Организация совместной деятельности родителей и детей
Одна из важных задач классного руководителя состоит в том, чтобы устранять и сглаживать противоречия между школьным и семейным воспитанием, способствовать сплочению семьи, взаимопониманию детей и родителей, созданию комфортных условий для развития ребенка в семье и школе. Эта задача наиболее успешно решается в процессе творческого сотрудничества педагога, воспитанников и их родителей, когда в действиях родителей и педагогов четко прослеживается единство требований, предъявляемых ребенку.
Эффективность совместной деятельности детей, родителей и педагогов, по мнению С.В. Сидорова, зависит от соблюдения следующих условий:
1) положительный настрой участников на совместную работу, осознание ее цели и личностной значимости;
2) совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности;
3) распределение функций, ролей и сфер деятельности участников совместной работы с учетом из желаний и возможностей;
4) создание педагогом условий для выбора участниками различных видов, способов, форм деятельности, своей позиции;
5) тактичность и ненавязчивость педагогического воздействия;
6) поддержание и укрепление родительского авторитета в глазах детей;
7) стремление педагога показать родителям лучшие качества их детей;
8) четкая общественно-педагогическая позиция классного руководителя, соотносящаяся с целями обучения и воспитания.
Основные формы сотрудничества педагогов, детей и родителей.
1. Классное собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей. Собрание может быть как родительским (на нем присутствуют только родители обучающихся), так и общим, когда в нем участвуют и родители, и дети. Собрание может иметь форму конференции, диспута, включать игровые и занимательные элементы. На собрании обязательно ведется протокол, в конце принимается решение, которое также вносится в протокол. Каждое следующее собрание обычно начинается с информации о том, как выполнено решение предыдущего собрания. Главным предназначением собрания является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.
2. Формы познавательной деятельности:
– общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);
– творческие отчеты по предметам, например, в виде предметного вечера;
– открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);
– праздники знаний и мастерства, в которых свои знания, умения, увлечения представляют как дети, так и родители (например, каждая семья оформляет стол, стенгазету, готовит интересный рассказ о своих увлечениях и т.д.);
– турниры знатоков (тематические или по разным темам) могут проходить между командой родителей и командой детей, либо между смешанными семейными командами (в первом случае необходимо подобрать вопросы и задания для турнира таким образом, чтобы они были посильны как для родителей, так и для детей).
3. Формы трудовой деятельности: оформление и оборудование учебного кабинета, благоустройство и озеленению школьного двора, микрорайона и т.д.
4. Формы досуга:
– совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, экскурсии;
– совместная подготовка к школьным конкурсам;
– совместное участие детей и родителей в художественной самодеятельности;
– совместный просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, телепередач;
– домашние клубы выходного дня: родители организуют деятельность группы детей вне школы: подготовку к школьному мероприятию, обучение специальным умениям, встречи с интересными людьми, общение «по душам» и т.д.;
– родительские школы по интересам: родителями проводятся занятия для небольших групп детей (в школе или на дому) – кружковая работа, осуществляемая родителями.
Остановимся подробнее на некоторых из форм сотрудничества педагогов, детей и родителей.
День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.
Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.
Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.
Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.
Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.
Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.
Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:
– тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);
– семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);
– практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);
– проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;
– познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;
– традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;
– организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);
– благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др.)
– мастер-класс («Как организовать праздник в семье»).
Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.
Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т.п.
Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и образовательными учреждениями, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.
Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся.
Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.
Е.Я. Щербакова рассматривает алгоритм взаимодействия «Школа – семья» (табл. №11). Таблица №11
Школа | Семья |
Информирует семью о планах работы | Оценивает влияние данной работы на детей |
Раскрывает сложные проблемы | Определяет меру содействия их решению |
Приглашает принять участие в чем-либо | Откликается на приглашение, участвует |
Сообщает о необходимости помощи | Предлагает помощь, выдвигает предложения |
Организует общее дело | Участвует в общих делах |
Табл. 11. Алгоритм взаимодействия «Школа – семья».
Организовать совместную деятельность педагогов, детей и родителей помогает знание и постоянное изучение условий семейного воспитания. На сегодняшний день решения вопроса взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников должен решаться комплексно и системно, необходимо искать новые пути сотрудничества. К этой работе необходимо привлекать педагогов-психологов, специалистов разного профиля. Используемые активные формы организации деятельности с родителями, такие как праздники, практикумы, семинары, мастер-классы для родителей, конкурс «Семейный проект» объединяют и позволяют реально влиять на качество семейного воспитания.
Сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.
Система взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников, как элемент целостной системы, обеспечивает организацию целенаправленного технологического процесса овладения социальными нормами жизнедеятельности человека в социокультурном пространстве. Неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, в раскрытии индивидуальных способностей. Кроме того, процесс взаимодействия позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки ребят к будущей социальной, профессиональной и семейной жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию, но также снять напряжение в общении с родителями при решении проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.