Направления воспитания (нравственное, эстетическое, физическое, трудовое), современные проблемы и подходы к воспитательной работы в школе
Содержание воспитания раскрывается через систему задач воспитательного процесса, реализуемых в определённых направлениях воспитания:
· умственное воспит-е (развитие интеллектуальных способностей человека, интеллектуальной культуры личности, навыков мыслительной деятельности; это целенаправленное обучение);
· нравственное воспит-е (связано с накоплением нравственного опыта, знаний о правилах поведения; с развитием нравственных качеств личности);
· трудовое воспитание (связано с развитием добросовестного отношения к различным видам труда);
· эстетическое воспит-е (развитие эстетич-ого отношения к действительности, формирование чувства прекрасного, стремления привнести его в жизнь);
· физическое воспит-е (физическое развитие, двигательные навыки, воля и характер);
· гражданское воспитание (ответственное отношение к семье, обществу, планете);
· экономическое воспитание (направлено на формирование экономического мышления, деловых качеств, предприимчивости);
· экологическое воспит-е (гуманное отношение к окружающей среде: бережное отношение к природе, ресурсам и т.п.);
· правовое воспит-е (знание своих прав, обязанностей, ответственность за их несоблюдение, воспитание уважительного отношения к законам и правам).
Основная задача воспитания – формирование гармонично развитой личности.
Духовно-нравственное воспитание:
Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась в педагогике с давних времён. Я.А. Коменский в трактате «Наставление нравов» приводит высказывание Сенеки: «Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Песталоцци (швейцарск. педагог) нравственное воспитание считал главной задачей детских воспитательных учреждений, т.к. только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Таким образом, они считали, что воспитательную задачу можно выразить одним словом – нравственность.
В качестве синонима этого слова часто употребляется термин «мораль». Но в то же время, формирование нравственности или нравственное воспитание личности связано и с их неукоснительным соблюдением.
Содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся:
*отношение к Родине;
* отношение к другим людям;
* отношение к себе.
Нравственные принципы и правила выступают как система требований общества к личности. Как правило, выполнение нравственных норм зависит от сознательности личности, от её внутреннего стремления к их соблюдению.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», т.е. тому, как ведёт себя воспитанник в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля. Чтобы выработать необходимые личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения, укреплять волевые свойства.
Эстетическое воспитание:
Понятие эстет-ое воспит-е связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. В общем плане эстет-ое воспти-е обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Сущность эстет-ого восп-я состоит в формировании у учащихся. Воспитуемых способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Эстетич-ое воспит-е осуществляется с помощью искусства, поэтому необходимо приобщать учащихся к литературе, музыке, изобразительному искусству (в школьной программе есть соответствующие предметы).
Важно формирование у учащихся понимания искусства, умения выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности. Важно также формирование высоких художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного, приобщением к художественному творчеству, развитие склонностей и способностей к музыке, изобразительному и литературному искусству.
Физическое воспитание:
Понятие физическое воспитание можно сравнить с понятием физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека, а также его здоровья под влиянием средовых воздействий и специально организованного воспитания.
Физическое воспитание наряду с осуществлением физического развития призвано возбуждать у воспитанников потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также создавать условия для повышения влияния последних на умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
Трудовое воспитание:
Трудовое воспитание – процесс формирования у воспитанников трудолюбия, аккуратности, добросовестности в выполняемой работе, стремления к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи, умения доводить дело до конца, чувства ответственности за свои действия и т.п.
