Нормативно-правовое регулирование деятельности дошкольного образовательного учреждения
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, своим Уставом, договорами между учреждениями, учредителями и родителями.
Право ребенка на полноценную и достойную жизнь закреплено в «Конвенции о правах ребенка», принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году и ратифицированной Верховным Советом СССР в 1990 году. В статье 29 говорится, что образование ребенка должно быть направлено на развитие его личности, талантов, умственных и физических способностей.
В Концепции дошкольного воспитания, утвержденной в 1989 году, был определен принципиально новый личностно-ориентированный подход к ребенку, как главное направление государственной политики в области дошкольного образования. Концепция стала основополагающим ориентиром в деятельности каждого ДОУ.
Вслед за концепцией стали появляться нормативно-правовые документы, закрепляющие провозглашенные в ней принципы.
Важнейшим событием для всей системы образования, и в том числе дошкольной ее подсистемы, стал изданный в 1992 году Закон РФ «Об образовании». Согласно закону была изменена политика Министерства образования в области развития сферы дошкольного образования, которая базируется на принципах:
1. Разгосударствливание действующей системы дошкольного образования, ее
нацеленность на удовлетворение потребностей общества.
2. Децентрализация. Общественно-государственный характер управления в системе
дошкольного образования. Самостоятельность ДОУ на основе региональных,
национально-культурных особенностей.
3. Свобода выбора гражданами для себя и своих детей форм, методов и содержания
образовательных услуг.
4. Гуманизация образования, направленная на охрану и укрепление здоровья,
физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие.
5. Деидеологизация. Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Регуляция деятельности государственных, муниципальных ДОУ определена Типовым положением о ДОУ, утвержденна правительством РФ от 1 июля 1995 года, где сформулированы основные задачи, стоящие перед ДОУ:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
2. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития.
3. Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка.
4. Приобщение к общечеловеческим ценностям.
5. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей.
Положением определяется организация деятельности ДОУ, порядок его
комплектования и управления. Согласно Положению, ДОУ является самостоятельным лицом и может избирать для своей деятельности образовательные программы.
Однако самостоятельность в ряде случаев может привести к проявлению педагогической некомпетентности и резкому снижению качества образования дошкольников. В связи с этим возникла необходимость государственного регулирования деятельности ДОУ. Законом РФ «Об образовании-2» был введен государственный стандарт и компетентная экспертиза деятельности образовательных учреждений. В соответствии с данным законом право на образовательную деятельность возникает у
ДОУ с момента выдачи ему лицензии. Для выдачи лицензии экспертной комиссией проводится экспертиза педагогической деятельности ДОУ. Предметом экспертизы являются материально-технические и санитарно-гигиенические условия пребывания ребенка в ДОУ, оборудование и оснащение педагогического процесса, его кадровое обеспечение.
Соответствие деятельности ДОУ требованиям государственного стандарта устанавливается в процессе аттестации и аккредитации. Механизм проведения аттестации и аккредитации определен в «Рекомендациях по проведению аттестации и аккредитации дошкольных учреждений на территории Российской Федерации», подготовленных Министерством образования РФ в 1993 году.
По результатам аттестации выдается заключение комиссии по аккредитации, в котором содержатся рекомендации о присвоении ДОУ соответствующей категории.
ДОУ первой категории представляет весь спектр образовательных услуг, превышающий требования государственного стандарта.
ДОУ второй категории представляет основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного стандарта и превышает стандарт по приоритетному направлению деятельности ( н-р, интеллектуальное развитие).
ДОУ третьей категории обеспечивает основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Устав ДОУ дает ему возможность не только стать самостоятельным, но и является одним из механизмов возникновения разнообразия в сети дошкольных учреждений. Разрабатывая и принимая свой Устав, ДОУ впервые задает себе вопрос: «Кто я, чем я отличаюсь от других ДОУ?» В Уставе указывается приоритетное направление деятельности ДОУ, его тип, определяются основные услуги, оказываемые детям и родителям.
Документом, регулирующим правовые отношения между ДОУ и родителем каждого ребенка, посещающего ДОУ, является «Родительский договор». Он заключается при зачислении ребенка в ДОУ, скрепляется подписями обеих сторон и печатью ДОУ. В договоре оговариваются следующие условия:
для ДОУ - какие услуги оказывает ДОУ ребенку (уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение, охрану и укрепление его физического и психического здоровья, обеспечение интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии). Указывается группа, в которую зачисляется ребенок, режим питания, дополнительные образовательные услуги;
для родителей - права (участие в работе Совета ДОУ, в организации дополнительных образовательных услуг, создании различных родительских объединений); обязанности (своевременная оплата за содержание ребенка в ДОУ, выполнение требований Договора).
Взаимоотношения ДОУ и его учредителя регулируются «Договором между учредителем и ДОУ в РФ». В этом договоре рассматриваются права и обязанности сторон. Учредитель -
1) берет на себя расходы по содержанию ДОУ;
2) осуществляет подготовку и переподготовку кадров за счет собственных средств,
принимает участие в организации питания детей.
ДОУ-
1) обязуется обеспечивать сохранность имущества;
2) принимать детей в ДОУ;
3) обеспечивать образовательную деятельность в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта;
4) осуществлять подбор и расстановку кадров, увольнение в соответствии с трудовым
законодательством;
5) ДОУ имеет право самостоятельно выбирать, разрабатывать образовательные
программы, осуществлять предпринимательскую деятельность, устанавливать связи с
другими организациями и учреждениями.
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Конвенция ООН «О правах ребенка». // Вестник образования - 1991, № 10
3. Концепция дошкольного воспитания.
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
5. Шнекендорф 3. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. -М., - 1997.
Контрольные вопросы и задания по теме: