Средства физического воспитания, общая
Воспитания и развития детей раннего и дошкольного
возраста» (заочное отделение).
Цель и задачи физического воспитания детей
Дошкольного возраста.
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка.
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.Одна из главных задач Ф.В.- оздоровление ребёнка.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья. Они способствуют гармоническому развитию, укреплению защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды. Оздоровительные задачи направлены на:
-формирование правильной осанки;
- формирование изгибов позвоночника, развитие сводов стопы;
- укрепление сердечно-сосудистого аппарата;
- развитию мышц опорно-двигательного аппарата.
Оздоровление ребёнка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребёнка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать ЖЕЛ, способствовать тренировке процессов терморегуляции, двигательного анализатора, органов чувств. Для развития двигательной деятельности ребёнка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребёнка, создаёт условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребёнка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.
Образовательные задачи.
Они предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, глазомера, развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
В процессе физического воспитания ребёнок:
- приобретает определённую систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
- осознаёт свои двигательные действия;
- усваивает физкультурную и пространственную терминологию (и.п., колонна, шеренга; вперёд-назад, вверх-вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнений и играх;
- узнаёт названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
- ребёнок познаёт своё тело, у него формируется телесная рефлексия.
Занимаясь физическими упражнениями, ребёнок закрепляет знания об окружающей природе - деревьях, цветах, траве, животных и птицах. У него значительно обогащается словарный запас, развивается память, мышление, воображение.
Воспитательные задачи.
- потребность в ежедневных физических упражнениях; - умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; - приобретение грации, пластичности, выразительности движений; - самостоятельность, творчество, инициативность; - самоорганизация, взаимопомощь.
Благодаря физическому воспитанию: - создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости); - закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание); - прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям. Таким образом, физическая культура подготавливает ребёнка к жизни.
Средства физического воспитания, общая
Характеристика, значение.
Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: физические упражнения, гигиенические факторы, естественные силы природы и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействуют на организм, способствует физическому воспитанию детей.
1.Физические упражнения –основное средство физического воспитания.
Применительно к задачам Ф.В. детей дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1. основная гимнастика; 2. подвижные игры (бессюжетные и сюжетные); 3. упрощённые формы спортивных упражнений. Основная гимнастика включает в себя: а) ОРУ для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и т.д.), без предметов; Б) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания, ползания, равновесие, висы и др; В) строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания); Г) танцевальные упражнения. Значение подвижных игр в том, что в процессе игры происходит не избирательное, как в основной гимнастике, а комплексное развитие физических качеств.
Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического воспитания
дошкольников следует включать упрощённые формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощённые способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом.
Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д. Результативность Ф.У. зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнения движений. Ф.У. активизируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых усилий, развивают эмоции, сенсомоторные функции. Понимание педагогом содержания Ф.У. позволяет определить их значение в реализации задач Ф.В.(формирование двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств).
2. Гигиенические факторы играют важную роль в Ф.В. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания, гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий. Здоровье человека невозможно без правильного, научно-обоснованного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребёнок, получающий нормальное питание, растёт и развивается правильно, гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждает заболевания глаз, нарушение осанки. Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребёнка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха. Гигиенические условия пребывания ребёнка в дошкольном учреждении и дома определены медицинскими рекомендациями.
3. Естественные силы природы ( солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировки механизмов терморегуляции.
Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребёнка. Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребёнка в движении и одновременно развивают его.
3. Назовите методы и приёмы обучения детей
Движениям.
