Критерии и показатели воспитанности
Рассматривая основные подходы к определению и изучению нравственной воспитанности, ЛМ Поколиенко, ДФ Николенко (1991), ИД Зверева, ЛГ Коваль, ПД Фролов (1995) и другие отмечают, что феномен воспитанности отличается большой сложностью и рассматривается в различных аспектах. Воспитанность является важнейшей психолого-педагогической и социально-психологической характеристикой личности, она нераздельно связано с у семью ее сторонами, отражает степень ее всесторонности и гармоничности. Основой воспитанности есть мораль человека, его существенным показателем. Проблема объективных критериев нравственности чрезвычайно сложная и продолжает оставаться предметом жарких дискуссий. Недостаточная разработанность проблемы объективных критериев нравственности в этике затрудняет разработку психолого-педагогических критериев нравственной воспитанности.
В психолого-педагогической литературе можно встретить различные признаки, которые выдвигаются как критерии нравственной воспитанности К таким критериям относятся:
- отношение школьников к обществу, труду, людей, активная жизненная позиция, направленность личности, уровень развития общественно значимых качеств личности, соотношение мотивов поведения и характер ктер поступков личности, с одной стороны, и норм, правил морали - с другой, использование различных критериев на разных уровнях: на уровне развития нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности ности личности, на уровне мировоззрения
- интеллектуальный, поведенческий и эмоциональный критерии; к интеллектуальному относятся знание соответствующих моральных норм и правил, способность выражать на основе этих знаний моральные суждения: к пове единкового - способность противостоять искушению нарушить эти правила, а эмоционального - переживание чувства вины в случае нарушения этих прави.
Поскольку уровень знаний моральных норм и степень соответствия реального поведения общественным требованиям обнаружить значительно проще, чем разобраться с особенностями переживаний и в характере побуждений ребенка, то в практике работы школ за критерии нравственности принимаются только внешние показатели, а в современной педагогической теории (и практике) наиболее распространены два подхода построения системы нравственного воспитания ученика: интеллектуальный, который предоставляет первостепенное значение формированию у школьников знаний, и поведенческий, когда главное внимание обращается на выработку у учащихся поведения и считается, что успех в воспитанные ни поведения определяется только режимом, системой требований и упражнений Но без внутренних побудительных стимулов вся система воспитания, конечно, превращается в насилие над дитяю.
Перечисленные признаки являются общими критериями нравственной воспитанности ИС Марьенко (1980) определяет общий критерий нравственной воспитанности как признак, на основе которой устанавливается продвижение личности в с своем нравственном развитии на относительно завершенном этапе школьного обучения и воспитания Наряду с критериями общей нравственной воспитанности авторы выделяют другие важные, но менее обобщенные критерии й, такие как критерии развития отдельных моральных качеств, глубина осмысления и знание норм и правил морали, степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек поведения, характер м оральной ориентации в сложных нравственных ситуациях, степень принципиальности и уровень развития волевой сферы, в окружении искушения - мера моральной требовательности к себе и другим людям, характер поведения в коллективе, а также наедине с собой, наличие гуманистических черт в характере и поведении, степень уважительного и доброжелательного отношения к другим людям, уровень развития чувства собственного достоинства, с оромьязливости, чести, совестиісті.
Сравнивая перечисленные подходы различных авторов к изучению общей нравственной воспитанности, можно сказать, что некоторые из них считают, что общий уровень нравственного развития может быть обнаружен с пособий мощью одного общего критерия, другие предлагают с этой целью определенный набор, систему критериев При этом авторы придерживаются единого мнения в том, что критерии нравственного развития личности школьника должны охватывать не только результат, но и побуждения, цели и способы его достиженияя.
Необходимо отметить, что все авторы, которые разрабатывают проблему критериев нравственной воспитанности, используются как синонимы такие понятия, как \"признак\", \"показатель\", \"проявление\", лексическое их значение является практические но идентичным Это то, из чего можно составить заключение о состоянии, развитии, ход и т.д. В то же время содержание, которое вкладывают авторы в данные понятия, в зависимости от контекстов, бывает разнымиим.
При этом критерий, как правило, понимается как некая наиболее общее свойство, по которой рассуждают о том, или иное явление, объединяющая в себе ряд простых \"показателей\" Сами же показатели могут быть вия явлены и через ряд признаков, примет, могут непосредственно наблюдаться и подлежать измерениюю.
Однако можно встретить и другие содержательные разграничения данных понятий В наше время все критерии, которые предлагают разные авторы, не связаны в единую систему и представляют собой определенный набор, в котором многие крытое ерии достаточно детально разработаны, но неясно, как они взаимосвязаны между собой Поэтому учителю приходится либо выбирать из существующих критериев по принципу \"или-или\", или объединять разнородные и разные по значением критерии в один ряд, не очень заботясь о том, они взаимосвязаны между собой Понятно, что полученные таким образом данные часто трудно свести в единую систему, которая позволяет однозначно определить и место данного ученика на шкале нравственной воспитанностисті.
