Диагностика уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области. В исследовании принимали участие 14 учеников второго класса. Дети обучаются по программе «Школа России».
Для диагностики уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни мы использовали такие методики:
1. Анкета «Что ты знаешь о здоровом образе жизни?»
1 Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?
А) Нужно заниматься спортом
Б) Нужно закаляться
В) Есть фрукты, овощи
Г) Нужно не болеть
Д) Быть здоровым
2 Что ты знаешь о своем здоровье?
А) Мое здоровье: отличное
Б) Не очень хорошее: часто болит голова
В) Удовлетворительное
3 Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят:
А) Ничего не беспокоит
Б) Постоянно болею
В) Простуда
4 Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
А) Пропусков нет
Б) Пропуски каждый месяц
В) Пропуски каждую неделю
5 Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
А) Нет
Б) Да
В) Иногда
6 Как ты занимаешься на уроках физкультуры?
А) С полной отдачей
Б) Лишь бы не ругали
В) Без желания
7 Занимаешься ли ты спортом?
А) В спортивной школе
Б) В других учреждениях
В) В школьной секции
Г) Нигде
8 Чувствуешь ли усталость после уроков?
А) Очень устаю
Б) Всегда
В) Иногда
Г) Не очень устаю
Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы:
Понятия о здоровом образе жизни у учеников отождествлено с понятием «здоровье», причем 43 % учеников считают, здоровый образ жизни - это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 36 % учащихся, которые считают, что здоровый образ жизни - «нужно быть здоровым». Но 21 % учеников имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты здорового образа жизни - «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 36% учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 21 % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 20% считают, что у них здоровье «удовлетворительное». При этом 50% часто беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, но только 28,5 % детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, всего 21 % учеников ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, теннис).
Следовательно, только 21% детей склонны придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 28,5 % учеников делают по утрам зарядку каждый день, а 28,5 % - лишь иногда, также 46 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учеников исследуемого класса.
2. Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша)
1. Занимаетесь ли Вы:
а) в школьной спортивной секции;
б) в спортивной секции других учреждений;
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;
г) просмотром передач на тему здоровья;
д) употреблением витаминов;
е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.
2. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:
а) никогда не участвую;
б) нерегулярно;
в) раз или два в неделю;
г) три и более раз в неделю.
3. Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):
а) полное взаимопонимание;
б) доверительные;
в) уважительные;
г) отсутствие взаимопонимания.
4. Для ведения здорового образа жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня;
б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;
в) занимаетесь спортом;
г) делаете регулярно утреннюю зарядку;
д) не имеете вредных привычек.
5. Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) ум, сообразительность;
г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;
д) объём знаний о здоровом образе жизни;
е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
ж) внимание и наблюдательность;
з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);
и) умение организовать свой труд (организованность);
к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
л) чуткость и отзывчивость к людям;
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других; н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;
п) умение беречь время;
р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.
Обработка результатов
За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения. За все остальные варианты ответов баллы не начисляются.
Интерпретация:
Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.
Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.
Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
Ответы детей в Приложении 1.
По результатам данной методики мы выяснили, что только 3 (21%) ученика имеют высокий уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни. Они заботятся о своем здоровье, знают правила участвуют в спортивных соревнованиях, ведут активный образ жизни, соблюдаются режим дня. 5 учеников (36 %) имеют средний уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни, а 6 учеников (43 %) имеют низкий уровень. Полученные данные говорят о необходимости проведения работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников.