Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Важнейшим условием реализации образовательного процесса является учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение программ подготовки бакалавров экономистов и менеджеров, специалистов информатиков-экономистов, роль которого особенно велика при очно-заочной и заочной формах обучения. Кафедра уделяет большое внимание этой проблеме и последовательно решает ее, обеспечивая студентов:
1. учебно-контрольными материалами на учебный год или на каждый семестр с программами дисциплин, рекомендуемой литературой, фондами контрольных вопросов, требованиями по усвоению знаний и др.;
2. рабочими программами, учебно-методическими пособиями;
3. фондовыми лекциями (лекции по отдельным темам, оригинальный взгляд на проблему);
4. учебными пособиями (конспективное изложение курсов);
5. методическими рекомендациями по написанию курсовых и дипломных работ, рефератов, прохождению практик;
6. материалами к итоговой аттестации выпускников (для подготовки к квалификационному экзамену, выполнения и защиты дипломной работы);
7. дидактическим обеспечением:
1. банк контрольных заданий, тестов для бакалавров экономистов, менеджеров и специалистов информатиков-экономистов;
2. дидактические пособия по учебной дисциплине (аудио, видеоматериалы, компьютерные программы, слайды, раздаточный материал);
3. тематики реферативных работ;
4. тематики курсовых работ.
На протяжении всего периода подготовки профессорско-преподавательским составом разработаны необходимые учебные и учебно-методические пособия и указания, которые в полной мере удовлетворяют потребность учебного процесса.
Общий объем учебной и учебно-методической литературы, которым располагает библиотека вуза, составляет 15 645 экземпляров.
В организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов в первую очередь играет важную роль внедрение в учебный процесс элементов открытого образования на базе дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в среде электронного обучения системы«Прометей», предназначенной для доставки образовательных ресурсов, находящихся в электронной библиотеке и на внешних носителях в сети Internet, тестирование обучающихся, организации информационного взаимодействия.
Система «Прометей» состоит из компонентов организации и управления учебным процессом и позволяет проводить обучение и проверку знаний обучающихся на кафедре как в локальных, корпоративных сетях института так и через сеть Интернет и используется в качестве дополнительного средства для традиционных форм обучения.
Система электронного обучения «Прометей» позволила решить следующие задачи:
1. организовать проверку знаний студентов кафедры всех форм обучения через Интернет и локальную сеть;
2. организовать учебный процесс с различной степенью соответствия классической модели образования;
3. создать распределенную образовательной сети в институте.
Внедрение системы электронного обучения «Прометей» в учебный процесс предусмотрено по этапам, путем повышения степени детализации электронного обучения и достижения полной модели эталонного учебного процесса. На первом этапе внедрен один из простейших режимов использования СДО «Прометей» — проверка знаний (проведение зачетов и экзаменов при очной форме обучения, тестирование при приеме на обучение и сертификация специалистов по дополнительным образовательным программам).
Методические рекомендации - это рекомендации к выполнению какой-либо работы, последовательности действий. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). Т.е. в методических рекомендациях описывают, рекомендуют - как лучше или как правильнее выполнять некую методику, последовательность действий.
Методические рекомендации разнохарактерные и ориентированы на оказание методической помощи руководителям структурных подразделений образовательного учреждения, организаторам учебно-воспитательной и научно-методической работы, преподавателям для использования в их практической деятельности и студентам.
Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины – это совокупность учебно-программной и учебно-методической документации. УМК способствует четкой организации преподавания изучаемого предмета и успешному усвоению образовательного материала студентами. Основными целями и задачами УМК являются оказание помощи студенту в самостоятельном изучении теоретического материала; контроль знаний студента (самоконтроль, текущий контроль и промежуточная аттестация); методическое сопровождение организации всех видов занятий, практик. Использование опорных конспектов, тестовых заданий, схем, проблемно-ситуационных задач, логико-дидактических структур улучшает организацию работы студентов на учебном занятии и позволяет преподавателю решать поставленные педагогические задачи и использовать разнообразные методы для активизации учебного процесса.
