Вопрос № 5. Понятие о группе в психологии, классификация групп

Вкачестве объекта воспитательного воздействия обычно вы­ступает не отдельный ребенок, а различные группы ребят, объединенных по разнообразным признакам. Чел-к как личность формир-ся в группе, является не­посредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений.

В Ев­ропе этот термин появился в кон. XVII в., когда французскими художниками был «завезен» на ро­дину из Италии из сферы ис­кусств «groppo» или «gruppo», обозначавший несколько сим­метрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет жи­вописного, графич-го или скульптурного произвед-я. Чтобы называться группой, совокупность этих фигур должна была производить целостное художественное впечатление.

Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из соц-го целого на основе определенных признаков (хар-ра выполняемой деят-сти, соц-ной или классовой принадлежности, стр-ры, композиции, уровня развития и т.д.).

Классифик-я.

По размеру: большие, малые, микрогруппы.

По условиям функционирования: лабораторные, естественные.

По организованности: организованные, стихийные.

По степени открытости к влиянию среды: открытые, закрытые.

По уровню развития: низкого уровня: -диффузные, ассоциации; высокого: -корпорации, коллективы.

Большие группы по непосредственности взаимосвязей м.б. реальными (контактные), т.е. сложноорганиз-ные группы людей, вов­леченные в ту или иную деят-сть (коллектив школы, завода и т.д.); условными, вклю­чая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвен­ных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем призна­ком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие соц-е и психологич-е хар-ки (национальные, возрастные, половые и т.д.) – например, большая условная группа — студенты пе­дагогических училищ, куда войдут молодые люди независи­мо от того, где они живут, на каком языке говорят. Их об­щие соц-е, возрастные, психологич-е, образоват-е хар-киявл-ся в основном идентичными. Изучение больших условных групп позволяет прогнозиро­вать развитие входящих в них членов и строить свою страте­гию отношений с ними.

Малые группы — это всегда не­посредственно контактирующие индивиды, объединенные об­щими целями или задачами и оказываю­щих влияние на поведение и личностные особенности друг друга. Отличительная черта – относительная простота ее внутреннего строения: есть авторитет­ный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которых объе­диняются остальные члены группы.

Официальная группа – специально кем-то организованная для выполнения опред-ой деят-сти. Неофициальная груп­па – возникшая стихийно.

Отдельно стоят группы, которые К.К.Платонов назвал неор­ганизованными, Л.И.Уманский — конгломератом, а А.В.Пет­ровский — диффузной группой. Эти группы характеризуются тем, что взаимоотношения в них опосредуются не содержанием групповой деят-сти, а только непосредственными отноше­ниями симпатии — антипатии. Такие объединения обычно доб­ровольные, временные, определяющиеся сходством интересов (экскурсия; группа лиц, участвующих в лабораторном исследо­вании; абитуриенты, сдающие экзамен).

В зависимости от задач, стоящих перед педагогом, исследо­вателем, малые группы можно делить:

по степени близости отно­шениймежду членами группы — на первичные (группа людей, отношения между кото­рыми складываются на эмоционально-личностной основе: семья, близкие друзья) и вторичные (группа, взаимодействие членов в кото­рой обусловлено не эмоциональными связями, а стремлением к дос­тижению определенных целей совместной деятельности: учебные, производственные контакты);

в зависимости от тех прав,которые предоставляются участникам группой, — на: паритетные (все члены группы имеют равные права) и непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей);

в зависимости от ценности группы для индивида— на: группы членства (группа, членом которой индивид счита­ется, но ее ценности, нормы может не принимать) и референт­ные группы(значимая для индивида группа, нормы и ценности которой он разделяет и принимает).

Формальная группа — группа, в которой позиции, статусы, роли ее членов предписаны официально и выражены в соответств-х нормах и предписаниях.

Неформальная группа — группа, в которой позиция каждо­го члена определяется его личностными качествами, а хар-р межличностных отношений определяется их эмоциональными пред­почтениями и симпатиями.

Композиция группы — один из параметров оценки группы, указывающий на характеристики ее членов (состав группы).

Групповые нормы и ценности—принятые в группе нормы отнош-й и повед-я, регламентирующие действия каждого индивида в той или иной ситуации.

Групповые санкции — способы оказания воздействия на конкретного индивида при нарушении им групповых норм и правил.

Формы проявл-я завис-стичел-ка от мнения других:

1 – конформность (зависимость чел-ка от мнения группы);

2 – нонкоформность (чел-к говорит обратное мнению всей группы)

Подражание (сознательное или неосознанное копирование образца)

Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместнойдеят-сти.

Вопрос № 6. Категория личности в психологии.

Личность - социальное качество индивида, которое появляется и развивается благодаря освоению общественных отношений, в рез-те чего индивид становится субъектом своего общения и своей деят-сти, благодаря иерархии мотивов и самосознания. Критерии: 1) Иерархия мотивов: почему, зачем, для чего, ради чего чел-к это делает (иерархия – соподчинение); 2) Самосознание – способность чел-ка осознавать самого себя. Индивидуальность - личностное своеобразие.

