Обучение детей монологической (связной) речи
- Общие понятия и типы монологической речи.
- Методические приёмы.
- Задачи по развитию монологической речи (если студенты не выполняли анализ программы).
- Методика обучения детей пересказу.
- Методика обучения детей составлению рассказов.
- Разучивание стихов.
- Работа с загадками.
Ф. А. Сохин говорил, что «Связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словрного запаса и грамматического строя.»
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она существует в двух основных формах – диалоге и монологе.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде вопросов – ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников.
Монолог – форма речи, развёрнутое высказывание одного лица, не рассчитанное на словесную реакцию собеседника. Это сообщение о каких-либо фактах действительности. Основные свойства монолога: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развёрнутость, логическая последовательность изложения.
Связная речь может быть ситуативной (связана с конкретной наглядной ситуацией) и контекстной (содержание понятно из самого контекста).
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связанного с развитием деятельности и общения.
В коррекционной работе с детьми с недоразвитием речи основная задача логопедического воздействия – обучение связному, грамматически и фонетически правильному изложению своих мыслей, рассказыванию о событиях из окружающей жизни.
Одно из необходимых условий речевого развития - создание мотивации, т.е. стремления и желания рассказать кому-либо о себе, о наблюдениях из жизни. Для этого на занятиях надо создавать такие ситуации, которые бы ставили детей в условия, способствующие возникновению самостоятельного желания высказаться (организация игровых ситуаций).
Следует отметить, что параллельно с развитием связной речи должно продолжаться формирование и остальных компонентов речи: обогащение словаря, развитие грамматической структуры речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха.
Типы монологической речи.
v Пересказ – творческое воспроизведение литературного текста. Ребёнок должен запомнить текст и образные выражения.
- подробный (близкий к тексту; со средней группы)
- коллективный (со старшей гр.)
- пересказ с изменением лица
- пересказ фрагментов
- пересказ по аналогии
- инсценированный пересказ (с использованием настольного театра)
- драматизация (дети сами берут на себя какую-либо роль)
v Рассказ – самостоятельно составленный вариант передачи того или иного явления, факта; сообщение.
Виды рассказов:
· фактический (о реальных явлениях), может быть по картине, об игрушке, из личного или коллективного опыта;
· творческий (воображаемая ситуация, фантазии, мечты).
Формы рассказывания: 1) описательные рассказы: -по восприятию
- по памяти;
2) сюжетные рассказы: - реалистические
- сказочные.
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.
Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определённой последовательности. Детям даём представление о типичной структуре таких рассказов:
1) вначале называется герой, иногда даётся описание внешнего вида – экспозиция;
2) затем излагается первое событие, по возможности, объясняется, когда, где оно происходит – завязка;
3) действие развивается, устанавливается причинно-следственная связь между вторым, третьим эпизодами. И в заключении даётся развязка, которая чаще всего носит эмоциональный характер («Они стали настоящими друзьями!»).
Методические приёмы.
1. Вопросы. Они учат детей логически выстраивать свой рассказ.
2. Образец рассказа: а) частичный; б) дублирование образца (по куклам Маше и Кате); в) разбор образца (о чём я рассказала в начале, потом, в конце).
3. План рассказа:
- составление плана совместно с детьми;
- воспроизведение детьми предложенного педагогом плана;
- коллективный разбор отдельных пунктов плана.
4. Коллективное составление рассказа.
5. Составление рассказа по частям (Пример: «Сначала расскажем, как выглядит ёж, затем – что с ним произошло, как он попал к детям, и в конце - как дети кормили ёжа»).
6. Подсказ, указания.
7. Оценка. Первые два рассказа должны оцениваться очень подробно. Это ещё раз напоминает детям последовательность изложения; обращается внимание на качество изложения, на инициативу и творчество. Последующие рассказы могут оцениваться короче, где отмечается только самое яркое и индивидуальное.