Метод – это система приёмов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий. Основу методов Ф.В. составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом. Усвоению ребёнком двигательного опыта и качественному его развитию способствуют следующие методы обучения:
1. информационно – рецептивный метод характеризуется взаимосвязью деятельности между педагогом и ребёнком. В этом совместном процессе воспитателю нужно чётко, конкретно, образно донести знания, а ребёнку- осознанно их запомнить и усвоить. Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает 2. репродуктивный метод(т.е. воспроизведение способов деятельности) Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребёнку движений. Упражняясь в двигательных действиях, ребёнок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. 3. метод проблемного обучения. Важнейшая особенность его в том, что перед ребёнком ставится проблема для самостоятельного решения. Осуществляя поиски решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания, которые сознательнее усваиваются и прочнее закрепляются в памяти. В сюжетных подвижных играх, имитационных упражнениях ребёнок, воплощаясь в игровой образ (птички, зайчика, медведя и т.д.) проявляет фантазию, воображение. На протяжении дошкольного детства ребёнок приобретает способность осуществлять творческие замыслы, придумывать комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. В старшем дошкольном возрасте ребёнок придумывает варианты подвижных игр, учится их организовывать, сочиняет свои новые игры. Реализация творческих замыслов способствует 4. метод творческих заданий. Педагог предлагает ребёнку придумать определённые физические упражнения. Он выполняет их один, с группой, в колонне, в шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребёнок приобретает умение реализовать свой замысел.
В теории физического воспитания используются также специфические методы: 5. метод строго регламентированного упражнения реализуется с соблюдением следующих условий: - наличие твёрдо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения); - точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками; - создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажёров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки и т.д.) Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств. 6. метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определённые упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, органы и системы организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. ( 6-8 упражнений). 7. игровой методотражает методические особенности игры и игровых упражнений. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. Игровой метод даёт возможность совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные действия, проявлять самостоятельность и творчество. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребёнка. 8. соревновательный метод способствует практическому действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесёт флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество. Широко используется в системе физического воспитания общедидактические методы: наглядный, словесный, практический Наглядные методы формируют представление о движении; Словесные методы активизируют сознание ребёнка,способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребёнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы.
Приёмы обучения детей движениям
Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач. Методический приём – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении используются разнообразные приёмы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребёнка. В ТиМФВ используются общедидактические приёмы. Приёмы наглядного метода: наглядно-зрительные приёмы обеспечивают правильный чёткий показ образца движения или отдельных его элементов, использование кино-, видеофильмов, фотографий, рисунков, телепередач и т.д. Приёмы, предполагающие тактильно – мышечную наглядность, основаны на непосредственной помощи воспитателя, который прикосновением к ребёнку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например: если ребёнок затрудняется сделать наклон вперёд, воспитатель поможет ребёнку наклониться пониже. Использование этого приёма должно быть кратковременным, чтобы ребёнок не привыкал к помощи взрослого.
Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движения. Этот приём способствует контролю и коррекции положении тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, ОРУ с палками и т.д. Наглядно – слуховые приёмы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Например, ребёнок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения типа: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Топ, топ, топ, топ - Шагают наши ножки. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребёнка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.
Приёмы словесного методаиграют важную роль в обучении ребёнка движению. Воспитатель даёт краткое описание и объяснение физических упражнений. Свои пояснения воспитатель сопровождает конкретным показом движений и его отдельных элементов. К словесным приёмам относятся также указания о выполнении движения, беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижной игры или последовательности двигательных действий и т.д.; вопросы, которые задаются ребёнку воспитателем до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнений двигательных действий или проверки имеющихся представлений об игровых действиях, уточнении игровых правил. Широко используются команды, распоряжения, сигналы. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности. Например, воспитатель даёт команду: «Ровняйсь!» - или сигнал: «Раз, два, три – беги!» и т.д. В физической культуре дошкольников используются разнообразные считалки. Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Жеребьёвка предназначена чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды.
Приёмы практического методанаправлены на формирование практических двигательных навыков; самостоятельное применение их ребёнком в игровой и жизненной ситуации. Практические методы побуждают ребёнка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению роли судей при проведении соревновательных игр, выполнению роли капитанов команды. Направляя практическую деятельность ребёнка, педагог тем самым решает образовательные задачи, совершенствует умственное его развитие, активизирует творчество, предлагает ему придумать варианты физических упражнений и подвижных игр, свои собственные движения, которые можно выполнить одному или с группой детей, с предметами и без них; придумать свои игры и имитационные движения.