Анализ учебников по русскому языку
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Цель курса – дать понятие о современных педагогических теориях преподавания русского языка и подготовить студентов к педагогической деятельности.
Задачи курса:
- формирование профессиональных навыков студентов через активный подход к обучению, организацию самостоятельной работы студентов: анализ методической литературы, создание дидактического материала, планирование и моделирование уроков;
- формирование понятия о коммуникативно-речевом принципе преподавания русского языка в школе: о текстоцентрическом подходе к изучению языковых единиц, об изучении языкового факта в единстве значения, формы и функции, о реализации развивающего обучения русскому языку.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАР №1
«Русский язык как учебный предмет. Современные учебники и программы по русскому языку в общеобразовательной школе»
Русский язык как учебный предмет
1. Значение русского языка как учебного предмета.
2. Процесс усвоения языка и развитие мышления учащихся.
3. Воспитание на уроках русского языка:
а) воспитание нравственных качеств, любви к родине, к родному языку на уроках русского языка;
б) эстетическое воспитание на уроках русского языка.
4. Культурологический подход к преподаванию языка:
а) культуроведческая компетенция как составная часть познавательной цели обучения русскому языку;
б) способы подачи культуроведческой информации на уроках русского языка.
5. Особенности преподавания русского языка.
6. Учащиеся приходят в школу, практически владея разговорной речью. Определите задачи и методы изучения русского языка в школе, исходя из этого факта.
Анализ программ по русскому языку.
1. Основные комплексы учебных программ по русскому языку, принятые Министерством образования РФ для общеобразовательных школ.
2. Основные принципы построения программ по русскому языку (линейное расположение материала в программе, ступенчатое, концентрическое).
3. Анализ учебных программ по русскому языку:
· Авторы программы.
· Задачи преподавания русского языка, прописанные в программе.
· Основные направления работы по русскому языку, указанные в программе.
· Ведущий принцип расположения материала.
· Расположение разделов «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Орфография», «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация» по классам.
· Материал о межпредметных связях русского языка.
· Расположение материала по развитию речи.
4.Особенности программ по русскому языку в 10-11 классах.
Анализ учебников по русскому языку.
1. Название учебника, авторы.
2. Перечень изучаемых тем.
3. Первые темы в учебнике.
4. Пути, которые предоставляет учебник для воспитания у учащихся интереса, любви к языку (увлекательные тексты, сведения о лингвистах и просветителях, материал о писателях или литературных героях, этимологические справки о словах, юмор).
5. Способы подачи теоретического материала в учебнике:
· Статье предпосылаются примеры для наблюдения и вопросы для анализа.
· Вопросы ставятся перед статьей, в которой дается ответ на них.
· Теоретические сведения только в статье, излагающей материал.
6. Содержание теоретических сведений в практической части учебника (упражнениях).
7. Использование рисунков, иллюстраций, схем при изучении различных тем.
8. Виды и назначение таблиц.
9. Логика построения раздела «Повторение изученного».
10. Учет возможности самостоятельной творческой деятельности учащихся (наличие творческих и проблемных заданий, стимулирующих интеллектуальную активность, предполагающих необходимость использования дополнительного материала по предмету).
11. Наличие упражнений и заданий, позволяющих реализовать дифференцированный подход к обучению.
12. Виды упражнений по развитию речи (работа над правильностью речи, обогащение словаря, развитие связной письменной речи).
СЕМИНАРЫ № 2 - 3
«Обучение планированию уроков и составлению конспекта урока»
1. Виды планов (годовой, тематический, поурочное планирование).
Пример таблицы тематического планирования:
№ урока | Программный материал | Повторение | Виды работ | Домашнее задание |
2. Составление плана работы по теме «Причастие».
а) Порядок прохождения темы, если должны быть отступления – обоснуйте.
б) Время (количество уроков) на прохождение подтем.
в) Материал для уроков (какой и откуда взят).
