Методы диагностики готовности к инновационной деятельности
Под диагностикой инновационной деятельности преподавателя принято понимать совокупность способов изучения и оценки признаков, характеризующих профессиональную готовность преподавателя к реализации этой деятельности и ее осуществлению. Диагноз успешности инновационной деятельности не составляет полностью самостоятельной процедуры, он входит в более широкий контекст инновационных процессов. Анализ имеющихся подходов к диагностике внедрения новшеств позволил В.А. Сластенину и Л.С. Подымову выделить следующие основные задачи:
1) прогноз успешности намечаемого нововведения в целом, его отдельных этапов;
2) выявление недочетов как в самом новшестве, так и в организации его внедрения с целью его последующей доработки;
3) сопоставление новшества с другими новациями, выбор наиболее эффективного из них, уточнение его значимости и разработанности;
4) проверка степени успешности внедрения новшества;
5) оценка инновативной способности организации, в которой это новшество будет внедряться.
Все методы диагностики нововведений с точки зрения В.А. Сластенина и Л.С. Подымова можно разбить на две группы: первая группа - методы, направленные на получение знаний о нововведении; вторая группа - методы, направленные на оценку организационной среды инновационного процесса. Все же традиционные методы подчиняются логике диагноза инноваций.
Основные теоретические положения о сущности инновационных процессов определяют и направления диагностики их исследования. Во-первых, представление о нововведении как о процессе, включающем стандартизированный набор этапов. В зависимости от того, на чем центрируется исследователь, формируются два представления этого процесса. В одном случае его сущность видится в логике принятия решений, в другом - в основание процесса кладется жизненный цикл нововведения и рассматривается последовательность его фаз и стадий. В диагностическом плане это означает, что исследователь должен четко определить, на каком этапе находится нововведение и по отношению к каким этапам стоит задача диагноза.
Во-вторых, нововведение можно рассматривать как специфический возникающий и развивающийся процесс, противостоящий традиционным процессам. В соответствии с этим разводятся такие предметы диагностики, как собственно инновационный процесс (его структура, участники, складывающиеся организационные формы) и среда, в которой развертывается этот процесс.
Диагностика инновационной деятельности осуществляется в три этапа:
1) до реализации новшества (включает в себя констатацию проблем профессиональной готовности, носит преимущественно аналитический характер);
2) во время осуществления инновационной деятельности (имеет конструктивно-преобразующий характер и связан с оперативной доработкой, переструктурированием программы педагогического эксперимента и соответственно деятельности учителя);
3) после реализации, внедрения новшества в педагогический
процесс (происходит сопоставление целей и полученных результатов уже реализованного новшества).
Реализация поставленных целей и задач диагностики инновационной деятельности позволяет планировать не только алгоритм осуществления деятельности преподавателя, но и прогнозировать определенные последствия в широком контексте с учетом специфики и трудностей внедрения новшества, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе внедрения.
В качестве теоретической основы содержательного анализа профессиональной готовности были положены представления о структуре инновационной деятельности, представленные в предыдущей главе. Как и всякая деятельность, инновационная включает в себя анализ и оценку новшества, формирование цели и концепции будущего действия, реализацию этого плана и его коррекцию, оценку эффективности.
Особо важное значение для диагностики профессиональной готовности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при принятии решения. Оценка творческих возможностей, обеспечивающих результативность инновационной деятельности, является также важнейшей задачей диагностики. К настоящему времени разработано достаточно большое число эффективных методик диагностики креативности, которая входит в структуру этой деятельности.
Диагностика профессиональной готовности на этапе принятия решения частично производится и с помощью методик, основанных на методах «анализа педагогических ситуаций», организационно-деятельностных игр (ОДИ). При оценке успешности применяются различные количественно-качественные характеристики результатов решения, среди которых основное место занимает такой показатель, как число различных видов конструктивных решений. Выявлением «поля действия» или «веера» возможных решений процедура оценки не должна ограничиваться.
Не менее важным является диагностика такого компонента инновационной деятельности, как анализ и оценка инновационных действий. Существенным является и выявление представлений о способах нейтрализации или компенсации возможных негативных эффектов, побочных результатов. Наличие ресурсов компенсации и нейтрализации негативных эффектов действия является свидетельством профессиональной готовности учителя к осуществлению инновационной деятельности.
