Физкультурно-оздоровительная работа
Одно из важнейших мест в сфере дополнительного образования детей в летний период занимает физкультурно-оздоровительная работа и массовый детский спорт, ориентированные на развитие ребенка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Особенно благоприятные условия для физического воспитания детей складываются во время их организованного отдыха в летние каникулы. Оздоровительные летние лагеря, независимо от количества отдыхающих в них детей, специализации, ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный и содержательный отдых для большей части детей, а также решать проблемы развития и физического воспитания детей.
Детский лагерь имеет достаточно возможностей для организации эффективного оздоровления детей, организации воспитательного процесса. Оздоровление включает в себя восстановление, сохранение, компенсацию здоровья, расширение адаптационных возможностей организма, повышение устойчивости к воздействию многообразных факторов, причем здоровье необходимо рассматривать в единстве физических и психических его составляющих. Наиболее эффективное оздоровление, возможно благодаря осуществлению комплекса мероприятий, составляющих единую систему, которая включает в себя объединение усилий различных служб: медицинской, образовательной, социальной, психологической и др.
Нормативно-правовые основы физического воспитания в детских оздоровительных центрах
Согласно нормативным документам, задачами физического воспитания в детском лагере являются:
-укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;
-совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании);
- содействие формированию санитарно-гигиенических и организационных навыков по физической культуре и спорту;
- физическое воспитание в сочетании с формированием волевых и моральных качеств, воспитание любви к Отечеству.
Документы по физическому воспитанию в оздоровительном лагере:
- общий план работы на смену;
- календарный план физкультурно-спортивных мероприятий;
-положение об общелагерной Спартакиаде;
-протоколы соревнований;
- книга рекордов и чемпионов лагеря;
- журнал учета детей, ограниченных в занятиях физическими упражнениями;
-книга учета детей, научившихся плавать;
- журнал учета спортивного инвентаря и оборудования.
Примерный двигательный режим детей 10 – 15 лет в условиях детского оздоровительно-образовательного учреждения
(летний период)
№ п/п | Содержание | 10-12 дет | 13-15 лет | ||
УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика) | 20 (мин.) | 30 (мин.) | |||
Закаливающие процедуры (ходьба и бег | 10 (мин.) | 10- 15 (мин.) | |||
босиком, умывание и обливание | |||||
прохладной водой) | |||||
Двигательная активность в первой половине | 3-4 захода | 4-5 заходов | |||
дня: | по 5-20 мин. | по 7-20 мин | |||
а) купание и обучение плаванию; | в соответствии | в соответствии | |||
б) подвижные и спортивные игры (на пляже, | с температурой | с температурой | |||
спортивных площадках и т.д.); | воды и воздуха | воды и воздуха | |||
в) корригирующая дыхательная | итого 15-60 (мин.) | итого 30-80 | |||
гимнастика | 30-40 (мин.) | (мин.) | |||
15-20 (мин.) | 40-60 (мин.) | ||||
20-30 (мин.) | |||||
Двигательная активность во 2-ой половине дня: | 30-60 (мин.) | 40-60 (мин.) | |||
а) купание, плавание, упражнения на суше, | 30-40 (мин.) | 40-60 (мин.) | |||
игры в воде; | |||||
б) подвижные игры, эстафеты, соревнования | |||||
по типу «Веселые старты» (двигательные | |||||
развлечения или физическая рекреация) | |||||
Ежедневные спортивные часы (секции по видам спорта или видам физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков) | 60 (мин.) | 60 (мин.) | |||
Двигательная активность в вечернее время: а) свободная двигательная активность (по выбору); б) танцевальная двигательная активность (обязательная) | 30-40 (мин.) 40 (мин.) | 30-40 (мин.) 60 (мин.) | |||
Итого: | 250-385 мин. или 4 ч. 10 мин. -6 ч. 25 мин. | 317-450 мин. или 5 ч. 17 мин. — 7 ч. 30 мин. | |||
Представленный в таблице примерный двигательный режим свидетельствует о реальности обеспечения должного уровня физической активности детей и подростков, что в сочетании с положительным влиянием благоприятных природно-климатических условий позволяет добиваться улучшения физического состояния большинства детей, отдыхающих в детском оздоровительно-образовательном учреждении.