г) Формы повторения (на уроке, дома, устно, письменно).
д) Какие контрольные работы предполагаются, время их проведения.
е) Какие наглядные пособия предполагается использовать (таблицы, схемы, плакаты, составленные самим учителем или взятые из учебника).
ж) Домашнее задание.
3. Организация повторения на уроке.
а) Виды и цели повторения.
б) Повторение, направленное на подготовку восприятия нового
материала:
· Что следует повторять и с какой целью перед изучением следующих тем: «Понятие о местоимении», «Понятие о причастии», «Обособленные определения», «Пунктуация в сложном предложении», «Безличные предложения».
· Нужно ли перед изучением темы «Правописание личных окончаний глаголов» повторить тему «Виды глагола»? Какое упражнение вы выберете для совершенствования умения различать виды глаголов?
· Какие орфограммы целесообразно повторить при изучении уточняющих членов предложения; обособленных определений?
· Что следует повторить с целью предупреждения смешения грамматических фактов при изучении тем «Сложносочиненные предложения», «Обособленные приложения»?
в) Обобщающее повторение:
· Прочитайте примеры. Какие обобщения по пунктуации и по какому основанию можно провести, анализируя эти примеры?
Шумит трава дремотно и лениво. (И.Бунин)
Чужды вам страсти и чужды страдания. (М.Лермонтов)
Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился. (Г.Федосеев)
Мороз и солнце! День чудесный. (А.Пушкин)
Где ваши сестры и как они поживают? (А.Чехов)
Мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит. (М.Лермонтов)
Остановиться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой. (К.Паустовский)
· Повторение проводится в начале и в конце учебного года. Чем отличаются они по целям и формам проведения?
4.Методика опроса.
а) Виды опросов.
б) Значение опроса.
в) Требования к формулировке вопросов и заданий в опросах.
г) Требования к ответам учащихся.
д) Приемы активизации класса при индивидуальном опросе.
е) Проведение фронтального опроса.
ж) Особенности проведения опроса по карточкам.
з) Средства наглядности при опросе.
5.Практические задания.
1. Прочитайте вопросы и скажите, каким из них, объединенным одной темой вы отдадите предпочтение и почему.
I
1) Какие простые предложения 1) Какие предложения называются распространенными? называются распространенными?
2) Как называются простые 2) Какие предложения называются
предложения, состоящие только нераспространенными?
из главных членов?
3) По какому основанию делятся
предложения на распространенные
и нераспространенные?
II
1) Какая часть речи называется 1) Какая часть речи называется
именем существительным? именем существительным?
2) Назовите признаки имени 2) Какая часть речи называется
прилагательного как части речи? прилагательным?
3) Как называется часть речи, которая 3) Какая часть речи называется
обозначает количество предметов и именем числительным?
порядок их при счете?
2. Прочитайте вопросы и сформулируйте их так, чтобы избежать однообразия в их построении.
1) Какие определения называются согласованными?
2) Какие определения называются несогласованными?
3) Какие определения называются распространенными и какие нераспространенными?
3. Дайте ответы на вопросы и задания. Какие вопросы больше активизируют познавательную деятельность учащихся?
I
1) Какие члены предложения называются однородными?
2) Какая часть речи называется местоимением?
3) Когда ставится двоеточие и тире при однородных членах с обобщающими словами?
II
1) При каких условиях члены предложения являются однородными?
2) Назовите признаки местоимения как части речи.
3) Чем определяется выбор постановки двоеточия или тире при однородных членах с обобщающими словами? Опишите разные позиции однородных членов по отношению к обобщающим словам и расскажите об употреблении знаков препинания в каждом варианте.
4.Укажите отличия в формулировке вопросов.
1) Какие слова называются союзами?
2) Какая часть речи называется союзом?
3) Какая служебная часть речи называется союзом?
5.Ниже приводятся ответы учащихся. Сформулируйте вопросы и задания, на которые даны эти ответы.