Диагностика исполнительной части основывается на анализе и оценке операционального состава действия, который производится с помощью карты наблюдений либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых ситуациях, имитирующих ситуации инновационной деятельности. Большую роль здесь играют ОДИ, инновационные игры, технические средства фиксации поведения, продукты деятельности учащихся и самого преподавателя, групповой тренинг.
Достоверная оценка инновационной деятельности преподавателя возможна только на основе целостного изучения личности и эффективности деятельности главного субъекта этого процесса - педагога. С этой целью они отобрали ряд анкетных и тестовых методик, которые давно разработаны психологами, а некоторые из них являются авторскими.
Первый блок методик направлен на выявление осведомленности о новшестве, на определение отношения к новшеству. С этой целью проводится интервью с инициаторами новшества. В интервью включаются следующие вопросы.
1. В чем содержание новшества: цель, технология, новизна, эффективность по сравнению с другими аналогами?
2. Каковы традиции, история нововведения: является ли оно
оригинальным или «переносом» в новые условия ранее имеющейся педагогической идеи; в чем различие условий в этом случае, какие трудности встретились на пути внедрения новшества ранее, были ли другие попытки переноса этой идеи и чем они кончались?
3. Какова организационная структура новшества: кто инициатор, каков уровень его профессионального мастерства, от кого зависит материальное оснащение эксперимента и др.?
4. Какие основные трудности ожидают нововведение: неразработанность отдельных этапов, противодействие новшеству, недостаточная личная заинтересованность руководства, отсутствие материальной базы и др.?
5. Что изменится в ходе внедрения новшества в развитии личности учащихся, в содержании работы, в профессиональном и личностном росте преподавателя?
Интервью можно превратить в анкету с «закрытыми» вопросами, отвечая на которые преподаватели выбирают соответствующий ответ. Данные методы позволяют получить следующие результаты: познакомиться с содержательными характеристиками нововведения, выяснить основные затруднения, определить в первом приближении круг заинтересованных лиц.
При самооценке педагогических умений и навыков в основном фигурируют традиционные показатели: знание своего предмета, умение его преподавать, культура общения, организационные и конструктивные умения, которые остаются основными критериями профессионального мастерства преподавателя. Все это свидетельствует о том, что необходимо выработать новый взгляд на систему педагогической деятельности современного преподавателя и методы его диагностики. В этой связи большое значение имеет методика самоанализа инновационной деятельности. Эта методика включает такие вопросы:
1.Какие новшества, на Ваш взгляд, в первую очередь необходимы образовательному учреждению?
2.Знакомы ли Вы с методикой организации экспериментальной работы в образовательном учреждении?
3. Как Вы думаете, где можно узнать преподавателю о различных новшествах?
4. Если бы Вам предоставили возможность заниматься инновационной деятельностью, к кому бы Вы обратились за помощью?
5. Как Вы думаете, какие трудности могут встретиться на пути
введения новшества?
6. Что может измениться в Вашей деятельности в ходе осуществления нововведения?
7. К кому Вы можете обратиться за помощью при введении новшества?
8. Как отнесутся Ваши коллеги к вводимому Вами новшеству?
9. Как Вы думаете, какие причины побуждают учителя применять различные новшества?
10. Ожидаете ли Вы личного удовлетворения от введения нового в педагогический процесс? Задача диагностики состоит в выяснении психологического микроклимата в коллективе преподавателей, готовности и информированности о педагогических новшествах, уровня самооценки.
Для изучения профессиональной готовности преподавателей к экспериментальной работе В.А. Сластенин и Л.С. Подымов предлагают использовать карту наблюдений и анкету, в которой производилась оценка и самооценка способностей к инновационной деятельности по пятибалльной шкале.
