ст. 18. Дошкольное образование.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте.
Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания в младенческом возрасте.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления психического и физического здоровья, развития, индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Отношения между ДОУ и родителями (лицами их заменяющими) регулируются договором.
Местная администрация организует, координирует методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому.
Раздел 3. Управление системой образования.
Ст. 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения.
1. Образовательное учреждение создаётся учредителем по собственной инициативе и регистрируется органами местного самоуправления в заявительном порядке.
3. Для регистрации образовательного учреждения учредитель предоставляет заявление на регистрацию, решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующий договор учредителей, устав образовательного учреждения, документ об уплате регистрационной пошлины.
4. Уполномоченный орган местного самоуправления в месячный срок производит регистрацию образовательного учреждения, о чём письменно уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием.
5. Права юридического лица в части ведения уставной финансово- хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.
6. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
16.Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного финансирования и на пользование печатью с изображением государственного герба РФ возникают с момента его государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации.
Ст.34 Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения.
Образовательное учреждение может быть реорганизовано (изменение организационно- правовой формы, статуса). Пояснения. Под реорганизацией образовательного учреждения понимается его слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование. Реорганизация означает изменение вида, категории, принадлежности. Например: было ДОУ общеразвивающего вида, потом реорганизовано в ДОУ компенсирующего вида, было государственным, а реорганизовано в муниципальное (при согласии муниципалитета).
При реорганизации образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
4. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:
а) по инициативе учредителя или совета образовательного учреждения;
б) автоматически, при невозобновлении в течении 12 месяцев изъятой лицензии;
в) по решению судебных органов;
г) по решению органа, осуществившего регистрацию образовательного учреждения в случае невыполнения последним уставных задач.
Ст.35 Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением
2.Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет выборный представительный орган – совет образовательного учреждения. Порядок выборов советов определяется уставом образовательного учреждения
Непосредственное управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор).
Руководитель государственного, муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть:
А) нанят советом образовательного учреждения по контракту;
Б) избран коллективом образовательного учреждения;
В) избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры с учредителем;
Г) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
Д) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
Е) назначен учредителем;
Ж) нанят учредителем по контракту.
Ст.37. Органы управления образованием в РФ.
В РФ создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:
А) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
Б) ведомственные государственные органы управления образованием;
В) республиканские (республик в составе РФ) государственные органы управления образованием;
Г) краевые, областные, городов Москвы и Санкт- Петербурга, автономной области, автономных округов государственные органы управления образованием.
3. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.
Раздел 4. Экономика системы образования.
Ст. 39. Отношения собственности в системе образования.
За образовательным учреждением в целях уставной деятельности учредитель закрепляет объекты собственности (землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и т.д.), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Объекты собственности, закреплённые учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
2 вопрос.
Типовое положение о ДОУ было разработано в 1995. Оно состоит из 6 разделов. Каждый раздел содержит несколько пунктов.
В первом разделе «Общие положения» указывается, что данное положение регулирует деятельность государственных, муниципальных ДОУ всех видов. В соответствии с данным положением даётся определение ДОУ- «тип образовательного учреждения, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, который обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес- до 7 лет.»
Перечисляются основные задачи ДОУ:
Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
ДОУ в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
Детский сад ( далее д/с)
д/с с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуальное, физическое, художественно-эстетическое и др.)
д/с компенсирующего вида с приоритетным осуществлением необходимой коррекции отклонений в психическом и физическом развитии воспитанников;
д\с присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
д\с комбинированного вида ( в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребёнка – д\с с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
За невыполнении задач, функций, реализацию не в полном объёме стандартов, программ ДОУ несёт ответственность перед государством в соответствии с законодательством РФ.
Второй раздел «Типового положения о ДОУ» освещает организацию деятельности ДОУ.
В частности указывается, что ДОУ создаётся учредителем, кто может быть учредителем ДОУ, как возникают у ДОУ права юридического лица, право на образовательную деятельность, порядок реорганизации и ликвидации ДОУ. ( Они повторяют следующие статьи и пункты Закона РФ «Об образовании»: 11, 33п.1,5,6,16, 34 п.2. Это ещё раз подтверждает то положение, что Закон РФ «Об образовании» является основополагающим государственным документом, на основании которого создаются другие государственно- нормативные документы для различных типов ДОУ, в частности ДОУ)
Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется программой дошкольного образования.
ДОУ в соответствии с «Типовым положением о ДОУ» может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, сверх основной образовательной деятельности.
Организация питания детей в ДОУ возлагается на администрацию ДОУ, медицинское обслуживание – на соответствующие органы здравоохранения.
Третий раздел «Комплектование ДОУ» определяет порядок комплектования ДОУ, который определяет учредитель. Причём перечисляются категории родителей, дети которых должны быть принципы в первую очередь: дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов 1и 2 группы и т.д.
Четвёртый раздел называется «Участники образовательного процесса».
Участниками образовательного процесса ДОУ являются педагоги, родители и дети.
В данном разделе указывается: на каких основаниях строятся взаимоотношения между ребёнком и педагогом, кто допускается и не допускается к педагогической деятельности, а также права педагогических работников ДОУ, какие вопросы находятся в компетенции ДОУ.
Пятый раздел «Управление ДОУ» определяет органы управления ДОУ, согласно ст.35 п.2,3 «Закона РФ об образовании».
Заведующий ДОУ:
Действует от имени ДОУ, предоставляет его во всех учреждениях и организациях;
Распоряжается имуществом ДОУ в пределах прав, предоставленных ему договором между ДОУ и учредителем;
Выдаёт доверенности;
Открывает счета в банках и др. кредитных учреждениях;
В соответствии с законодательством о труде осуществляет приём на работу и расстановку кадров, поощряет работников ДОУ, налагает взыскания и увольняет с работы;
Несёт ответственность за деятельность ДОУ перед учредителем.
