Физкультурно-оздоровительная работа

Одно из важнейших мест в сфере дополнительного образования детей в летний период занимает физкультурно-оздоровительная работа и массовый детский спорт, ориентированные на развитие ребенка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Особенно благоприятные условия для физического воспитания детей складываются во время их организованного отдыха в летние каникулы. Оздоровительные летние лагеря, независимо от количества отдыхающих в них детей, специализации, ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный и содержательный отдых для большей части детей, а также решать проблемы развития и физического воспитания детей.

Детский лагерь имеет достаточно возможностей для организации эффективного оздоровления детей, организации воспитательного процесса. Оздоровление включает в себя восстановление, сохранение, компенсацию здоровья, расширение адаптационных возможностей организма, повышение устойчивости к воздействию многообразных факторов, причем здоровье необходимо рассматривать в единстве физических и психических его составляющих. Наиболее эффективное оздоровление, возможно благодаря осуществлению комплекса мероприятий, составляющих единую систему, которая включает в себя объединение усилий различных служб: медицинской, образовательной, социальной, психологической и др.

Нормативно-правовые основы физического воспитания в детских оздоровительных центрах

Согласно нормативным документам, задачами фи­зического воспитания в де­тском лагере являются:

-укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;

-совершенствование у детей умений и навы­ков в естественных ви­дах движений (особенно в плавании);

- содействие формиро­ванию санитарно-гигиенических и организационных навыков по физической культуре и спорту;

- физическое воспита­ние в сочетании с формиро­ванием волевых и мораль­ных качеств, воспитание любви к Отечеству.

Документы по физичес­кому воспитанию в оздоро­вительном лагере:

- общий план работы на смену;

- календарный план физкультурно-спортивных мероприятий;

-положение об общела­герной Спартакиаде;

-протоколы соревно­ваний;

- книга рекордов и чем­пионов лагеря;

- журнал учета детей, ог­раниченных в занятиях фи­зическими упражнениями;

-книга учета детей, на­учившихся плавать;

- журнал учета спортив­ного инвентаря и оборудо­вания.

Примерный двигательный режим детей 10 – 15 лет в условиях детского оздоровительно-образовательного учреждения

(летний период)

№ п/п   Содержание   10-12 дет   13-15 лет  
       
  УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика)   20 (мин.)   30 (мин.)  
  Закаливающие процедуры (ходьба и бег 10 (мин.)   10- 15 (мин.)  
    босиком, умывание и обливание          
    прохладной водой)          
  Двигательная активность в первой половине 3-4 захода   4-5 заходов  
    дня:   по 5-20 мин.   по 7-20 мин  
    а) купание и обучение плаванию;   в соответствии   в соответствии  
    б) подвижные и спортивные игры (на пляже, с температурой   с температурой  
    спортивных площадках и т.д.);   воды и воздуха   воды и воздуха  
    в) корригирующая дыхательная   итого 15-60 (мин.)   итого 30-80  
    гимнастика   30-40 (мин.)   (мин.)  
        15-20 (мин.)   40-60 (мин.)  
            20-30 (мин.)  
  Двигательная активность во 2-ой половине дня:   30-60 (мин.)   40-60 (мин.)  
    а) купание, плавание, упражнения на суше,   30-40 (мин.)   40-60 (мин.)  
    игры в воде;          
    б) подвижные игры, эстафеты, соревнования          
    по типу «Веселые старты» (двигательные          
  развлечения или физическая рекреация)          
  Ежедневные спортивные часы (секции по видам спорта или видам физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков)   60 (мин.)   60 (мин.)  
  Двигательная активность в вечернее время: а) свободная двигательная активность (по выбору); б) танцевальная двигательная активность (обязательная)   30-40 (мин.) 40 (мин.)   30-40 (мин.) 60 (мин.)  
  Итого:   250-385 мин. или 4 ч. 10 мин. -6 ч. 25 мин.   317-450 мин. или 5 ч. 17 мин. — 7 ч. 30 мин.  
           

Представленный в таб­лице примерный двига­тельный режим свидетель­ствует о реальности обес­печения должного уровня физической активности де­тей и подростков, что в со­четании с положительным влиянием благоприятных природно-климатических условий позволяет доби­ваться улучшения физи­ческого состояния боль­шинства детей, отдыхаю­щих в детском оздоровительно-образовательном учреждении.