Карта педагогической оценки и самооценки способностей преподавателя к инновационной деятельности
Характеристики | Степень их проявления |
1. Мотивационно-творческая направленность личности | |
1. Любознательность, творческий интерес | |
2. Стремление к творческим достижениям | |
3. Стремление к лидерству | |
4. Стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны администрации | |
5.Личная значимость творческой деятельности | |
6.Стремление к самосовершенствованию | |
2. Креативность преподавателя | |
1. Продуцирование большого числа решений: вариативность педагогической деятельности | |
2. Независимость суждений (не стесняется выражать свое мнение) | |
3. Фантазия, воображение (интеллектуальная легкость в обращении с идеями) | |
4. Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления | |
5. Стремление к риску | |
6. Чувствительность к проблемам в педагогической деятельности | |
7. Критичность мышления, способность к оценочным суждениям | |
8. Способность к самоанализу, рефлексии | |
III. Оценка профессиональных способностей преподавателя к осуществлению инновационной деятельности | |
1. Способность личности к овладению методологией творческой деятельности | |
2. Владение методами педагогического исследования | |
3. Способность к созданию авторской концепции, технологии деятельности | |
4. Способность к планированию экспериментальной работы | |
5. Способность к организации педагогического эксперимента в образовательном учреждении | |
6.Способность к коррекции, перестройке деятельности | |
7. Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других преподавателей | |
8.Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности | |
9. Способность творчески разрешать конфликты | |
IV. Индивидуальные особенности личности преподавателя | |
1.Темп творческой деятельности | |
2. Работоспособность личности в творческой деятельности | |
3. Решительность, уверенность в себе | |
4. Ответственность | |
5. Убежденность преподавателя в социальной значимости творческой деятельности | |
6. Честность, правдивость | |
7. Способность к самоорганизации |
Одним из главных направлений диагностики инновационной деятельности является исследование креативности преподавателя. Инновационная деятельность и креативность как способность к ее высокопродуктивному осуществлению может измеряться на разных уровнях. Первый уровень диагностики - реальная инновационная деятельность преподавателя, осуществляемая фрагментарно, когда отдельные ярко выраженные фрагменты введения новшеств используются для распознавания творческого потенциала личности и делается прогноз о том, что и другие фрагменты могут быть столь же качественными. На этом уровне диагностики креативности процесс инновационной деятельности (степень сформированное механизмов креативности) и результат (полученный на основе использования данных механизмов творческий продукт) четко не разграничиваются.
Для оценки креативности преподавателя было отобрано несколько наиболее типичных тестов дивергентной продуктивности и адаптировали их для оценки педагогической деятельности. Адаптация состояла в следующем. Используемые в американской психологии тесты Д. Гилфорда и Е. Торранса [30], направленные на выявление креативности, были проанализированы и вычленены те, которые определяют восприимчивость, открытость проблемам, поскольку в русле нашего исследования именно этот компонент инновационной деятельности является наиболее значимым. Приведем описание предлагаемых тестов.
Тесты на определение чувствительности к проблемам.
1.Студентов просят написать как можно больше проблем, которые возникают в ситуации, когда необходимо выполнять одно временно два вида деятельности: вести объяснение нового материала и готовиться идти на «ковер» к директору, проверять тетради учащихся и слушать ответ, разговаривать по телефону и предотвратить ссору учащихся и др.
2.Тест «Видение проблемы». Студентам и педагогам предлагается назвать проблемы, возникающие в связи с перечисленными ниже темами: открытый урок, взаимоотношения молодого педагога и администрации, подготовка к учебному занятию, работа по новым программам, учебная библиотека, воспитательная работа с учащимися. Этот тест предназначен для выявления одной из важнейших для творчества способностей - способности видеть, открывать проблемы.
3.Тест «Последствия». Испытуемым предлагается перечислить
последствия предполагаемых необычных событий в школеучебном заведении. Например, что случится, если учащиеся на занятиях будут заниматься вместе с родителями; что произойдет, если учебные занятия станут по 10 минут, а перемены - по 40; что будет, если учащиеся начнут сами выбирать преподавателей; что произойдет, если в учебном учреждении не будет администрации; что будет, если учебное заведение будет передвижной (на колесах).
4.Тест «Применение». Преподавателям предлагается перечислить как
можно больше вариантов использования на учебном занятии каждого из следующих предметов: карандаши, бумажные скрепки, газеты, стержни, пуговицы, пробки, зубные щетки. Этот тест позволяет выявлять способность переходить от одного класса понятий к другому, а также оригинальность мышления.