Мероприятия по физическому воспитанию в детском лагере прежде всего должны:
- соответствовать возрасту детей — 6-7. 8-9, 10-11, 12-13 и 14-15 лет;
-соответствовать состоянию здоровья ребят (основная, подготовительная, специально-медицинская группы), их физическому развитию и уровню физической подготовленности;
- отвечать здоровым запросам и интересам детей, их любознательности, стремлению к риску и романтике;
- отражать общепринятый принцип работы детских организаций;
. -содействовать всестороннему развитию инициативы и самодеятельности детей;
-вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих и лагере;
-обеспечивать разнообразие занятий физическими упражнениями, в первую очередь таких, которые затруднительно или невозможно проводить в течение учебного года, особенно в условиях города (плавание, туризм, упражнения и игры на местности, некоторые виды легкой атлетики, спортивные и подвижные игры, преодоления препятствий в естественных условиях);
- сочетаться с общественно-полезным трудом (обеспечение чистоты в лагере, на местах занятий физическими упражнениями, изготовление и ремонт простейшего спортивного инвентаря и оборудования, очистка от мусора леса, парка, пляжа).
На участке основной застройки лагеря предусматриваются плоскостные физкультурно-оздоровительные сооружения, норма площади которых принимается из расчета не менее 20 кв. м на 1 место в учреждении. Они включают в себя сооружения и площадки, которые проектируются как обязательные для всех типов лагерей, так и дополнительные, устройство которых предусматривается в соответствии с расчетом, учетом местных условий, типа лагеря, особенностей физкультурно-оздоровительной работы.
Плоскостные физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения рекомендуется размещать вблизи зеленых массивов и водоемов.
При использовании игровых и физкультурно-оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие правила:
- на спортплощадки дети допускаются только в спортивной одежде и обуви;
- движущиеся игровые и спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены;
- в сухую погоду поверхности площадок и травяной покров полей необходимо поливать за 20 мин. до начала занятий;
- дети должны быть обучены правильному и безопасному пользованию оборудованием, спортинвентарем и бережному обращению с ним.
Основные формы физического воспитания в детском лагере:
- утренняя гигиеническая гимнастика;
- отрядные и лагерные часы физической культуры и спорта;
- прогулки, экскурсии, походы;
-занятия в секциях, кружках физическою воспитания;
- плавание и купание;
-инструктивные занятия с вожатыми и детским физкультурным активом;
- агитация и пропаганда физической культуры и спорта;
- соревнования и физкультурные праздники.
Руководство и распределение обязанностей:
- педагогический коллектив принимает активное участие в физическом воспитании детей в лагере:
- общее руководство, постановка процесса физического воспитания в лагере, создание условий для активных занятий физической культурой и спортом, контроль за физическим воспитанием возлагаются на начальника лагеря и старшего вожатого (заместителя начальника по воспитательной работе);
- в обязанности педагога по физическому воспитанию входят: ведение документации, инструкторская и методическая работа с педагогами и детьми, организация и проведение утренней гигиенической гимнастики, часов физической культуры, занятий спортивных кружков, групп, секций, проведение совместно с врачом занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, организация и проведение общелагерных физкультурных мероприятий, туристических слетов, оказание помощи при обучении детей плаванию, наблюдение за самостоятельными занятиями физическими упражнениями, подготовка инвентаря, мест для занятий физической культурой, проведение теоретических занятий, учет результатов.
Оценка эффективности оздоровления детей в условиях детского оздоровительного лагеря производится на основании сопоставления данных двух медицинских осмотров – в начале и в конце лагерной смены.
Анализируются следующие показатели:
· физическое развитие ребенка;
· функциональное состояние организма;
· уровень физической подготовленности;
· внутрилагерная заболеваемость.
Комплексный анализ этих показателей дает возможность оценить эффективность оздоровления каждого ребенка.
Оздоровительная эффективность пребывания ребенка в лагере оценивается как:
- выраженный оздоровительный эффект при преобладании положительной динамики в большинстве (более 50%) тестов;
- слабый оздоровительный эффект при положительной динамике отдельных тестов;
- оздоровительный эффект отсутствует при отсутствии положительной динамики функциональных проб и физического развития.
В случае отсутствия оздоровительного эффекта медперсоналу необходимо вместе с руководством лагеря и воспитателями проанализировать причины, вскрыть недостатки в организации двигательного режима, физического воспитания и спортивно-массовой работы, наметить пути к их устранению.