Профессиональные качества юриста
Определение профессионально значимых качеств личности юриста очень важно и необходимо в современном обществе. Выделение таких качеств способствует улучшению деятельности работников, которые так или иначе связаны с юриспруденцией. Определение индивидуально психологических качеств способствует установлению пригодности личности в профессиональной деятельности. При этом если будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблемы, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами.
Комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста отражаются в юридической профессиограмме. В ней отражаются стороны юридической деятельности: социальная, поисковая (познавательная), удостоверительная, организационная, реконструктивная.
Профессиограмма состоит из нескольких блоков, последовательно включающих определенные стороны его деятельности:
1. поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность, устойчивость к концентрации внимания, высокая ориентация);
2. коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с ним);
3. удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность, четкая письменная речь);
4. организационная деятельность (самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с людьми);
5. реконструктивная деятельность (память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция);
6. социальная деятельность включает в себя: общие качества (патриотизм, гуманность, честность, принципиальность) и специальные качества (стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика).
Главное место принадлежит социальной деятельности, поскольку она способствует формированию профессиональных качеств. Вместе с тем элементы данной структуры взаимосвязаны таким образом, что наличие одного из них определяет эффективность функционирования других.
Следует отметить, что профессиограммы ориентируют учебные заведения на определенный уровень подготовки юридических кадров, способствуют диагностике профессионализации юристов, работающих в различных сферах деятельности.
Одним из самых главных факторов профессиональной пригодности юридических работников является высокий уровень социальной адаптации, который заключается в нормативности поведения юриста в различных ситуациях. К необходимым качествам личности здесь следует отнести: высокий уровень правосознания, честность, справедливость, совестливость, принципиальность в борьбе с нарушениями правопорядка, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.
Все эти качества способствуют улучшению и качественному исполнению всех возложенных на юриста задач, его неподкупность, стремление к завершению и выполнению любого, даже самого сложного задания.
К качествам, которые свидетельствуют о профессиональной непригодности, относятся: низкий нравственный облик, нечестность, безответственность, недисциплинированность. Такому юристу нельзя доверить, никакой работы, тем более, когда речь идет о судьбе человека.
В факторе нервно-психической устойчивости личности юриста необходимо выделить такие качества, как: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в ситуациях, предполагающих нервное напряжение. Данные качества позволяют на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события. Отрицательно можно оценить следующие качества: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность, избыточная агрессивность, быстрая истощаемость нервных процессов.
Высокий уровень интеллектуального развития обусловливается факторами: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция, гибкое творческое мышление при решении тех или иных вопросов, активность, подвижность психических познавательных процессов, развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.
Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память – качества, несовместимые с эффективностью профессиональной деятельности, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные.
Фактор коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты, проницательность, доброжелательность, свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения, сотрудничество.
Качествами, затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность), легко ранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность, импульсивность, слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.
Но, помимо перечисленных качеств, у каждого юриста должна быть мотивационная сфера его деятельности. Он должен стремиться к достижению высоких результатов своей работы, всеобщему уважению, престижу. Если этот фактор отсутствует, то вряд ли можно говорить о хорошей работе и успехе на своем поприще.
Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда, при этом очень часто возникают отрицательные эмоции, которыми необходимо управлять и подавлять, не дать им выплеснуться наружу. Для этого необходим подбор кадров исходя из психологических, моральных и профессиональных характеристик каждого человека.
Необходимо разрабатывать профессионограммы и профессиограммы для каждой конкретной юридической профессии, чтобы избежать ошибок при подборе сотрудников.
Деятельность многих юристов диктуется государством. Оно возлагает на органы юстиции определённые задачи, создаёт условия для подготовки и переподготовки юристов. Это очень важно, так как способствует более высокой квалификации сотрудников, более грамотному и квалифицированному решению дел, но и определяет повышенные требования к каждому работнику.
Основная задача психологического юридического труда - выявление рациональных соотношений между требованиями, которые предоставляются законом и правовой свободой и наличием творческого, самостоятельного начала в юридической работе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник. – М.: Проспект, 2012. – 336 с.
2. Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. – М.: Юристъ, 2009. – 560 с.
3. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.
В.А. Латышев