Преемственность в работе детского сада и школы

Цели:

· создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

· обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

· создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

· с детского сада увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желания учиться в школе.

Задачи:

· Способствовать укреплению и сохранению здоровья малышей, готовящихся к обучению в школе.

· Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

· Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

Совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста исходит из принципа «не навреди» и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) был составлен план преемственности детского сада и школы. Данный план помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

План преемственности ДОУ и школы

Задачи:

1. Создание единого образовательного пространства для разностороннего развития личности ребёнка.

2.Совершенствовать работу по развитию связной речи.

3.Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду.

№ п/п Мероприятия Дата Ответственный
1. Организационно-методическая работа
1.1. Круглый стол «Планирование совместной работы по преемственности» Сентябрь Заведующий ДОУ № 69, директор СОШ № 35
1.2. Семинар: «Изучение и анализ программы начальной школы и ДОУ, нормативно-правовых документов в рамках ФГТ» октябрь Ст. воспитатель, завуч по н/образованию
1.3. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к школе октябрь Ст. воспитатель, педагог-психолог
1.4. Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе. ноябрь Ст. воспитатель, завуч по н/образованию
1.5. Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей В течение года м/сестра ДОУ, м/сестра СОШ
1.6. Проведение совместных педчасов по вопросам адаптации к школе, осуществление единого подхода в привитии культурно-гигиенических навыков, воспитании культуры поведения В течение года Ст. воспитатель
  1.7.   Совместная работа по Психологов ДОУ и школы по проведению диагностик и коррекционной работы   Октябрь, апрель   Педагоги-психологи ДОУ и школы
1.8. Отслеживание результатов учебной деятельности выпускников ДОУ № 69 В течении года Воспитатели , педагог-психолог
1.9. Открытые просмотры занятий с целью выявления уровня владения татарским языком в подготовительных к школе группах Апрель Воспитатели родного языка ДОУ, учитель татарского языка СОШ № 35
1.10. Организация взаимопосещений с последующим анализом: - уроки в 1 классе воспитателями - занятий в подготовительных к школе группах учителями СОШ № 35 В течение года Ст. воспитатель ДОУ., зам. директора УР СОШ .
1.11. Тематическая проверка «Готовность детей к школе» март Ст. воспитатель, завуч
1.12. Круглый стол по вопросам комплектования татарских классов СОШ № 35 январь Ст. воспитатель, узкие специалисты, завуч н/образования СОШ №35
1.13. Итоговое совещание по результатам совместной работы Апрель Ст. воспитатель, завуч
1.14 Организация каникул в детском саду Ноябрь, март Воспитатели ДОУ и учителя СОШ № 35
1.15. Круглый стол «Итоги диагностики 1-го этапа по подготовке детей к школе»; «Итоги внешней экспертизы по подготовке детей к школе» ноябрь Педагоги-психологи ДОУ и СОШ, зам. дир-ра по УЧ школы, ст. воспитатель ДОУ, воспитатели подгот. групп
2. Работа с детьми
2.1. Посещение торжественной линейки, посвящённой началу учебного года сентябрь Воспитатели групп № 10,11
2.2. Знакомство детей со зданием школы (классы, библиотека, спортивный зал, бассейн) В течение года Воспитатели групп № 10,11
2.3. Организация экскурсий для детей В течение года Педагоги ДОУ и СОШ № 35
2.4. Совместное развлечение «Будущие защитники» – между детьми ДОУ и СОШ февраль Инструктор по ф/к Шарафетдинова З.Р., учитель физкультуры СОШ № 35Муханова С.К.
2.5 Проведение каникулярных недель Ноябрь, март Воспитатели, учителя
2.6 Оформление сюжетно-ролевой игры «Школа» Сентябрь-октябрь Педагоги ДОУ групп № 10,11
2.7 Выставка детских рисунков о школе среди детей подготовительных групп и учениками 1 кл. В течении года Руководитель изостудии ДОУ , учителя класса 1 «г» .
2.8 Тесты для детей подготовительных групп «Что я знаю о школе» апрель Педагог-психолог .
2.9 Проведение коррекционной работы с детьми В течении года Педагог – психолог ДОУ
3. Работа с родителями
3.1. Оформление стенда, папок-передвижек, рекомендаций для родителей по подготовке детей к школе. ежеквартально Ст. воспитатель, Воспитатели групп № 10,11
3.2. Проведение родительских собраний, конференций с родителями будущих первоклассников с целью ознакомления с учителями и условиями работы школы на современном этапе - выступление «Первоклассные дети» Март-апрель Ст. воспитатель Зам. директора по УР СОШ № 35 .     Педагог-психолог ДОУ .
3.3. Консультация педагога-психолога «Какой я родитель?»; «Мотивационная готовность детей к школе»   Апрель-май   Педагог-психолог СОШ № 35, педагог-психолог ДОУ
3.4. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам подготовки детей к школе специалистами: педагог-психолог, учителя начальных школы, логопед, ст. воспитатель В течение года Узкие специалисты ДОУ, СОШ № 35, логопед .
3.5. Дни открытых дверей В течение года Ст. воспитатель .
3.6. Посещение открытых занятий воспитателей и узких специалистов В течение года Ст. воспитатель .
3.7 Анкетирование родителей по готовности детей к школе май Педагог-психолог ДОУ
3.8 Консультативный пункт для родителей будущих первоклассников: - Подготовка руки ребенка к письму; - Развиваем речь ребенка В течении года   Воспитатель группы № 11 Гарнышева Т.П. Логопед СОШ № 35
3.9 Групповые и индивидуальные собеседования для родителей 2х язычных детей В течении года Учителя н/классов по татарскому языку – воспитатели по обучению детей родному языку.