Как видим, что во всех заданиях требуется создать некий продукт, некий результат. При этом характеристики продукта могут быть различными, в чем и проявится степень развитости у преподавателя механизмов творческой деятельности, механизмов креативности.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на быстрый рост количества методик, направленных на исследование творческих способностей, все же их не хватает. Существуют определенные трудности, связанные с разработкой подобных тестов и определением их валидности. Думается, что целенаправленная разработка диагностического инструментария, охватывающего все аспекты, должна стать одной из психолого-педагогических задач, связанных с изучением, диагностикой и стимулированием инновационной деятельности преподавателя. Особое значение имеет исследование творческих фрагментов педагогической деятельности и их развитие.
Прежде чем начать изменения в образовании педагогу-инноватору необходимо провести аналитическую работу на самооценку готовности к ведению диалога с оппонентами. В этой связи В.А. Сластенин и Л.С. Подымов предлагают адаптированный тест на самооценку компетентности и готовности к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта (В.И.Андреев).
Приступая к работе над тестом, преподаватель должен мысленно представить во всех подробностях и деталях один-два самых последних конфликта, которые у него возникали. Далее он осуществляет самооценку уровня знаний, умений, способностей, которые он мог проявить, реализовать в ситуации спора, конфликта, переговоров. Оценка производится по девятибалльной шкале.
Самооценка знаний. Знаете ли Вы:
1. Психологические и другие особенности участников конфликта.
2. Особенности типов и виды конфликтов.
3. Основные приемы и правила ведения спора.
4. Основные приемы и правила ведения переговоров.
5. Основные правила и приемы разрешения конфликтов.
6. Свои сильные и слабые стороны, качества, которые у Вас проявляются в конфликтной ситуации и при ведении переговоров.
Самооценка умений. Умеете ли Вы:
1. Определить и диагностировать тип и вид конкретно взятого конфликта.
2. Пойти на разумные компромиссы.
3. Устанавливать контакты даже с враждебно настроенными к Вам лицами.
4. Нейтрализовать действия лиц, которые разжигают конфликт.
5. Вести переговоры по разрешению конфликта, даже если противоположная сторона уходит от переговоров.
6. Предвидеть и прогнозировать ход развития событий, связанных с конфликтом.
Самооценка способностей. Способны ли Вы:
1. Проявить принципиальность и гибкость в разрешении конфликта.
2. Установить диалог и корректно вести спор.
3. Самокритично оценить ситуацию и прогнозировать развитие событий.
4. Проявлять выдержку и высоконравственные качества даже в
ситуации обострения конфликта.
5. Заинтересовать противоположную сторону в положительном исходе событий по разрешению конфликта.
6.Видеть возможные изменения в развитии конфликта.
Уровень компетентности и готовности к разрешению конфликта вычисляется по блокам, где суммируется количество набранных баллов в каждом блоке. Уровень развития знаний, умений и способностей определяется по следующим показателям: 1 - очень низкий (6-12), 2 - низкий (13- 17 баллов), 3 - ниже среднего (18-21), 4 - чуть ниже среднего (22- 25), 5 - средний (26-30), 6 - чуть выше среднего (31-36), 7 - выше среднего (37-42), 8 - высокий (43-48), 9 - очень высокий (49-54).
На основе сравнительного анализа преподаватель делает вывод о степени развития компетентности и намечает программу самосовершенствования.
Проблема готовности преподавателя к инновационной деятельности - это скорее проблема трансформации общих способностей в педагогические, творческие, коммуникативные, проблема обучения.
Таким образом, оценка инновационной деятельности преподавателя эффективна в контексте целостного изучения личности и профессиональной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. С помощью, каких методик производится диагностика профессиональной готовности?
2. Какие вопросы должны быть включены в интервью, направленного на выявление осведомленности о новшестве, на определение отношения к новшеству?
3. Какие вопросы включены в методику самоанализа инновационной деятельности?
4. Какие тесты можно использовать для определения чувствительности к проблемам?
5. С какой целью проводиться диагностика готовности преподавателя к инновационной деятельности?