ИД Зверева, ЛГ Коваль, ПД Фролов (1995) отмечают, что если психологические критерии нравственной воспитанности, предлагаемых принять за полный набор критериев, то он может быть упорядочен, систематизо Ован следующим образом (схема 101) 10.1.):
Уровни нравственной воспитанности
Как отмечается в психолого-педагогических исследованиях определения уровня нравственной воспитанности носит постановочные характер и с первым результатом исследований и обобщения практического опыта
Для выявления уровня сформированности нравственной воспитанности необходимы определенные критерии, то есть признаки, на основе которых проводится оценка
Критерий является как бы идеальным образцом, эталоном, по сравнению с которым реальные явления можно устанавливать степень их соответствия, приближения к норме, идеалу Признаки должны учитывать возрастные особенности вия явления тех или иных качеств личности, охватывать основные виды ее деятельности (учеба, работа, общественная работа, эстетическая и спортивная деятельность, свободное общение и т.д.), характеризовать поведут дыха ученика в различных ситуациях, а также отражать устойчивость выявления качеі.
Признаками воспитанности является отношение личности, добровольное выполнение определенных действий, мотивы действий, поступков
МИМонахов (1981) дает в своей работе конкретные критерии оценки воспитанности учащихся разного возраста, которые обобщенно и с дополнениями представлены в табл 101
ИС Марьенко (1980) как меру оценки уровня воспитанности предлагает вероятность поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами ИД Бех (1998) предлагает уровень нравственной воспитанности понимать как с степень соответствия черт и качеств, характеризующих моральный облик человека в соответствии с моральными требованиями, которые предъявляются к данной возрастной группы учащихся ОС Богданова (1995) рассматривает ров ень нравственной воспитанности как уровень развития морального сознания, нравственного поведения и моральных чувств личностибистості.
Спорным моментом в этих подходах является вопрос о градации шкал воспитанности, о выделении критической точки отсчета часто выделяют от трех до пяти ранговых градаций, иногда от двух до шести и и более Число таких градаций в исследованиях, в основном, определяется теоретически и подкрепляется данными наблюдений, лабораторных экспериментов тощщо.
Таблица 101
Критерии оценки воспитанности учащихся
критерии воспитанностиі | Показательи |
Любовь к Родини | Знание истории, уважение к историческому прошлому, традициям народа, заботы об интересах, историческую судьбу страны, чувство гордости за великих людей страны, ее культуру, достижения, бережное отношение к п природы, народных достижений, знание современных важных события. |
интернационализмам | Интерес к культуре, искусству других народов, дружба с людьми разных национальностей, добровольное участие в мероприятиях интернационального характера. |
Отношение к одноклассников ровесникив | участие в делах своего класса, привычка оказывать бескорыстную помощь, дружеские отношения с ребятами и девушками, требовательность и уважение к ровесникам. |
гуманностьь | Доброжелательное отношение к людям, забота о них, помощь, отзывчивость, уважение, доверие; внимательное отношение к интересам, желаниям людей, вопросам, которые их беспокоят, к мыслям, чувствам окружающих, понимание моти ивив, которыми руководят люди в своем поведении; тактичное отношение к их самолюбия, гордости, достоинства; исключает грубость, чванство, тщеславие, нетерпение, недоверие. |
честностьь | Правдивость, искренность, выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, кражи, обмана, добровольное признание своих ошибок, поступков; говорить истину, не скрывать истинное положение спра. |
Отношение к труду (трудолюбие) | Любовь, потребность и привычка к труду; добросовестность, усердие в труде: постоянная занятость полезными упражнениями; привычка качественно и своевременно выполнять работу; наслаждение от самого трудового процесса; заинтересуют ленисть в достижении положительных результатов, помощь членам семьи в хозяйств. |
дисциплинированностьь | Соблюдение установленных в обществе правовых, моральных, политических, эстетических норм поведения, правил для учащихся, определенных обычаев, традиций; быстрое и точное выполнение требований родителей, учителей. |
ответственностьь | Добросовестное выполнение своих обязанностей, сделанных предложений, обязательств; привычка доводить начатое дело до конца, готовность отвечать за свои поступки. |
активностьь | Стремление отвечать на уроках, дополнять ответы других; знакомство с дополнительной литературой; добровольное участие в различных видах деятельности, инициативность, самостоятельность. |
любознательностьь | Систематическое чтение литературы по различным отраслям науки и техники, постоянная потребность расширения и углубления своих знаний; привычка пользоваться словарями, справочниками, участие в работе факультативов, гу урткив, секций, хорошую успеваемость. |
смелостьь | Способность к преодолению чувства страха, готовность помочь с риском для себя, готовность отстаивать свое мнение. |
Сила волі | Способность заставить себя выполнять то, что нужно, а не только то, что нравится Привычка доводить начатое до конца; настойчивость в достижении поставленной цели, стремление и способность к преодолению т трудностей; успехи в самовоспитанииі. |
Достоинство, достоинствоь | Отношение к себе и к другим как к определенной ценности, осознание положительных черт, что не позволяет уступить ними, самоуважение, вызванной осознанием достигнутых успехов; требование от других уважения к о себе, своих пра. |
скромностьь | не признает за собой исключительных достоинств или прав. |
Любовь к прекрасному (эстетическая воспитанность) | Интерес к урокам литературы, пения, знание и понимание произведений литературы, музыки, живописи; посещение театров, музеев, желание творить прекрасное. |
Стремление к физическому совершенствуі | Стремление быть сильным, ловким, здоровым, правильная осанка, участие в спортивных играх, соревнованиях, походах, секциях. |
Говоря об уровне нравственной воспитанности, ИС Марьенко (1980) предлагает выделять не только воспитанность, но и невоспитанность, которая тоже имеет свои градации Так, ученый выделяет абсолютную невоспитанность, не за алежить от воли и сознания самого ребенка, и является характерным для больных и травмированных детей, а также относительную, которая зависит от самого ребенка, его желания подвергаться воспитаниюнню.