Человек - представитель вида Homosapiens как биосоциального существа, обладающего сознанием, мышлением, речью. Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый чел-к. Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности: все кач-ва и св-вачел-ка, которые он приобретает в течение всей жизни в процессе взаимоотношений с др. людьми (сознание, речь, отношения к себе и окружающему миру, социальные функции и роли и др.).

индивид личность
происхождение с рождения – это продукт фило- и онто-генетического развития на определенном этапе, т.е. явл-ся приобретенным образованием, благодаря жизни в обществе
функционирование как субъект активности как субъект деят-сти
где обнаружив-ся «под кожей» (рост, вес) во взаимодействии с другими людьми
процесс становления опис-ся через процессы созревания ч/з проц. развития и формирования
содержание анатомо-физиологич-е особ-сти ч-ка, строение органов, с-м (задатки, темпераметр) индивидуально-психологич-е особ-сти (способности, хар-р)

Теории развития личности.1)_Биологизаторскаяконцепция: чел-к сугубо природное существо; духовные св-ва личности имеют биологическую основу; развитие и поведение ч-ка определяется врожденными потребностями, влечениями, инстинктами, а также и внешними требованиями, к которым чел-к должен приспосабливаться; главный фактор развития - фактор наследственности;воспит-е способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития. 2)Социологизаторскаяконцепция: человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окруж-е. Среда явл-ся определяющим фактором формир-я личности, ее влияние необратимо; воспит-е только корректирует хар-р влияния среды. 3)Биосоциологизаторскаяконцепция: чел-к – существо биологич-ое и соц-ое. Психические процессы (ощущ-е, восприятие, мышление и др.) имеют биологич-ую природу, а способности личности формируются в рез-те воздействий окруж. среды. Вместе с тем, при данном подходе недостаточное значение придается роли деятельности и самовоспитания в формир-и личности.

Новые категории для объяснения процесса развития: 1.биологич-е предпосылки - это задатки для развития, анатомо-физиологические особ-сти, особ-сти строения и функционир-я головного мозга, органов чувств, голосового аппарата; 2.необходимое условие - общественное воздействие в виде воспит-я и обуч-я; 3.активность самой личности (это нужно учителю, это нужно мне).

Структура по Фрейду:1.Оно - сфера бессознательного (сфера неосознаваемых влечений). 2.Сверх Я - запреты общества (сознание и бессознание). Цензура общ-ва, общ-во смотрит за каждым. 3.Я - принцип реальности, присутствует сознание.

Структура по Леонтьеву: 1.Потребностно-мотивационная сфера– те структуры, которые определяют повед-е (потребности, мотивы, ценности). У чел-ка эта сфера осознанна, иерархизирована. Ф-ции этой сферы: побуждает и направляет деят-сть и общение.

2. Самосознание– отношение личности к самой себе. Повед-е чел-ка всегда сочетается с его представлением о себе и с тем, каким бы он хотел быть. Каждый чел-к имеет множество образов своего «Я», в разных ракурсах. Самосознание включает 3 компонента:1)познавательный (когнетивный)- знание себя, представлен в образе «Я»; 2)оценочный (афферентный)-отношение к себе, оценка своих качеств. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки, своих возможностей, качеств и места среди людей. 3)регулятивный (уровень притязаний) – это желаемый уровень самооценки личности. Уровень своих притязаний личности устанавливает между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями.

3. Эмоционально-волевая сфера – эмоции, воля. Ф-ции: целенаправленное управление своейдеят-стью.

В психологии развития различают несколько понятий:

Возраст человека:1.хронологический возраст (кол-во прожитых лет) 2.биологический возраст (уровень созревания, функционирования анат.-физиол. систем организма чел.). 3.социальный (место в системе общественных отношений, каждое такое место опредмечено кругом права и обяз-ей). 4.психологический (уровень развития психики и личности человека).

Атрибуты зрелости личности: независимость, самостоятельность, открытость в проявл. чувств и понимании чувств др. людей, развитая индивид-тью.

Вопрос № 7. Понятие о темпераменте и характере, их психологическая характеристика.

Темперамент - индивидуальная особенность человека, определяющая динамическое проявление его деятельности.

Компоненты темперамента:

1. Общая психическая активность индивида (интеллект, хар-р, комплекс отношений и мотивов).

2. Двигательный (моторный) компонент – актуализация внутренней динамики психических состояний (быстрота, сила, резкость, амплитуда).

3. Эмоциональность – особенности возникновения и протекания чувств, аффектов, настроений (впечатлительность, импульсивность, эмоц-ая лабильность). Впечатлительность – способность найти почву для эмоц-ой реакции там, где ее нет для других. Импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий. Эмоц-ая лабильность – скорость прекращения данного эмоц-го состояния, смена его другим.

