РАЗДЕЛ 3.3. физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с учащимися

При всей значимости урока ФК и здоровья, как основы процесса ФВ учащихся в учреждениях образования, исключительная роль в формировании ЗОЖ принадлежит факультативным занятиям по ФК. Факультативные занятия направленны на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и ФР, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования[186].

На современном этапе в Республике Беларусь в учреждениях общего среднего образования спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится как на факультативных занятиях «Час здоровья и спорта», так и по аналогии ранее проводимой внеклассной физкультурно-оздоровительной работы.

Следовательно, спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа организуется по двум направлениям:

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

- спортивно-массовая работа с учащимися.

Основной задачей физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня учреждения общего среднего образования является создание условий для восстановления физической и умственной работоспособности учащихся.

В рамках этих мероприятий занятия проводятся в следующих формах:

- гимнастика до занятий – проводится физкультурным активом школы или педагогами-предметниками под руководством учителя физической культуры. Ее продолжительность варьируется в пределах 8–10 мин перед учебными занятиями, проводятся на школьных площадках, а при плохой погоде в коридорах и классах школы. Целью проведения таких занятий является профилактика неблагоприятных последствий, связанных с длительным пребыванием в позе сидя и напряженным умственным трудом;

- физкультурные минутки на учебных занятиях и во время выполнения домашних заданий – это кратковременные виды активного отдыха, частично снимают утомление, тем самым повышая продуктивность умственной работы;

- подвижные и народные игры в перерывах между учебными занятиями. В связи с нарастанием утомления от урока к уроку целесообразным является введение подвижной перемены, в содержание которой включаются разнообразные подвижные и народные игры. Участие в различных играх, способствует восстановлению оперативной работоспособности по механизму «активного отдыха».

- спортивный час в группах продлённого дня. Это ежедневные физкультурные занятия, направленные на укрепление здоровья, повышение уровня физической и умственной работоспособности, формирование стереотипа здорового и активного поведения учащимися в свободное время, а также на закрепление двигательных умений и навыков, приобретенных на занятиях по ФК. Как правило, такие занятия проводятся на свежем воздухе и имеют схожую с урочной формой структуру, но не регламентируются строго по времени и содержанию. Здесь, как и в урочной форме, выделяют три части занятия: подготовительную, целью которой является подготовка организма к предстоящей нагрузке (10–15 мин) (сюда включают разнообразные виды ходьбы и бега, строевые и общеразвивающие упражнения); основную – продолжительностью от 30 до 60 мин, где решаются основные оздоровительные задачи (её составляющей являются эстафеты, подвижные игры, спортивные развлечения, самостоятельные занятия физическими упражнениями, возможно выполнение домашнего задания по предмету «Физическая культура и здоровье»); заключительную, целью которой является снижение функциональной активности организма и организация окончания занятия (3–7 мин) (сюда включаются дыхательные упражнения, игры на внимание, спокойная ходьба и т.д.). Организация спортивного часа осуществляется воспитателем группы продленного дня.

При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня недопустимо:

- во время перерывов между учебными занятиями привлекать учащихся к спортивным играм, высокоэмоциональным эстафетам с элементами видов спорта;

- использование упражнений с применением сложного гимнастического оборудования и отягощений;

- использование игр и упражнений в исходном положении сидя и лежа на полу.

В случае проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьных коридорах, холлах, рекреациях, других не приспособленных для физкультурных занятий помещениях необходимо обеспечить выполнение санитарно-гигиенических норм и требований, создать безопасные условия для ДА учащихся.

Целью спортивно-массовой работы с учащимися является: оздоровление учащихся путем приобщения детей и молодежи к активному образу жизни на основе их интересов, склонностей и потребностей. Реализация данной цели в системе образования осуществляется путем решения следующих задач:

- создание условий для оздоровления учащихся средствами ФКиС;

- вовлечение учащихся в систематические занятия ФКиС;

- отбор перспективных и талантливых учащихся для занятий спортом;

- тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, специализированными учебно-спортивными учреждениями по формированию ЗОЖ учащихся средствами ФКиС.

Организация спортивно-массовых мероприятий с учащимися проводится в следующих формах:

- организация и проведение занятий (в том числе и для учащихся I-IV классов) в секциях, группах и кружках по видам спорта;

- организация и проведение различного ранга соревнований (внутришкольные, городские, районные, республиканские);

- проведение физкультурных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская снежинка», «Хрустальный конек» и т.д.;

- проведение ежемесячных «Дней здоровья» (каждую вторую субботу месяца);

- проведение спартакиад и детских подвижных игр «Вас вызывает Спортландия!»;

- организация и проведение республиканских акций «Олимпизм и молодежь», «Неделя спорта и здоровья», «Футбольные каникулы»;

- организация и проведение республиканских конкурсов «Лето – пора спортивная!», «Алiмпiёнiк» и др.