«Связь, при которой зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное слово, называется согласованием».
«Такая связь называется управлением».
«Простые предложения бывают распространенными и нераспространенными».
«Имя существительное – такая часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные имеют род, изменяются по числам и падежам, в предложении чаще всего бывают подлежащим и дополнением».
«Приставка и суффикс входят в основу, с их помощью образуются новые слова. Приставка стоит перед корнем, суффикс – после корня».
«Два спряжения».
6.Сформулируйте темы для индивидуального опроса и охарактеризуйте предполагаемый ответ:
· Гласные и согласные звуки.
· Слитное и раздельное написание НЕ.
· Употребление дефиса.
· Правописание слов, имеющих корни с чередующимися гласными.
7. Какие замечания вы сделаете по приведенным ниже ответам учащихся? Обратите внимание на полноту ответа и последовательность изложения материала, на наличие вступительной фразы и выводов из сказанного.
1) – Когда употребляется Ъ?
- Ъ пишется в сложных словах «двухъярусный», «трехъязычный», а также после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я.
2) – Какого вида глагол решаешь?
- Совершенного.
- Ну, а если подумать?
- Несовершенного.
- Правильно.
3) – Расскажите о полных и кратких прилагательных. Назовите признаки, по которым их можно сопоставить.
- Полные прилагательные имеют в окончании две или три буквы, а краткие одну букву или не имеют окончания. Полные прилагательные склоняются, а краткие нет. Полные прилагательные в предложении бывают определениями, а краткие сказуемыми. Краткие прилагательные могут оканчиваться на шипящую без Ь.
- По каким признакам вы их сопоставили?
- Склоняются они или не склоняются, потом по окончаниям.
8.Укажите недостатки в подготовленном материале для фронтального опроса учащихся по теме «Основные признаки имен прилагательных как часть речи». Обратите внимание на последовательность вопросов, их формулировки.
1. Какая часть речи называется именем прилагательным?
2. Какова роль прилагательных в предложении?
3. Как изменяются имена прилагательные?
4. Какие прилагательные называются сравнительной степенью?
5. Какие прилагательные называются качественными?
6. Какие прилагательные называются превосходной степенью?
7. Какие прилагательные называются относительными?
8. Какие прилагательные называются притяжательными?
9. Как образуется превосходная степень прилагательных?
10. Какие прилагательные называются полными?
11. Какие прилагательные называются краткими?
9. Прочитайте приготовленные для опроса карточки и скажите, правильно ли они составлены. Какие вопросы и задания, по вашему мнению, не следует включать в карточки?
1.Какая часть речи называется глаголом? 2.Сгруппируйте слова по правилам: чужой, книжонка, грошовый, горячо, сверчок, певуче, тучей, орешек, свечой, шалашом, шепот, дешевый, печешь. Какие обобщения можно сделать о правописании данных слов? 3. Разберите слова по составу: книжность, живность, больница, мельница. |
1.Назовите правила, на которые даны следующие примеры: подписать, поехать, сделать, распилить, израсходовать, прервать, приезжать. 2. Разберите предложение по членам. Хмурые тучи нависли над степью. Выпишите словосочетания и разберите их. |
1. Дайте определение назывных предложений. 2. Придумайте и запишите предложения с вводными словами, указывающими на степень уверенности, различные чувства, источник высказывания. 3.Постройте графические схемы правил употребления запятой между однородными членами. |
6.Активизация деятельности учащихся в процессе проверки домашнего задания в классе.
7.Определение цели урока.
Пример Тема: «Понятие о видах глагола»
Цель урока: 1.Дать понятие о видах глагола.
2.Сообщить способы различения видов глагола.
3.Познакомить с видовыми парами.
а) Сформулируйте цели урока по данным темам.
· «Язык – важнейшее средство общения»
· Употребление Н и НН в прилагательных и причастиях.
· Понятие о подлежащем.