Сангвиник: энергичный, коммуникабельный, открытый, инициативный, уравновешенный. Сдерживает чувства, острота ума, легко сходится с новыми людьми, гибкость ума, легко переключается с одной работы на другую. Холерик: активный, несдержанный, нетерпеливый, вспыльчивый, поддается настроению, импульсивный, подвижный, возбудимый. Флегматик: спокойный, слабо эмоциональный, бедная мимика, терпеливый, выдержанный, старательный, вдумчивый, миролюбивый.Меланхолик: некоммуникабельный, тревожный, сдержанный, пессимист, обидчивый.

Характер—совокупность устойчивых и существенных индивидуальных св-в личности, отражающих все многообразие отношений к себе, людям, труду. Основныесв-ва: целостность, активность, устойчивость, пластичность. Бернпредложил описывать хар-р по 3-ем параметрам: Я(отношение к себе), ВЫ(отношение к близким), Они(отношение к людям вообще). Хар-р формируется и развивается под воздействием окруж. среды, жизненного опыта и воспитания. В одних и тех же условиях может развиваться много общего у представителей разных типов темперамента. Хар-р представляет собой неразрывное целое. Но выучить и понять хар-р нельзя, не выделяя в нем отдельные черты. Под чертами хар-рапонимают инд-ные формы поведения чел-ка, в которых отражается его отношение к действительности. Их делят на 2 группы:I.группа—те черты хар-ра, в кот.отраж. направленность личности: 1)к обществу коллективу, людям: коллективизм, отзывчивость, совестность, товарищество. 2)к труду: трудолюбие, инициативность, бережливость. 3)К самому себе: скромность, самокритичность.II.группа—волевые черты характера выраженные в умении осознанно регулировать своим поведением, преодолевать трудности и препятствия: самост-ть, целенаправленность, настойчивость, решительность, мужество, смелость.

Характер – конечный результат воспитательного процесса.

Гипертимический тип(Г). Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянное стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Циклоидный тип(Ц). Главная черта – чередование фаз гипертимности и субдепрессии - между собой и интермиссиями. Длительность каждой фазы у циклоидов в подростковом возрасте обычно составляет 1-2 недели. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, становятся вялыми домоседами, избегают компаний. Самооценка формируется постепенно, по мере чередов-я фаз.Лабильный тип(Л). Крайняя изменчивость настроения. От настроения зависит все - и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем, от кого видят любовь, внимание и заботу. Большая потребность в сопереживании. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Астеноневротический тип(А). Главные черты: утомляемость, раздражительность. Утомляемость обычно является следствием умственной работы и нахождения в ситуации соревнования. При утомлении возникают аффективные вспышки по любому поводу. Раздражение легко сменяется раскаянием и слезами. Сенситивный тип (С). Две главные черты - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Видят в себе много недостатков - особенно морально-этических и волевых. Замкнутость обычно внешняя. С незнакомыми людьми трудны даже формальные контакты. Самооценка - объективна. Психастенический тип (П). Главные черты: нерешительность, склонность к рассуждению, тревожная мысль в виде опасений за свое будущее - свое и своих близких, склонность к самоанализу, легкость возникновения навязчивостей. Отвечать за себя и других - очень трудно. Защитой от постоянной тревоги за воображаемые неприятности и несчастья становятся выдуманные приметы и ритуалы. Самооценка далеко не всегда верна. Шизоидный тип (Ш). Главные черты: замкнутость и недостаток интуиции в общении. Трудны неформальные эмоциональные контакты. Недостаток сопереживания. Внутренний мир закрыт, заполнен увлечениями и фантазиями «для себя», которые служат утешению самолюбия, либо носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычной изысканностью. Самооценка обычно неполная, часто подчеркивается нонконформизм в самооценке. Эпилептоидный тип(Э). Главная черта - склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения, с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами и днями, постепенно развиваясь и ослабевая. Аффекты сильны и продолжительны. Любовь сопровождается ревностью. Алкогольное опьянение протекает тяжело - с гневом и агрессией. Среди сверстников стремятся властвовать. Педантизм часто встречается как компенсация собственной инертности.Истероидный тип (И). Беспредельный эгоцентризм, жажда внимания к себе, желательно положительного. На худой конец подходит и ненависть к себе. Эмоциональность сопровождается отсутствием глубоких чувств. Легко играют роли. Самооценка необъективна. Неустойчивый тип (Н). Главная черта - нежелание трудиться: не учиться, не работать. Полное безволие в ситуации ответственности. Сильная тяга к развлечениям. С желанием поразвлечься связана делинквентность и алкоголизация. Семья для них - источник средств для развлечений. Живут настоящим. Самооценка неверная - приписывают себе конформные и гипертимные черты. Конформный тип(К). Главная черта - чрезмерная и постоянная конформность к привычному непосредственному окружению (конформность – зависимость чел-ка от мнения группы). Не переносят нового, т.к. не могут сразу под него подстроиться, стать к нему конформными.

Наши рекомендации