Методика преподавания как наука
Долгое время методику обучения (МО) самостоятельной наукой не считали.
Методику рассматривали как раздел педагогики, изучающий методы обучения.
К первой половине XIX века наука методика оформляется как самостоятельная наука.
МО– это наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания.
Объект МО – взаимодействие учителя и ученика в процессе передачи знаний о предмете и формирования навыков и умений (т.е. программы, учебники, учебные пособия, учебно-воспитательный процесс, совокупность уроков, внеклассная работа);
Предмет МО – процесс обучения и его закономерности; накопленные об объекте знания (т.е. научно обоснованное решение проблем, связанных с целями, содержанием, принципами, методами и приемами ).
В узком смысле методика – это совокупность форм, методов и приемов работы учителя.
В широком смысле методика – это учение о методах обучения.
В основе МО лежат как минимум 2 науки: дидактика + та наука, основой которой составляет содержание обучение данному предмету.
Задачиметодики: раскрывать закономерности обучения. На их основе устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности учителя и к познавательной деятельности учащихся.
Став самостоятельной наукой, МО не стала наукой, лишенной связи с базисными и смежными науками.
К базисным наукам относятся: педагогика или дидактика – наука об образовании и обучении,
психология, из которой методика черпает сведения о процессе усвоения предмета, о работе памяти, о теории деятельности, об особенностях формирования навыков и умений;
психолингвистика, которая позволяет лучше понять механизмы порождения и распознавания речи;
лингвистика, например, разработка приемов обучения употребления артиклей, согласования времен и т.п.
К смежным наукам можно отнести кибернетику, данные которой могут быть использованы, поскольку процесс обучении обладает чертами, свойственными действию сложных систем и их управлению: управляющий орган – учитель; управляемый орган – ученик и передача информации по определенному каналу; и математическую статистику, которая служит для подсчета результатов экспериментальной работы.
3. Задачи методики преподавания учебной дисциплины «Трудовое обучение и воспитание»
Методика трудового обучения – одна из основныхдисциплин в системе трудовой подготовки учителя труда.
Трудовая подготовка включает в себя процессы обучения и воспитания, органически связанные между собой и направленные на формирование у школьников знаний, умений, навыков и качеств личности, характеризующих готовность выпускника школы к труду в общественном производстве.
Цели и задачи: Повысить уровень педагогической и научной культуры студентов, включая сформированность общих и специальных умений и навыков, опираясь на глубокие знания из вузовских курсов общей педагогики, возрастной психологии, методики трудового обучения.
Требования к уровню знаний:
· иметь представление об истории становления и развития трудового обучения в истории школы;
· знать о методологии, принципах, системах трудового обучения, формах организации учебного процесса;
· иметь представление о психофизиологических основах трудового обучения, воспитательных функциях трудового обучения;
· знать современные тенденции развития трудового обучения;
· владеть категорийно-понятийным аппаратом;
в совершенстве ориентироваться в выборе методов, приемов, формах организации обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностях учащихся, их подготовки, условий проведения занятий
Существуют различные классификации методов обучения. Для трудового и профессионального обучения наиболее приемлема классификация методов по способам деятельности учащихся и учителя. Поэтому их можно подразделить на две тесно взаимосвязанные группы: методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя и методы преподавания.
Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя:
1. Упражнения (умственные, двигательные, комбинированные).
2. Ученический эксперимент (лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные опыты).
3. Учебно-производственные работы.
4. Решение задач (технические, технологические, экономические расчеты).
5. Работа над технической документацией (чтение, составление, применение схем и чертежей, технологических карт и т. п.).
6. Работа над научно-технической литературой (справочниками, учебными пособиями, популярными книгами по технике и т. п.).
Методы преподавания:
1. Устное изложение учебного материала (прежде всего объяснение принципа действия и устройства орудий труда, научной сущности технологических процессов и т. д., рассказ о профессиях, производстве и т. д.).
2. Беседа (для проверки знаний и для сообщения учащимся новых знаний).
3. Учебная демонстрация (показ изучаемых образцов материалов, механизмов, машин и т. п., учебно-наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов и диапозитивов, технической документации, трудовых приемов и операций и т. п.).
4. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устные вопросы, практические контрольные работы, зачетные работы, квалификационные экзамены и т. п.).
Применяя совокупность различных методов трудового и профессионального обучения, нужно использовать их не только для передачи учащимся знаний, умений и навыков, но и для формирования у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, всестороннего развития их личности и воспитания у них нравственности.