Современные подходы к воспитательной работе (концепции воспитания):
ü концепция системного построения процесса воспитания (Новикова, Селиванов): понятие воспитания здесь как целенаправленного управляемого процесса развития личности; применяются личностный, дифференцированный и гуманистический подходы;
ü системно-ролевая теория формирования личности ребёнка (Таланчук): воспитание – ролевое формирование личности в обществе. Человек должен найти своё место в разных сферах жизни (в семье, на работе и т.п.). Основная задача воспитания здесь –это формирование личности, полноценно выполняющей свои роли;
ü воспитание ребёнка как человека культуры (Бондаревская): воспитание – процесс педагогической помощи ребёнку в его становлении; цель – воспитание ребёнка в культурных традициях;
ü педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития (Газман): обучение – передача и усвоение знаний; помощь детям в обучении и жизни; ребёнок воспринимается как личность;
ü концепция самовоспитания школьников (Селевко): самовоспитание – процесс осознанного развития, управляемого самой личностью; цель – воспитание активного гражданина;
и другие.
Современные подходы к воспитательной работе
В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативно-правовых документов: Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.; Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и др. В значительной мере эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными процессами в системе общего образования в целом и конкретного образовательного учреждения в частности.
Система воспитания в школе результативна, если строится на основе:
- концепции воспитательной системы школы, района, области;
- современных принципов воспитания;
- учёта индивидуальных особенностей учащихся;
- учёта возрастных особенностей учащихся класса;
- учёта особенностей контингента родителей учащихся школы;
- компетентности людей, ответственных за процесс воспитания.
Каковы же основные подходы к учебно-воспитательной работе, ставшие актуальными в современных условиях:
1. Возрастной подход.
От возраста к возрасту дети меняются, меняются и их потребности. Что же хочется большинству детей в разные периоды жизни?
Возраст | Младшие школьники (7-10 лет) | Младшие подростки (11-12 лет) | Старшие подростки (13-14 лет) | Юноши и девушки (15-18 лет) |
Потребность | Учиться | Казаться взрослыми | Быть взрослым | Потребность самоопределения |
Условия, когда уроки и мероприятия нравятся | Если он что-то узнаёт | Если показывают, что он взрослый | Если относятся к нему как к взрослому | Если дают заниматься тем, что необходимо после школы |
Ожидания от взрослых людей | Любят всех учителей | Есть любимые и нелюбимые: главный критерий деления – справедливый или нет | Уважают взрослых, которые выступают в роли советчика | Позиция «взрослый-консультант», дающий советы, когда спрашивают |
2. Деятельностный подход
Опирается на деятельность учащихся.
Это:
-познавательная;
-игровая;
-творческая;
-трудовая;
-досуговая;
-коллективная.
Здесь важно помнить: если нет сочетания различных видов деятельности, то воспитанники устают, утомляются, теряют интерес.
Например, в учебной деятельности есть своя структура:
1. Мотив, который может по разным причинам менятся:
- деловой мотив (кончить школу);
- соревновательный мотив (быль лучше);
- познавательный мотив (интересно).
2. Цель(С какой целью я учусь?)
3. Способы учебной деятельности.
(Простое воспроизведение усвоенных знаний недостаточно для развития самостоятельного мышления школьников и студентов. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность)
4. Результат.
Основные каналы потери информации:
- та, которую не поняли;
- та, которая не связана с ранее изученной и реальной жизнью («абсолютная новизна»)
- та, которая со временем забывается
(здесь можно оговориться: «Это запомнить на всю жизнь», «Это запомнить до конца темы», «Это не надо запоминать»)
- та, которая не требуется в жизни и на практике.
3. Личностно-ориентированный подход или гуманистический.
Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности.
В современной практике выделяют детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, детей и подростков «группы риска». Каждая группа требует своей системы методов педагогического воздействия.
Так, например, школьники с высоким интеллектом отличаются от других ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, широтой интересов. Эта группа детей требует от педагогов-воспитателей особого внимания.
Необходимые условия для развития одарённых детей:
-атмосфера сотрудничества;
- творческая обстановка;
-разносторонняя познавательная деятельность.
Особого внимания требуют к себе «педагогически запущенные» дети, так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность.
Важно правильно организовать перевоспитание.
Пример: занятия юношей футболом с представителями правоохранительных органов, работа в объединении «Юный столяр».