· Постановка двоеточия и тире при однородных членах с обобщающим словом.
б) Два варианта формулировки цели урока к теме «Синонимы». Будут ли отличаться уроки каждого варианта по содержанию и построению? Какому варианту следует отдать предпочтение?
I
1. Дать понятие о синонимах.
2. Научить подбирать синонимы к данным словам.
II
1. Дать понятие о синонимах.
2. Провести работу над употреблением синонимов, над точностью речи.
8.Объяснение нового материала.
Задание по творческим группам:
а) Продумайте объяснение материала по теме «Правописание О-Е после
шипящих в суффиксах существительных» (5-й кл.). Мотивируйте выбор
методов подачи материала.
б) Опишите объяснение материала по теме «Переходные и непереходные глаголы» (5-й кл.) Мотивируйте выбор методов подачи материала.
в) Опишите объяснение материала по теме «Постановка запятой между
однородными членами предложения» (8-й кл.) Мотивируйте выбор методов подачи материала.
9. Закрепление материала.
10. Формы подведения итогов урока.
Пример: Тема «Понятие о видах глагола»
Сегодня мы познакомились с двумя видами глагола и научились их различать.
- Прочитайте статью о видах глагола в учебнике и скажите, какие новые сведения о глаголе вы получили на уроке.
- Из упражнения, которое выполнили на уроке, мы узнали, что к глаголам несовершенного вида можно прибавить слова, указывающие на длительность действия (долго читал), а глаголы совершенного вида с такими словами не сочетаются (нельзя – долго прочитал).
а) Ознакомьтесь с двумя вариантами подведения итогов уроков по теме «Постановка двоеточия и тире в предложениях с обобщающими словами при однородных членах». Какому варианту вы отдадите предпочтение? Объясните свой выбор.
I
1.Какова тема урока?
2.Когда ставится двоеточие?
3.Когда ставится тире?
4.Когда ставится и двоеточие, и тире?
II
1. Чем вызвана необходимость отделения знаками препинания однородных членов предложения от обобщающих слов?
2. От чего зависит употребление тире и двоеточия при однородных членах с обобщающими словами?
3.Какое место по отношению к однородным членам могут занимать обобщающие слова?
4. Сколько может быть вариантов расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами?
5.Расскажите о каждом варианте в отдельности и приведите примеры.
б) Обычно вызывает затруднения вопрос, как закончить урок, на котором пишется диктант. Выберите более целесообразный вариант окончания урока и мотивируйте свой выбор.
I
После того, как были собраны тетради, учитель предлагает учащимся задать вопросы по написанному диктанту. У тех, кто допустил ошибку, ответы учителя вызвали огорчения, у тех, кто написал правильно, - ликование. Сдержать эмоции было трудно.
II
Собрав тетради, учитель обратился к классу с таким вопросом:
- На какие правила был диктант?
Учащиеся правильно определили основную тему диктанта. Далее по предложению учителя ученики называли отдельные правила, вспоминали слова из диктанта на это правило и сами решали, как их следовало писать.
ОБРАЗЕЦ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
План-конспект урока по русскому языку
в____классе школы №______
___________района Нижнего Новгорода
студента (-ки)__группы филологического
факультета НГЛУ им. Н.А.Добролюбова
____________________________________
ТЕМА: Понятие об имени существительном (5-й класс)
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познавательная: повторить морфологические признаки имени существительного, известные учащимся по начальной школе; познакомить учащихся с отвлеченными именами существительными.
2. Практическая: опознавать существительное среди других частей речи.
3. Общепредметная: развить способность к обобщению (формирование понятия о предмете в грамматике).
4. Воспитательная: воспитать любовь к родному слову; понимание красоты природы.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент (1-2 минуты): приветствие учеников, проверка посещаемости, организация внимания..
2. Проверка домашнего задания.(5 минут)
На дом было задано списать текст, вставляя пропущенные буквы.