Методическую работу учреждения координируют:

  • совместные педсоветы
  • заседания методического объединения
  • взаимопосещения уроков, занятий
  • открытые просмотры итоговых занятий, уроков

В педагогических коллективах детского сада и школы сложились традиции, которые делают жизнь детей более интересной, эмоциональной, способствуют созданию атмосферы взаимного доверия:

· экскурсия детей подготовительных групп в школу «День знаний»

· участие наших воспитанников при посвящении первоклассников в гимназисты

· праздник Букваря , куда наши дети идут с концертными номерами

· дни здоровья

· акции «Береги природу»

· театральные недели

· музыкальные вечера ( с музыкальной школы № 5)

· фотовыставки

· посещение выпускников детского сада в дни каникул мероприятий по плану «Детский сад, школа и я- вместе дружная семья» .

Особое внимание уделяется организации совместной работы ДОУ- СОШ № 35 по обеспечению преемственности национального образования, которая включает следующие формы:

Формы работы с родителями по набору детей в 1 татарские классы:

  • родительские собрания с приглашением учителей начальных классов
  • родительские тренинги и игровые практикумы для родителей и детей предшкольного возраста
  • совместные мероприятия с участием детей, родителей, выпускников и учителей школы (праздники, выставки, спортивные соревнования, экскурсии, каникулы выпускников ДОУ в детском саду)
  • открытые просмотры детской деятельности с участием родителей в роли партнёра
  • опрос, интервьюирование , беседа, анкетирование, тестирование
  • дистанционное общение с помощью информационных листков, тематических буклетов, газет, памяток, видеотеки и т.д.

Формы работы с педагогическим коллективом по подготовке детей татарской национальности к обучению в школе на родном языке:

  • “Круглый стол” , совещания, педсоветы с участием педагогических коллективов ДОУ-гимназия по проблемам подготовки детей татарской национальности к обучению в школе на родном языке
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ
  • мониторинг результативности организации работы по подготовке детей татарской национальности к обучению в школе на родном языке
  • мониторинг качества подготовки выпускников татарских групп ДОУ к обучению в школе
  • мониторинг успеваемости детей в 1 татарских классах – выпускников ДОУ

Формы работы с гимназией по обеспечению преемственности национального образования:

  • педагогические советы, заседания методического объединения, семинары, “круглые столы” педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности, по проблемам подготовки детей татарской национальности к обучению в школе на родном языке, по вопросам комплектования детей в первые татарские классы
  • планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов дополнительного образования и учителей -предметников
  • совместные педсоветы по проблемам развития детей
  • взаимодействие психологов ДОУ и школы; медицинских работников по обогащению преемственных связей
  • взаимопосещения
  • взаимопросмотры занятий, уроков
  • совместная диагностика уровня подготовки детей к обучению в школе

Координация работы по преемственности в ДОУ и школе
Педагогические советы, методические объединения, семинары, «круглые столы» педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности  
Взаимопосещение воспитателями и учителями школы школьных уроков и занятий с детьми в детском саду
Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей
Взаимодействие психологов школы с педагогами ДОУ; медицинских работников по обогащению преемственных связей  
Проведение дней выпускников в ДОУ
Совместное со школой комплектование первых классов из выпускников ДОУ
Встречи родителей с будущими учителями
Анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей с целью изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и адаптации к школе  
Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов ДОУ, учителей начальных классов и учителей-предметников (праздники, выставки, спортивные соревнования, экскурсии)  
Родительские тренинги и игровые практикумы для родителей детей предшкольного возраста ДОУ и родителей детей первоклассников — бывших выпускников ДОУ  

2.9 Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями

. Взаимодействие с социальными партнёрами

МБДОУ «Детский сад № 69 «Радуга» занимает определенное место в едином образовательном пространстве города Набережные Челны и активно взаимодействует с социумом:

МБДОУ –«Детский сад № 69 «Радуга»