Рабочие тетрадиявляются частью учебного комплекса и предназначены для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы учащихся, содействующие активному усвоению и применению знаний. Они содержат алгоритмы выполнения манипуляций, ситуационные задачи, тестовые задания, развивающие, творческие упражнения и задания, схемы, таблицы, рисунки, графики, вопросы для самоконтроля, список используемой литературы. Рабочие тетради могут быть использованы студентами также при закреплении, обобщении и систематизации полученных знаний.
Электронные обучающие ресурсы – это программно-методические комплексы, обеспечивающие возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить тему учебного курса или его раздел.
Электронные обучающие ресурсы максимально облегчают понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную (связанную с движением предметов) и эмоциональную память.
Курсовая работа - это самостоятельная учебная научно-методическая работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным дисциплинам учебного плана. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников). Курсовая работа выполняется студентами в определённый срок и по определённым требованиям и должна быть результатом применения приобретенных в ходе обучения теоретических знаний и практических навыков к решению сформулированной задачи.
Дипломная работа- один из видов выпускной квалификационной работы - самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
Дипломная работа представляет собой самостоятельное исследование какого-либо актуального вопроса. Основной целью написания дипломной работы является систематизация и обобщение теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломная работа защищается на заседаниях государственных квалификационных комиссий (ГКК) средних специальных учебных заведений. Выпускникам, защитившим дипломную работу, выдаётся диплом о присвоении соответствующей.квалификации
47. Педагогическая деятельность, её особенности и структура и виды.
Педагогическая деятельность – это сложно организованная система ряда деятельностей. Она состоит из целого множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой различными типами связей. Система педагогической деятельности не сводится ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они не были. Педагогическая деятельность имеет свою структуру (строение) – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные элементы (компоненты), а также связи между ними. В данном случае все структурные компоненты педагогической системы имеют прямую и обратную связь между собой.
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений к младшим всего богатства накопленных человечеством знаний, материальной и духовной культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Под педагогической деятельностьюпо главным своим показателям понимают сознательно избираемую и осуществляемую деятельность взрослых, старших, граждан, разных должностных лиц и специалистов (это могут быть родители, учителя, педагоги, руководители, менеджеры и т. д.), а также государства, общества, предприятий, которые преследуют педагогические цели, осуществляющиеся педагогическими средствами и методами и приносящие позитивные педагогические результаты.
Любую деятельность можно назвать педагогически эффективной только в том случае, если она будет включать в себя все описанные ранее педагогические феномены, правильно их совершенствуя, и будет направлять их на достижение цели.
Педагогической деятельностью является особое общественное явление и вид общественно необходимой и значимой, а также полезной деятельности, при этом она носит конкретный характер.
Данная деятельность будет успешна в том случае, если она будет осуществляться людьми, которые обладают фундаментально развитым педагогическим мышлением, способностями, мастерством умело создавать педагогические системы, управлять педагогическими процессами, достигать максимально возможных в своих действиях результата (комплексно-воспитательных, образовательных, обучающих и развивающих), которые будут удовлетворять потребности людей и обеспечивать цивилизованное существование и будущее общества.
Рассмотрим основные виды педагогической деятельности:
– образовательная;
– воспитательная;
– обучающая;
– инженерно-педагогическая;
– социально-педагогическая;
– общественно-педагогическая;
– научно-исследовательская педагогическая;
– общественно-педагогическая.
Все вышеперечисленные виды педагогической деятельности являются корректными, профессиональными только в том случае, когда максимально едины в своих воспитательных, образовательных, обучающих и развивающих творческих поисках, воздействиях и результатах.
Одной из важнейших сторон педагогической активности является активность человека, с которым ведется непосредственная педагогическая работа.
Педагогическим совершенствованием является педагогический феномен, характеризующий существование инициативной или стимулирование целенаправленной деятельности самого человека по совершенствованию своих педагогических свойств путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития как в педагогическом учреждении, так и вне его, в любом возрасте. Педагогическое самосовершенствование выполняет основную функцию самоактуализации человеком своих возможностей.
Одной из разновидностей самоутверждения является учение, которое представляет собой активную деятельность обучающегося в образовательном учреждении по освоению знаний, предусмотренных квалифицированными требованиями к выпускникам образовательного учреждения.
Из вышесказанного следует, что это не только усвоение учебного материала, но и совершенствование всех своих педагогических свойств.