Таким образом, понятие \"уровень нравственной воспитанности\" предполагает не только качественную, но и количественную ее оценку Причем считается, что существует одна ось, на которой место каждого ученика в принципе можно определить от неоднозначно (выше или ниже) На это указывает и повседневный опыт Иными словами, считается, что уровень нравственной воспитанности можно выразить с помощью одной общей количественной оценки, для измерения которой й достаточно одномерной шкалы Очевидно, не в последнюю очередь этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что господствующим в измерении воспитанности у нас есть одномерный подходовдхід.
Наглядным примером одномерной шкалы является известная шкала общей успеваемости (\"неуспевающий\", \"троечник\", \"середняк\", \"хорошист\", \"отличник\"): неуспевающим считается ученик, который имеет итоговую незад произвольную оценку хотя бы по одному учебному предмету, отличником тот, у кого знания по всем предметам оценены на \"отлично\" и т.д. Этот же способ используется и для оценки уровня морального питомцах ности: педагоги учитывают все известные им проявления нравственности (безнравственности) школьника (как правило, на основе его поступков) и с учетом этих оценок судят, какую общую оценку следует выставить том или и ншому воспитаннику Наиболее популярный способ объединения частичных оценок (полученных с помощью различных методов) в общую шкалу заключается в добавлении этих оценок или вычисления различных производных от этой суммы величиныин.
Целесообразно отметить, что существующие ныне шкалы измерения уровней нравственной воспитанности является не только несопоставимы между собой, поскольку имеют разное количество уровней, но и не позволяют учителю получить объективную информацию о том, как выглядят отдельные воспитанники на фоне других учеников школы, района, области Они могут использоваться педагогом только как инструмент для оценки эффективности собственных педагогических зу силь отношении каждого конкретного ученика, но не способны оценить эффективность деятельности педагогов относительно друг друга Нормативные же шкалы (построенные не на ранговых, а на интервальных оценках), которые хара ктеризують уровень воспитанности учащихся по некоторой стандартной группы, взятой за эталон, отсутствуют Разработка нормативной шкалы была бы экономически оправданоною.
Говоря о таком сложном явлении, как моральная воспитанность, необходимо отметить, что в некоторых случаях многие авторы предпочитают говорить не об уровне воспитанности, а об их типы С позиций такого п подхода (который можно было бы определить как типологический) о воспитанниках лучше говорить не как о \"лучших\" или \"худших\", а как о разных, которые образуют группу наиболее сходных между собой В отличие от равное ного подхода, которым совокупность первичных оценок сводится к одной общей количественной оценки, типологический подход, основываясь на многомерном группировке, ведет к созданию качественных групп объектеів.
Наиболее принятым в диагностике нравственной воспитанности является ривневотипологичний подход Опыт позволяет выдвинуть гипотезу о взаимосвязи этих способов анализа исходной диагностической информации при оправданности гипотезы о тесной взаимосвязи исходных показателей Оценки воспитанности по группе показателей можно объединить не только в одномерную уровневую шкалу, но и на типы воспитанности При этом всере дыни одного уровня воспитанности могут быть выделены различные типы, которые уже нельзя рассматривать как ранговые Именно такой подход позволяет преодолеть однообразие в воспитании, навязанную господствующей идеологией, от кривая возможность для становления подлинной индивидуальности, которая имеет собственную позицию относительно существующих моральных норм и ориентируется при этом на основные моральные ценности обществства.
Поскольку выделять большое количество градаций уровня нравственной воспитанности практически вряд ли целесообразно, авторы предлагают использовать шкалу (табл. 102), по которой масс оцениваться уровень воспитанности как высокий, средний и низкий (ИД Зверева, ЛГ Коваль, ПД Фролов, 1995ов, 1995).
Отнесение до определенного уровня, типа может быть осуществлено на основе информации, собранной с помощью методов: социомет-ричний тест измерения альтруизма, незавершенные предложения, опроса вальщик для измерения импульсов льсивности, методики изучения межличностных отношений в коллективе, референтометрии тощ.