Отличительной особенностью факультативных спортивно-массовых мероприятий с учащимися является исключительная добровольность. Факультативная работа проводится на основе широкой общественно-физкультурной активности как самих учащихся, так и их родителей.

Все соревнования и спортивно-массовые мероприятия планируются равномерно в течение учебного года и проводятся во внеучебное время, в том числе во время осенних, зимних и весенних каникул. В целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися рекомендуется организация и проведение «Дней здоровья, спорта и туризма» в шестой школьный день, что позволит приобщить к активным занятиям ФК максимальное количество учащихся. Участие в днях здоровья, спорта и туризма не требует от учащихся проявления чрезмерных физических усилий, а способствует освоению ценностей ФК в целом.

Содержание «Дней здоровья, спорта и туризма» тесно связано с образовательным процессом и является продолжением действующих учебных программ по ФК. Во время участия в «днях здоровья, спорта и туризма» происходит закрепление и совершенствование учебного материала, изученного на уроках ФК и здоровья. Кроме того, происходит расширение и углубление знаний о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности, а участие в спортивных соревнованиях способствует формированию стойкой мотивации для занятий тем или иным видом спорта. К участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях, в той либо иной форме, привлекаются практически все учащиеся, в том числе отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК. Данный контингент учащихся с успехом привлекается к оформлению мест соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов жюри, судейству спортивных соревнований, а также участию в различных конкурсах, например, рисунков на спортивную тему, семейных фотографий на тему «Здоровый образ жизни» и др.

Важнейшим требованием, предъявляемым к «дням здоровья, спорта и туризма», является достижение максимального оздоровительного эффекта. Выбор и использование упражнений, подвижных и народных игр, спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся и проводиться при безусловном соблюдении действующих правил безопасности занятий по ФКиС в учреждениях образования.

Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» и инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования в 2013 / 2014 учебном году» в учреждениях общего среднего образования проводятся факультативные занятия спортивной направленности с учащимися I-XI классов в шестой школьный день.

Для проведения факультативных занятий в I-XI классах используются учебные программы, методические и дидактические материалы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь:

– Атлетическая гимнастика (VII–XI классы);

– Аэробика (V–XI классы);

– Основы дзюдо – «Гибкий путь» (V–XI классы);

– Играем в футбол (I–IV классы);

– Играем в футбол (V–XI классы);

– Туризм (VIII–XI классы);

– Теннис;

– Баскетбол (V–XI классы);

– Черлидинг (III–VIII классы);

– Основы олимпийских знаний (X класс);

– Корфбол (V–XI классы);

– Волейбол (V–XI классы);

– Плавание и здоровье (V–XI классы).

Указанные программы постоянно редактируются и обновляются, с их содержанием можно ознакомиться на сайтах научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (www.adu.by) и учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).

Целью организации и проведения факультативных занятий, на примере «Урока футбола» («Часа футбола»), который является комплексным физкультурно-спортивным мероприятием, служит популяризация футбола как наиболее массового из игровых видов спорта. Основными задачами «Урока футбола» («Часа футбола») являются:

- пропаганда ЗОЖ;

- укрепление здоровья учащихся средствами ФКиС;

- популяризация игровых видов спорта через привлечение учащихся к игре в футбол;

- отбор и передача перспективных и талантливых учащихся в учебно-тренировочные группы по футболу специализированных учебно-спортивных учреждений.

Проведение «Урока футбола» («Часа футбола») в рамках факультативной спортивно-массовой работы предполагает создание в каждом учреждении образования кружков и спортивных секций по футболу с привлечением всех учащихся в той или иной форме к физкультурно-спортивным занятиям с футбольной направленностью. Это может быть, как непосредственное участие учащихся в практических занятиях и соревнованиях по футболу в программе круглогодичной спартакиады, ежемесячных днях здоровья и спорта, физкультурно-оздоровительных праздников, так и участие в тематических викторинах, различных конкурсах, выставках рисунков, фотографий и т.д. на футбольную тематику.