«Пр…шумев обильным ливнем, о..сверкав молниями, св…лилась в з…окские леса гр…зовая туча. Там еще п…гр…мыхивает, прод…лжает сеять к…роткий летний дождь. Вокруг п…св…тлело, брызнули лучи со…нца, и в полнеба стала над л…сами с…мицветная радуга.»
Способ – взаимопроверка: ученики обмениваются тетрадями.
Предлагается назвать правила, которые были использованы учащимися, когда они вставляли пропущенные буквы. Далее предлагается назвать слова с безударной гласной в корне вместе с проверочным словом, затем слов с приставками, не меняющимися на письме, а затем слово, в котором букв больше, чем звуков, и проверочное слово к нему.
Также задано на дом рассмотреть схему в учебнике «Части речи», запомнить, сколько в русском языке всех частей речи, на какие группы и подгруппы они делятся, и подготовить (составить план) сообщение на тему «Части речи в русском языке». Выслушивается ответ учащегося.
Учитель говорит учащимся, что они приступают к более углубленному изучению одной из частей речи. Для того чтобы узнать, какая это часть речи, учащиеся отгадывают загадку: Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам, затем рассказывают, как они определили, что темой урока является «Имя существительное».
Учитель записывает тему на доске.
3.Повторение сведений об имени существительном.(10 минут)
1.Работа над примерами, данными на доске.
Зимний наряд деревьев. Деревья нарядились. Нарядная береза. Яркая белизна снега. Поле побелело. Белые кусты.
Задания:
- Найдите однокоренные слова, определите, какая это часть речи.
- Найдите среди них существительные.
2.Ответьте на вопросы:
а) Что обозначает имя существительное?
б) На какие вопросы отвечает?
в) Выпишите словосочетания с существительными, обозначающими признак как предмет. Приведите свои 2-3 примера с подобными существительными. Назовите существительные, обозначающие природные явления, общественные события. Обобщите кратко сведения о том, что обозначает имя существительное.
г) Какие характерные грамматические признаки имеет существительное?
- Определите род существительных, записанных на доске.
д) Как изменяется имя существительное?
- Измените по падежам и числам слова береза, снег, поле.
е) Устная синтаксическая пятиминутка:
- Назовите грамматическую основу предложения В спокойном зеркале озера отражались голубизна неба и очертания прибрежных ив.
- Определите существительные как члены предложения.
- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть имя существительное.
ж) Перечислите основные признаки имени существительного как части речи.
4.Объяснение нового материала.(12 минут)
Анализ языковых фактов (текст дан на карточках):
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия – сотни явлений».
(по К.Г.Паустовскому)
Вопросы и задания:
1. Прочитайте текст, перескажите. Объясните, как вы поняли мысль Паустовского.
2. Обратите внимание на выделенные слова, что они обозначают? (например, звучание, блеск, игра – действие, неясность – признак, сотни - количество).
3. Какая это часть речи?
4. Почему вы решили, что эти слова - имена существительные?
5. Известно, что имена существительные обозначают название предмета. А предмет должен иметь какой-то признак. Попробуйте к данным словам подобрать определения или выпишите из текста, если они есть. (Громкое звучание, яркий блеск, шумная игра, полная неясность, тяжкое громыхание и т.д.)
6. Чем же отличается действие, выраженное глаголом, от действия, выраженного существительным? Ср.: звучать – звучание, блестеть – блеск, играть – игра, шуметь – шум, громыхать – громыхание, шептать – шепот. В чем отличие признака, выраженного прилагательным, от признака, выраженного существительным? Ср.: неясный – неясность. Отличие количества, выраженного числительным, и количества, выраженного существительным? Ср.: сто – сотня.
7. Можно ли определить род у данных существительных?
8. Как изменяются эти слова? Все ли из них образуют форму множественного числа?
9. Какими членами предложения являются выделенные слова? (дополнения)
10. Могут ли они быть подлежащими?