Мероприятия по физи­ческому воспитанию в де­тском лагере прежде всего должны:

- соответствовать воз­расту детей — 6-7. 8-9, 10-11, 12-13 и 14-15 лет;

-соответствовать состо­янию здоровья ребят (ос­новная, подготовительная, специально-медицинская группы), их физическому развитию и уровню физи­ческой подготовленности;

- отвечать здоровым запросам и интересам де­тей, их любознательности, стремлению к риску и ро­мантике;

- отражать общеприня­тый принцип работы де­тских организаций;

. -содействовать всесто­роннему развитию иници­ативы и самодеятельности детей;

-вовлекать в система­тические занятия физичес­кой культурой и спортом всех детей, отдыхающих и лагере;

-обеспечивать разнооб­разие занятий физически­ми упражнениями, в пер­вую очередь таких, которые затруднительно или невоз­можно проводить в течение учебного года, особенно в условиях города (плава­ние, туризм, упражнения и игры на местности, неко­торые виды легкой атлети­ки, спортивные и подвиж­ные игры, преодоления пре­пятствий в естественных условиях);

- сочетаться с обще­ственно-полезным трудом (обеспечение чистоты в ла­гере, на местах занятий физическими упражнения­ми, изготовление и ремонт простейшего спортивного инвентаря и оборудования, очистка от мусора леса, пар­ка, пляжа).

На участке основной застройки лагеря предусматриваются плоскостные физкультурно-оздоровительные сооружения, норма площади которых принимается из расчета не менее 20 кв. м на 1 место в учреждении. Они включают в себя сооружения и площадки, которые проектируются как обязательные для всех типов лагерей, так и дополнительные, устройство которых предусматривается в соответствии с расчетом, учетом местных условий, типа лагеря, особенностей физкультурно-оздоровительной работы.

Плоскостные физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения рекомендуется размещать вблизи зеленых массивов и водоемов.

При использовании игровых и физкультурно-оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие правила:

- на спортплощадки дети допускаются только в спортивной одежде и обуви;

- движущиеся игровые и спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены;

- в сухую погоду поверхности площадок и травяной покров полей необходимо поливать за 20 мин. до начала занятий;

- дети должны быть обучены правильному и безопасному пользованию оборудованием, спортинвентарем и бережному обращению с ним.

Основные формы физи­ческого воспитания в де­тском лагере:

- утренняя гигиеничес­кая гимнастика;

- отрядные и лагерные часы физической культуры и спорта;

- прогулки, экскурсии, походы;

-занятия в секциях, кружках физическою вос­питания;

- плавание и купание;

-инструктивные заня­тия с вожатыми и детским физкультурным активом;

- агитация и пропаган­да физической культуры и спорта;

- соревнования и физ­культурные праздники.

Руководство и распреде­ление обязанностей:

- педагогический кол­лектив принимает ак­тивное участие в физи­ческом воспитании детей в лагере:

- общее руководство, постановка процесса фи­зического воспитания в лагере, создание усло­вий для активных занятий физической культурой и спортом, контроль за физическим воспитанием возлагаются на началь­ника лагеря и старшего вожатого (заместителя на­чальника по воспитатель­ной работе);

- в обязанности педаго­га по физическому воспитанию входят: ведение до­кументации, инструктор­ская и методическая рабо­та с педагогами и детьми, организация и проведение утренней гигиенической гимнастики, часов физи­ческой культуры, заня­тий спортивных кружков, групп, секций, проведение совместно с врачом заня­тий с детьми, отнесенны­ми к специальной меди­цинской группе, органи­зация и проведение обще­лагерных физкультурных мероприятий, туристи­ческих слетов, оказание помощи при обучении де­тей плаванию, наблюде­ние за самостоятельными занятиями физическими упражнениями, подготов­ка инвентаря, мест для за­нятий физической куль­турой, проведение теоре­тических занятий, учет результатов.

Оценка эффективности оздоровления детей в условиях детского оздоровительного лагеря производится на основании сопоставления данных двух медицинских осмотров – в начале и в конце лагерной смены.

Анализируются следующие показатели:

· физическое развитие ребенка;

· функциональное состояние организма;

· уровень физической подготовленности;

· внутрилагерная заболеваемость.

Комплексный анализ этих показателей дает возможность оценить эффективность оздоровления каждого ребенка.

Оздоровительная эффективность пребывания ребенка в лагере оценивается как:

- выраженный оздоровительный эффект при преобладании положительной динамики в большинстве (более 50%) тестов;

- слабый оздоровительный эффект при положительной динамике отдельных тестов;

- оздоровительный эффект отсутствует при отсутствии положительной динамики функциональных проб и физического развития.

В случае отсутствия оздоровительного эффекта медперсоналу необходимо вместе с руководством лагеря и воспитателями проанализировать причины, вскрыть недостатки в организации двигательного режима, физического воспитания и спортивно-массовой работы, наметить пути к их устранению.

Наши рекомендации