В общеобразовательных учреждениях «Урок футбола» («Час футбола») проводится еженедельно в течение всего учебного года в рамках шестого школьного дня. В среднем в учебном году проводится 32–34 комплексных мероприятий футбольной направленности. Это могут быть как собственно соревнования по футболу в программе круглогодичной спартакиады учреждения образования, так и различного рода игры и эстафеты с элементами футбола в рамках ежемесячных дней здоровья спорта и туризма или физкультурно-оздоровительных праздников. Продолжительность отдельного мероприятия варьируется от одного до трех часов, в зависимости от возраста участников мероприятия (учащихся I–IV классов – 1 час, для учащихся V–IX классов – 2 часа и для учащихся старших классов – 3 часа).

Функциональная направленность практических занятий заключается в подготовке мальчиков (юношей) и девочек (девушек) для участия в составе команды класса, сборной команды учреждения образования в играх по футболу. К таму же проводятся практические занятия, функциональная направленность которых заключается в повышении физической подготовки мальчиков (юношей) и девочек (девушек), а так же обучение технической и тактической составляющей спортивной игры «футбол».

Содержание и продолжительность практических занятий планируется в соответствии с возрастом занимающихся. Для учащихся:

I–IV классов продолжительность занятий составляет 35–45 мин. В содержание занятий для учащихся 6–7 лет включаются общеразвивающие упражнения и специальные упражнения футболиста. Основным методом обучения данного контингента является игра, поэтому в содержание занятий необходимо включать простейшие игры и эстафеты с футбольным мячом, подвижные игры и эстафеты на развитие ловкости, гибкости, быстроты (например, игры с ведением мяча, с обводкой стоек, игры с приемом и остановкой мяча, игры с ударами по воротам, игры в «лабиринт» – с мячом и без мяча, игры на сближение с соперником, игры с защитой ворот – для подготовки вратаря. После освоения техники владения мячом допускается использовать упрощенные игры 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4 игрока. Для учащихся 8–9 лет используются разнообразные упражнения для подготовки к игре в футбол по упрощенным правилам, упражнения с мячом и без мяча, направленные на развитие координационных способностей, быстроты, ловкости, точности движений, игры с бегом, прыжками, передачами и ловлей мяча (например, «Пятнашки с мячом» и т.п.)[187].

V–IX классов – продолжительность занятия 45–60 мин. Возраст 10–12 лет позволяет использовать в практических занятиях разнообразные способы ведения мяча, передачи, удары и приемы мяча ногой и головой, жонглирование мячом, игры и эстафеты на развитие ловкости, игровой выносливости, точности ударов по воротам и передач мяча, формирование навыков тактических действий в защите и нападении, упрощенные игры 3 на 3, 4 на 4, 5 на 5 игроков, игры для команд из 7 человек, тесты на игровые способности, игры в футбол командой из 8 человек с учетом разделения поля на участки. Для учащихся 13–15 лет включают упражнения переменной интенсивности для развития игровой выносливости, скоростно-силовых качеств, силы (упражнения с небольшими отягощениями). Одновременно с развитием физических качеств у учащихся формируются навыки владения мячом в игровой и соревновательной обстановке, техника различных ударов (удары правой и левой ногами по неподвижному и катящемуся мячу серединой подъема, внутренней стороной стопы, внешней частью подъема, носком, удары по летящему мячу). По мере освоения указанных навыков изучают технику приема и остановки мяча ногой и грудью. Упражнения выполняются в парах, тройках, четверках, используя технико-тактические связки: ведение-передача, прием-передача, прием-ведение-передача и т.п.

X–XI классов – продолжительность занятий варьируется в пределах 60-90 минут. В возрасте 16 лет и старше на «Уроках футбола» («Часах футбола»). Основным становится формирование у учащихся игровых технических навыков и обучение индивидуальным и командным (тактическим) действиям в игре в футбол (удары на дальность и точность, обводка-отбор мяча, обводка-отбор-удар в ворота, перехват мяча, игра головой, комбинации в тройках с мячом; действия без мяча: открывание, отвлечение, создание численного преимущества, взаимодействия двух нападающих против одного защитника, двух защитников против одного нападающего, игровые упражнения в кругу, квадрате, прямоугольнике и т.п.) На каждом занятии рекомендуется выделять время для игры в футбол 6 на 6, 8 на 8, 11 на 11 игроков[188].

При организации и проведении факультативных занятий важно учитывать не только оздоровительный эффект приносимый физическими упражнениями, но также немаловажно учитывать интересы, потребности и склонности учащихся, необходимо отказаться от принуждения, используя методы убеждение и ориентацию на удовлетворение потребностей занимающихся. Давно известно, что любое принуждение, особенно в подростковом возрасте, может привести к протесту, а это в последствии и к полному отказу от физкультурно-спортивной активности.

Наши рекомендации