В шестом разделе «Имущества и средства учреждения» определяется порядок закрепления за ДОУ объектов, источники финансирования, а также порядок комплектования групп ДОУ различной направленности.
3 вопрос.
Устав образовательного учреждения является документом учредительным, и следовательно утверждается учредителем. Он представляет собой нормативный акт, в котором учредитель предписывает создаваемому юридическому лицу, как и в каких рамках оно должно осуществлять свою деятельность.
Примерный устав ДОУ был разработан в 1994 г. Примерным он называется потому, что на его основе разрабатываются уставы для ДОУ различных видов.
В уставе ДОУ имеется 7 разделов.
В первом разделе «Общие положения» должны быть указаны наименование, место нахождения, адрес, статус, учредитель, организационно- правовая форма ДОУ, цели, задачи ДОУ.
Во втором разделе «Образовательный процесс» определяются основные характеристики образовательного процесса: порядок комплектования, количество групп, возраст, порядок приёма и отчисления детей, режим работы ДОУ, групп, порядок питания и медицинского обслуживания детей.
В третьем разделе «Содержание образовательного процесса» определяется язык, на котором ведётся обучение в ДОУ, программа (программы), приоритетные направления деятельности по которым ведётся обучение, наличие дополнительных платных образовательных услуг и порядок их предоставления.
Четвёртый раздел «Участники образовательного процесса (их права и обязанности)» определяет права и гарантии воспитанников, права и обязанности родителей, педагогов.
В пятом разделе «Управление ДОУ» определяется компетенция, права и обязанности учредителя, структура, порядок формирования органов управления ДОУ, их компетенция, порядок организации деятельности, порядок комплектования персонала и условия оплаты труда, указываются функциональные обязанности заведующего и Совета педагогов ДОУ.
Шестой раздел «Финансовая и хозяйственная деятельность ДОУ» определяет источники и порядок финансирования ДОУ, использование объектов собственности, закреплённой за ДОУ, наличие предпринимательской деятельности
В седьмом разделе «Ликвидация и реорганизации ДОУ» определяется порядок ликвидации и реорганизации деятельности ДОУ.
4 вопрос.
В родительском договоре указываются две стороны, между которыми заключается родительский договор, а конкретно Ф.И.О. родителя и ДОУ в лице заведующего Ф.И.О. В соответствии с данным договором ДОУ берёт на себя определённые обязанности в отношении воспитания, обучения, сохранности здоровья, медицинского обслуживания, питания, ухода и т.д.
В соответствии с данным договором у родителей есть определённые обязанности по отношению к ДОУ, а именно: вносить своевременно плату за содержание ребёнка, лично передавать и забирать ребёнка, оказывать ДОУ посильную помощь в реализации уставных задач и т.д.
ДОУ имеет также права в отношении к родителям ребёнка, такие как: предоставлять родителю отсрочку платежей, расторгнуть настоящий договор в случае невыполнения пунктов договора, отчислить ребёнка при соответствующих условиях и т.д.
Со своей стороны родители имеют определённые права в отношении к ДОУ: принимать участие в работе совета педагогов ДОУ, вносить предложения по улучшению воспитания и обучения ребёнка, выбирать образовательную программу, виды дополнительных услуг и т.д.
Данный договор подписывается двумя сторонами с указанием адресов, паспортных данных.
5 вопрос.
Примерный договор между учредителем и ДОУ в РФ заключается между учредителем, с указанием наименования органа, учреждения, адреса в лице должностного лица (Ф.И.О.), а также ДОУ, с указанием адреса, названия, в лице заведующего (Ф.И.О.).
Данный договор содержит три раздела.
В первом разделе «Общие положения» указывается цель настоящего договора и документы, на основании которых он составляется.
Во втором разделе «Права и обязанности сторон» перечисляются обязанности учредителя, которые он берёт на себя в отношении к ДОУ: принимать на себя расходы, финансирование, затраты на экспертизы, аттестацию, питание и т.д.
ДОУ обязуется: обеспечивать сохранность имущества, взимать родительскую плату, обеспечивать образовательную деятельность, осуществлять приём и расстановку кадров.
За учредителем закрепляются определённые права: устанавливать режим работы ДОУ, правила комплектования, осуществлять контроль за деятельностью ДОУ, участвовать в управлении и т.д.
ДОУ имеет права: самостоятельно выбирать программу, методики обучения и воспитания, осуществлять предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные платные образовательные услуги.
Третий раздел «Ответственность сторон» предусматривает условия, при которых данный договор может быть расторгнут.
Учредительный договор подписывается двумя сторонами с указанием адреса и подписи каждого из них.
Вопросы для обсуждения.
- Что означает «приоритетность сферы образования»?
- На каких принципах осуществляется государственная политика в области образования?
- Что входит в систему образования РФ?
- Кто может быть учредителем образовательных учреждений?
- Как различаются образовательные учреждения по организационно- правовым формам?
- Что входит в понятие «образовательное учреждение»?
- В чём специфика регистрации, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений?
- Какие органы управления образованием созданы на территории РФ?
- Какие задачи ДОУ перечислены в Типовом положении о ДОУ?
- Какие виды ДОУ создаются в соответствии с Типовым положением о ДОУ?
- Кто является участником образовательного процесса в ДОУ и каковы их права?
- Какие права и обязанности возникают у родителей в соответствии с Родительским договором?
- Какие обязанности берёт на себя учредитель в соответствии с Учредительным договором?