I вариант (в сильном классе): придумайте предложения, чтобы эти слова были в них подлежащими.
II вариант: Какими членами предложения данные слова будут в следующих предложениях: (даны на карточке, где был текст)
1) Звучание музыки меня завораживает.
2) Яркий блеск солнца слепит глаза.
3) Шла шумная игра.
4) В деле была полная неясность.
5) Все слышнее было тяжкое громыхание грозы.
6) Вдруг раздался таинственный шепот.
7) Сотни людей вышли на улицы.
11. Сделайте обобщение, какие слова относятся к именам существительным. (Слова могут обозначать действие, признак, количество, но обозначать их как предмет; отвечают на вопрос что? Имеют постоянный признак – род; изменяются по падежам и числам. Такие слова тоже относятся к именам существительным.)
5.Закрепление материала.(10 минут)
1. Запишите слова под диктовку и определите их как часть речи:
Желтый, желтизна; пустой, пустота; гордый, гордость; синий, синева; равнодушный, равнодушие; шуметь, шум, шумный; сон, сонливость, сонливый; применять, применение; пять, пятерка.
2. Устное упражнение:
Открывается часть доски, на которой записаны предложения:
Утренняя свежесть и прозрачность и чистота воздуха оказывали благотворное действие на физическое состояние и настроение туристов. Слышались шутки, смех среди юношей и девушек, бодро шагавших по горной тропе.
Прочитайте предложения, найдите имена существительные и проанализируйте по плану:
а) что обозначает имя существительное;
б) к какому роду относится;
в) в каком числе и падеже употреблено;
г) в роли какого члена предложения выступает.
3.Письменно: запись предложений под диктовку, анализ имен существительных по данному плану.
1.Самый верный признак истины – это простота и ясность (Л.Толстой). 2.Люблю лесок багряный на горе, простор полей и сумерки глухие (И.Бунин).
3.Осень. Чаща леса. Мох глухих болот. Озеро белело. Бледен небосвод (И.Бунин).
6.Подведение итогов урока(3 минуты).
Учитель задает вопросы: 1.Какая часть речи называется именем существительным?
2.Что могут обозначать имена существительные?
3.Что в грамматике следует понимать под предметом? (Все то, о чем можно спросить кто это? что это?)
4. Как изменяются имена существительные?
7.Домашнее задание.(2 минуты)
№ 88, упр. 470, 471.
СЕМИНАРЫ № 4-5
«Проведение и анализ уроков»
«Просмотр и обсуждение видеоуроков»
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА УРОКА:
(по каждому из названных параметров выставляется оценка по пятибалльной шкале, баллы суммируются и делятся на количество параметров)
1. Логичность и целостность композиции урока.
2. Соответствие основных этапов урока времени, выделенному на каждый из них.
3. Сочетание методов объяснения нового материала, закрепления полученных знаний и методов контроля.
4. Реализация дифференцированного подхода к разным категориям учащихся.
5. Опора на речевой опыт, языковую интуицию ученика.
6. Мотивация процесса получения новых знаний и выработки практических навыков (прагматическая установка).
7. Стимуляция активности учеников, способ поддержания интереса к уроку (новизна, разнообразие форм работы и типов заданий, содержание текстов, использование иллюстративного материала, наглядных пособий и т.п.).
8. Использование ТСО.
9. Учет фоновых знаний, межпредметных связей.
10. Воспитательная и эстетическая направленность урока.
11. Правильность определения объема, содержания и степени сложности домашнего задания, качество проведенного инструктажа.
12. Степень диалогичности урока, психологическая атмосфера на уроке, присутствие положительного эмоционального фона, стиль общения учителя с учениками, соблюдение педагогического такта.
13. Темп речи и дикция учителя, его манеры и поведение, умение держать в поле зрения весь класс.
14. Темп урока.
15. Результативность урока (достигнуты ли цели урока).