Тема 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
для специальности 1-03 04 01 Социальная педагогика; 1-03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность
Составители:
Бедулина Г.Ф., доцент кафедры социальной педагогики, кандидат социологических наук, доцент
Погодина Е.К., преподаватель кафедры социальной педагогики
Рассмотрено и утверждено
на заседании совета _________________________ __ ______________ 20__ г.,
протокол N ___
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ...…………………………………………….….5
Учебно-тематический план дисциплины «Социально-педагогическая профилактика»………………………………………………………………….…5
Содержание учебной дисциплины «Социально-педагогическая профилактика»………………………………………………………………….....7
Тема 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики……………………………………………………………….... ..7
Тема 2. Понятие нормы и отклонения от нормы в социально-педагогической профилактике ………………………………………………10
Тема 3. Девиантное поведение несовершеннолетних и его социально-педагогическая профилактика……………………………………………......14
Тема 4. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения детей и подростков……………………………………………………………21
Тема 5. Противоправное поведение детей и подростков и его социально-педагогическая профилактика……………………………………………......27
Тема 6. Социально-педагогическая профилактика преступности и безнадзорности несовершеннолетних……………..………………………...32
Тема 7. Восстановительные подходы в социально-педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних………………….….36
Тема 8. Социально-педагогическая запущенность и ее социально-педагогическая профилактика…………………………………………….….39
Тема 9. Основные подходы к социально-педагогической профилактике нарушений процесса адаптации .....……………………………………….…45
Тема 10. Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации……...............................................................................................50
Тема 11. Суицидальное поведение и его социально-педагогическая профилактика……………………………………………………………….…54
Тема 12. Аддиктивное поведение несовершеннолетних и его социально-педагогическая профилактика……………………………….…………….....58
Тема 13. Социально-педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у детей и подростков………………………………………………………….62
Тема 14. Социально-педагогическая профилактика наркотической зависимости у детей и подростков……………………………………………67
Тема 15. Современные технологии социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения………………………………74
Тема 16. Социально-педагогическая профилактика негативного влияния субкультуры на социализацию несовершеннолетних………………………78
Тема 17. Основные направления и формы работы социального педагога по социально-педагогической профилактике……………………………….….84
Тема 18. Межведомственное взаимодействие в организации социально-педагогической профилактики………………………………………………..87
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………..90
Тематика семинарских занятий по дисциплине «Социально-педагогическая профилактика»……………………………………… ………………………......90
Управляемая самостоятельная работа студентов по дисциплине «Социально-педагогическая профилактика»…………………………….………………….105
Тематика рефератов по дисциплине «Социально-педагогическая профилактика»…………………………………………….……...…………….115
3. РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ…………………………………………….116
Тесты для самоконтроля по дисциплине «Социально-педагогическая профилактика»………………………………………………………………….116
Вопросы к экзамену по дисциплине «Социально-педагогическая профилактика»………………………………...………………………………..120
4. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………..123
Литература……………..….................................................................................123
Словарь основных терминов по дисциплине «Социально-педагогическая профилактика»………………………….…………………………………...….126
ВВЕДЕНИЕ
Значительная роль в профессиональной подготовке будущего социального педагога принадлежит дисциплине «Социально-педагогическая профилактика». Профилактическая работа является одним из важнейших направлений социально-педагогической деятельности. Она предполагает предупреждение и устранение причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии детей и подростков, формирование установок на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья участников учебно-воспитательного процесса.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социально-педагогическая профилактика» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 1-03 04 02 «Социальная педагогика. Дополнительная специальность».
Целью учебно-методического комплекса является повышение качества подготовки будущих социальных педагогов, информационное и методическое обеспечение преподавания дисциплины «Социально-педагогическая профилактика».
Материалы, представленные в данном учебно-методическом комплексе, предназначены, в первую очередь, для оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по учебной дисциплине.
Структура учебно-методического комплекса по дисциплине «Социально-педагогическая профилактика» выглядит следующим образом:
- Теоретический раздел (содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины).
- Практический раздел (включает материалы для проведения семинарских занятий, управляемой самостоятельной работы студентов, тематику рефератов по дисциплине).
- Раздел контроля знаний (включает материалы текущей и итоговой аттестации – тесты для самоконтроля, вопросы к экзамену по дисциплине).
- Вспомогательный раздел (содержит перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы, словарь основных терминов по дисциплине «Социально-педагогическая профилактика»).
Материалы данного учебно-методического комплекса прошли апробацию на факультете социально-педагогических технологий Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка.
