Хронометрирование урока физической культуры
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей и моторной плотности, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока. Разрабатываются следующие материалы хронометрирования: протокол хронометрирования, расчет общей и моторной плотности урока (в процентах), текстовой анализ плотности урока.
До начала урока в протоколе заполняются сведения об уроке. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются две графы: “Виды деятельности” и “Показание секундомера”. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных проводится после окончания урока.
Протокол хронометрирования урока физической культуры
Класс ______ школа № ____
Дата проведения __________
Место проведения _________
Урок проводил ____________
Задачи урока:
1. Образовательные задачи (разучивание, закрепление, совершенствование двигательных действий)
2. Оздоровительные задачи (воспитание двигательных качеств формирование правильной осанки и др.)
3. Воспитательные задачи (формирование нравственных качеств личности школьника)
В классе по списку _________, присутствовало ________, занимались ____________.
Наблюдения проводились за учеником __________________.
Хронометрировал урок ________________________.
№ | Действия | Время окончания действия | Умственная деятельность | Двигательная деятельность | Отдых | Нецелесообразные. затраты времени | Показания ЧСС за 10 сек |
Общая плотность = время затраченное на все виды деятельности х 100
45
Моторная плотность = время затраченное на двигательную деятельность х 100
45
При анализе и оценке полученных материалов следует иметь в виду, что общая плотность урока должна приближаться к 100%. Двигательная плотность урока зависит от типа урока. В уроке с образовательной направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение задач, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся моторная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.
Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценки умения, правильно организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.
Для достижения большой точности суждения и убедительности рекомендаций необходимо учесть намеченные педагогические задачи урока, специфику учебного материала, состояние материально-технических возможностей и другие условия, определяющие особенности всего учебно-воспитательного процесса. Желательно использовать в этом анализе и данные пульсометрии. На основании проведенного анализа должны быть сформированы выводы и изложены конкретные предложения.
Пульсометрия.
Анализ пульсометрических данных должен способствовать правильной оценке дозировки нагрузок и отдыха, а также распределению и регулировке их на протяжении урока.
Протокол от “ ”_______________20_____г.
Предмет наблюдения – изменения пульса учащегося_____________________
класса__________________________________________
(фамилия, инициалы ученика)
в процессе урока физической культуры, проведенного учителем
(фамилия учителя)
Задача: Определить правильность дозировки упражнений и общей нагрузки на уроке.
Запись наблюдений можно осуществлять посредством использования ниже указанной таблицы или протокола хронометража урока (графа «Показания ЧСС за 10 сек»)
Части урока | Наименование действий, предшествовавших подсчету пульса | Время подсчета пульса от начала урока | Частота пульса | Примечание | |
за 10 сек. | за мин. | ||||
По изменению частоты пульса в процессе выполнения физической нагрузки и восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки на детский организм.
Для определения правильности построения занятий, интенсивности и распределения физической нагрузки проводится подсчет пульса (у одного или двух детей) 10 секундными отрезками. Подсчитывается пульс сразу после выполнения упражнения или серии упражнений, смены деятельности занимающихся (показания заносятся в соответствующую графу протокола хронометража или протокола наблюдения за пульсом)
Графическое изображение частоты пульса по этим отрезкам называется физиологической кривой, отражающей динамику величины нагрузки.
При занятиях на открытом воздухе, частота пульса (на 2-3 мин.) достигает при беге 140-150 уд./мин., что составляет 40-60% по отношению к исходному уровню. До нагрузки колеблется в пределах 90-100 уд./мин..
В основной части занятия частота пульса в пределах 140-180 уд./мин., достигая максимальных величин при беге со средней скоростью и в подвижной игре. При проведении ОРУ и основных движений пульс находится в пределах 135-150 уд./мин..
В заключительной части пульс снижается до 130-120 уд./мин.. таким образом, частота пульса при ОРУ на 35-45 %, при основных видах движений – на 40-60%, в заключительной части снижается на 20-30%. В среднем частота сердечных сокращений на занятиях находится в пределах 140-160 уд./мин..
Восстановительный период – время возращения частоты пульса к исходным данным, как правило, составляет 3 минуты, в конце учебного года (в теплое время года) восстановление может наблюдаться на 5-ой минуте.