Научно-практические связи Культурно-воспитательные связи Спортивно-медицинские связи
Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов -научное руководство экспериментальной работой -утверждение и рецензирование авторских программ -семинары -круглые столы -педагогическая практика студентов -консультирование -открытые занятия Городской дворец творчества детей и молодёжи №1 -кинолекторий «Гном» -участие в конкурсах, выставках -музей истории -концертные программы -консультирование педагогов Детская поликлиника №2 -диспансеризация -работа по оздоровлению детей -контроль за здоровьем детей -стоматологические услуги
Музей истории города, музей экологии -выставки -экскурсии
-творческие мастерские Шахматно-шашечный клуб -соревнования  
Детская библиотека № 11 -экскурсии -выставки работ -абонемент Оздоровительный комплекс «Афалина» -абонемент(плавание) -занятия в спортивных секциях  
Набережночелнинский филиал НОУ «Центр развития образования» -обучающие семинары -авторские семинары -открытые занятия -региональные семинары -утверждение и рецензирование авторских программ Органный зал -концертные программы -абонемент МОУ «СОШ» №35 -поступление детей вспортивный класс -мониторинг физической подготовленности -участие в районных, городских спортивных соревнованиях -консультирование
Картинная галерея -экскурсии -выставки работ
Театр «Дом зверей и птиц» -выездные спектакли в детский сад -посещение театра
«Информационно-методический центр» -аттестация педагогических кадров -мастер-классы -творческие мастерские -публикация авторских программ -участие в проведении форумов -участие в профессиональных конкурсах    
Музыкальная школа №5 -концертные программы -мониторинг музыкального развития детей -конкурсы
  Гимназия №36 «Золотая горка» -поступление в 1 классы -участие в конкурсе «Мыслю, знаю, действую» -выявление одарённых детей -преемственность в работе педагогов  
  ОУ СОШ № 35 -преемственность в работе педагогов, медицинских работников, психологов -преемственность в программах по национальному образованию -консультирование педагогов -совместные мероприятия по годовому плану -заседания методического объединения -семинары  

3 Список используемой литературы:

Литература

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон. − Москва: Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Л. В. Коломиченко, Л. И. Югова. Блочно- тематический план реализации « Программы социального развития детей дошкольного возраста». − Пермь, 2003.
  3. Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. − Казань, 2010.
  4. Л. Гиззатуллина . Волшебный клубок. − Казань: Магариф, 1994.
  5. Г. В. Насырова, Т.Ф. Бабынина. В мире национальных культур. - Н. Челны, 2008.
  6. Т. Ф. Бабынина. Традиции национальных культур. −Казань, 2006.
  7. З. М. Зарипова. Белем һәм тәрбия процессында милли - төбәк компоненты. −Яр Чаллы, 2000.
  8. К. В. Закирова . Хрестоматия для воспитателей дошкольно- образовательных учреждений “ На поляне детства”. −Казань, 2011.
  9. К. В. Закирова . Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия “ Балачак аланы”. − Казан, 2011.
  10. А. М. Гильфанова, Г.Р. Насырова. Перспективное планирование работы по внедрению национально- регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс. – Н.Челны, 2010.
  11. К.В. Закирова, М. А. Васильева, Г. А. Галиева «Воспитание и обучение в детском саду». – Казань 2009.
  12. Нурзия Сергеева «Древо жизни». - Казань 2008.
  13. З.Я. Рез «Хрестоматия для детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение», 1990.
  14. Перевод А.Вадюгиной; «Фируза Сказки татарских писателей». - Казань, 2003.


.


Имеющий первичные представления о себе...

\ Фамилии, имена детей группы Параметр оценки:                                                             Сумма баллов Среднее по строке Сформированность показателя по группе (в %)
Физически развитый                                                                  
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
Любознательный, активный                                                                  
                                                                 
                                                                 
                                                                 
Эмоционально- отзывчивый                                                                  
                                                                 
Овладевший средствами общения                                                                  
                                                                 
Способный управлять поведением                                                                  
                                                                 
                                                                 
                                                                 
Способный решать интелл.и личн. задачи                                                                  
                                                                 
                                                                 
23                                                                  
                                                                 
                                                                 
                                                                 
Овладевший необходимыми умениями и навыками (по образовательным областям) «Физическая культура»                                                                  
                                                                 
                                                                 
«Здоровье»                                                                  
                                                                 
                                                                 
«Социализация»                                                                  
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
«Познание»                                                                  
                                                                 
                                                                 
                                                                 
                                                                 
«Коммуникация»                                                                  
                                                                 
                                                                 
«Чтение худ. лит-ры»                                                                  
                                                                 
«Худ. творчество»                                                                  
                                                                 
                                                                 
«Музыка»                                                                  
                                                                 
Освоение программы ребенком (в %)                                                                  

Литература по разработке образовательной программы ДОУ

Публикации по дошкольному образованию

1. Федина Н.В. Дошкольное образование в Федеральной программе // Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». 2008. – выпуск 1(16).- С.4.

2. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.

3. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 13-15.

3. Федина Нина. Куда свернуть? Дошкольное образование – на развилке // Дошкольное образование. 16-31.8.2008. - № 16(232). – С. 10.

4. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Перспективы развития системы дошкольного о

Наши рекомендации