Надеемся, что данный учебно-методический комплекс поможет студентам усвоить программу дисциплины и получить необходимые знания и навыки в области организации деятельности социального педагога по социально-педагогической профилактике.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА»
№ п/п | Название тем | Количество часов | ||
Аудиторные | ||||
Всего | Лекции | Семинарские занятия | ||
1. | Теоретические основы социально-педагогической профилактики | - | ||
2. | Понятие нормы и отклонения от нормы в социально-педагогической профилактике | - | ||
3. | Девиантное поведение несовершеннолетних и его социально-педагогическая профилактика | |||
4. | Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения детей и подростков | |||
5. | Противоправное поведение детей и подростков и его социально-педагогическая профилактика | |||
6. | Социально-педагогическая профилактика преступности и безнадзорности несовершеннолетних | - | ||
7. | Восстановительные подходы в социально-педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних | - | ||
8. | Социально-педагогическая запущенность и ее социально-педагогическая профилактика | - | ||
9. | Основные подходы к социально-педагогической профилактике нарушений процесса адаптации | |||
10. | Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации | |||
11. | Суицидальное поведение и его социально-педагогическая профилактика | |||
12. | Аддиктивное поведение несовершеннолетних и его социально-педагогическая профилактика | |||
13. | Социально-педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у детей и подростков | |||
14. | Социально-педагогическая профилактика наркотической зависимости у детей и подростков | |||
15. | Современные технологии социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения | |||
16. | Социально-педагогическая профилактика негативного влияния субкультуры на социализацию несовершеннолетних | |||
17. | Основные направления и формы работы социального педагога по социально-педагогической профилактике | |||
18. | Межведомственное взаимодействие в организации социально-педагогической профилактики | - | ||
Количество часов | ||||
Итого | Аудиторные – 72 часа |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА»
Тема 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики
Сущность и содержание понятия «социально-педагогическая профилактика». Социально-педагогическая профилактика как наука и сфера практической деятельности. Возникновение и становление социально-педагогической профилактики.
Формирование и совершенствование социальных отношений как одна их важнейших задач теории и организации социально-педагогической профилактики. Теоретические концепции и модели социально-педагогической профилактики.
Основные задачи социально-педагогической профилактики. Принципы и методы социально-педагогической профилактики. Область социально-педагогической профилактики. Основные направления социально-педагогической профилактики.
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблему или решить поставленные задачи.
Социальная профилактика (предупреждение) - это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец, он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Выделяют три уровня социальной профилактики:
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно - духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.
2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.
Эффективность социально-педагогической профилактики определяется реализацией структурно-функциональной модели, включающей блоки первичной и вторичной профилактики в условиях воспитательной среды школы. Первичная (общая) социально-педагогическая профилактика - совокупность социально-педагогических мероприятий образовательного учреждения, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих негативные социальные отклонения в поведении, социальном развитии, социально-психологической адаптации, воспитании, социализации школьников с социально-приемлемым уровнем. Вторичная (специальная) социально-педагогическая профилактика - совокупность социально-педагогических мероприятий специалистов полидисциплинарной команды, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих негативные социальные отклонения в поведении, социальном развитии, социально-психологической адаптации, воспитании, социализации школьников с социально-нейтральным и социально-неприемлемым уровнями индивидуального социального здоровья.
Основные цели социально-педагогической профилактики:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Рассматривая социально-педагогическую профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:
1. Стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения.
2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.
3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.
Принципами социально-педагогической профилактики являются: принцип превентивности с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей; принцип полидисдиплинарности в социально-педагогической деятельности; принцип фасилитации в работе со школьником, находящимся в трудной жизненной / социально опасной ситуации; принцип системности; принцип своевременности педагогического вмешательства в процесс социального развития личности школьника; принцип комплексности в диагностической деятельности.
Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Условия эффективности социально-педагогической профилактики:
1. Управленческие условия:
готовность всего педагогического коллектива к реализации модели социально-педагогической профилактики;
сформированность личностной, теоретической и практической готовности социальных педагогов, классных руководителей к преодолению развития девиаций;
наличие кадрового, экономического, медицинского, валеологического ресурсов общеобразовательного учреждения.
2. Социально-педагогические условия:
инициатива / согласие законных представителей интересов школьника;
непрерывное социально-педагогическое сопровождение и помощь в течение всего периода обучения и воспитания в образовательном учреждении;
разработка мероприятий междисциплинарного воздействия;
взаимодействие специалистов междисциплинарной команды;
приоритетность использования положительной направленности личности школьника (подростка);
комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, валеологическая оценка качества социального здоровья личности школьника;
изменение социокультурного окружения.