Обследование произносительной стороны речи
План
1. Обзор методических пособий по обследованию звукопро-
изношения.
2. Этапы логопедического обследования ребенка.
3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению.
Методические указания и дополнительный материал
Подготовку к данной теме следует начинать со знакомства с существующими методическими пособиями по обследованию состояния звукопроизношения у детей.
В настоящее время отработаны приемы выявления неправильного звукопроизношения с учетом принципов деятельно-стного и индивидуального подхода, системного анализа речевых нарушений, что отражено в современной литературе.
Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принципы обследования речи детей, в том числе и звукопроизношения, были разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е. Левиной.
На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения»*.
Авторами разработаны наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования.
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос ро
дителей, изучение специальной документации, беседа с ре
бенком;
2) дифференцировочный этап, включающий обследование
когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения
* См.: Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003; Чиркана Г.В., Чевелева НА., Филичева Т.Б. Основы логопедии. — М., 1989; Большакова СЕ. Логопедическое обследование ребенка. — М., 1995 и др.
детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта;
3) обследование всех компонентов языковой системы, вклю
чая звукопроизношение и фонематические процессы;
4) заключительный (уточняющий) этап, включающий дина
мическое наблюдение за ребенком в условиях специального
обучения и воспитания.
При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносятся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков:
1. Паспортные данные.
2. Анамнез.
3. Данные объективного обследования специалистов.
4. Состояние когнитивных и сенсорных процессов.
5. Состояние моторики.
6. Строение и подвижность органов артикуляции.
7. Произносительная сторона речи.
8. Состояние фонематических процессов.
9. Результаты обследования лексико-грамматического строя
речи.
10. Состояние письма и чтения (для детей школьного воз
раста).
11. Проявления заикания (для заикающихся детей).
12. Логопедическое заключение.
13. План коррекционной работы.
14. Результаты исправления речи.
При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение.
Обследование начинается с проверки изолированного произношения звуков. Затем исследуют произношение звуков в словах и предложениях.
При заполнении в Речевой карте блока «Обследование произносительной стороны речи» используются следующие условные обозначения (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Форма нарушения звукопроизношения | Условные обозначения | Примеры | Состояние фонематических процессов |
Отсутствие звука | отс (отсутствует) | [р] -0 [л] — отс | N |
Искажение звука | м/з (межзубный) бок (боковой) горл (горловой) нос (носовой) вел (велярный) увул (увулярный) | [с] — м/з [л] — бок [р] — горл [л] — нос [р] — вел [р']- увул и т.д. | N |
Замена звука | Þ | [з] Þ [с] [р] Þ [л1 | страдает |
Смешение звуков | Û | [р] Û [л] | страдает |
3. Логопедическое обследование ребенка/ Авт.-сост.
СЕ. Большакова. — М., 1995.
4. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М.,2002.
5. Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чирки-
ной. — М., 2002.
6. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого
педии. — М., 1989.
7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.
8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о
детях с недостатками речи. — М., 1997.
Дополнительные вопросы
1. Перечислите основные принципы обследования речи де
тей. Как они реализуются при обследовании состояния звуко
произношения?
2. Определите цель беседы с родителями в процессе обсле
дования речи ребенка.
3. Объясните, почему в процессе обследования произноше
ния необходимо обращать внимание на строение и подвижность
органов артикуляции.
4. Какие фонетические группы звуков обследуются у детей?
Практические задания
1. Оформите альбом для обследования состояния звукопро
изношения у детей.
2. При посещении ДОУ или школы обследуйте состояние
звукопроизношения одного ребенка с дислалией. Результаты
занесите в речевую карту.
Рекомендуемый библиографический список
1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М., 1998.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследова
ние фонематического слуха и готовности к звуковому анализу
у детей дошкольного возраста. — М., 1999.
Семинарское занятие № 5
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