Развитие младшего школьника

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная пере­мена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решитель­ными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанно­сти, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пережива­ют период второго округления: у них по сравнению с предыду­щим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завер­шается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С раз­витием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все тка­ни детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис­тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий го­ловного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в сред­нем до 1400г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяет­ся взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: последний становится более сильным, но по-прежнему преобла­дает процесс возбуждения — и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А. Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преиму­щественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сфор­мировать или развивать у школьников, диктуют педагогам стро­гую направленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустой­чивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но вместе с тем он с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день рас­крывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправ­ленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углуб­ляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен вос­питанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, во­левых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоцио­нально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит фор­мами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться в начале школь­ной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышление ребенка на качес­твенно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функ­цией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь осо­бенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики орга­низации познавательной деятельности можно получить совер­шенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Сло­варный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения прояв­ляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословно­го запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник за­поминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память име­ет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Одна­ко ученики начальной школы не умеют распорядиться своей па­мятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учеб­ного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверст­никами (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллек­тивизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимо­помощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет боль­шие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подра­жанию, огромный авторитет, которым у них пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко­моральной личности. Основы нравственного поведения закла­дываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социа­лизации личности огромна.

Начальная школа включает своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личнос­ти ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или стар­шим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой — при этом максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес, испытать двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культу­ру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Возраст от 11 —12 до 15 лет — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельно­сти и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н. К. Крупская характеризовала психологией полуре­бенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для само­го подростка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на 6—10 см, у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года при­бавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается про­цесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твер­дость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельно­сти и учащению сердцебиения. Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Нерав­номерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жес­тикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, на­рушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной сис­темы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшает­ся контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоция­ми. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна по­вышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уро­ки или интересные дела очень увлекают подростков, и они мо­гут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систе­матизированным, последовательным, зрелым. Улучшается спо­собность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в поль­зу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учите­ля или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст— наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изме­нением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуж­дениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксичес­кой структурой, речь становится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и соци­альное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нрав­ственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении под­ростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувст­ва подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Осо­бенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспыш­ки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом ката­строф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением — с другой. На­мерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выби­рать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пи­раты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, ко­торых «даже милиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой сме­лость оборачивается жестокостью, независимость — подлостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов: заметно смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые де­вочки-подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, туне­ядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше становится подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Иде­ал честного труженика перестал быть привлекательным.

Перестройка воспитательной работы со школьниками средне­го возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и по­ведения современного подростка, уметь поставить себя на его ме­сто в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение подростков от учителей, школы, общества. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убе­диться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллекти­ва, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведе­ния — все это создает благоприятные условия для самовыра­жения, отстаивания значимых для подростка убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно положительным образом сказаться на формирова­нии нравственных и социальных качеств.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давле­ние, ритмичнее работают железы внутренней секреции. Заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повы­шенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свобод­ного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества», — писал К. Д. Ушинский (Ушинский К. Д. Человек как предмет вос­питания. — М.; Л., 1946. — С. 221).

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное от­ношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчиво­стью, память — логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепен­но приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность — это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку проис­ходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с обще­принятой, это заключение, добытое собственным трудом, напря­жением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапел­ляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуаль­ные качества. Больше других ценятся живость ума, наход­чивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентиро­ваться в материале, необходимом для ее решения. Авторитетом в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за видимыми фактами находить скрытые причины, предвидеть ход событий, строить смелые предположения. Отме­тим в этой связи, что в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармо­нически развитые люди, у которых ум удачно сочетается с фи­зической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. «Примерка» на себя стимулирует процесс самовоспитания, который у многих старшеклассников приобретает силу, устойчивость и целенаправленность.

Нравственные и социальные качества старшеклассников фор­мируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензетивный период нравственной зрелости, но и новая обстанов­ка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми стано­вятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убежде­ния. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляет­ся стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры. Любым способом им хочется обратить на себя внима­ние, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет прак­тически решать многие непростые вопросы. Некоторые педаго­ги считают, что именно характер разрешения этических ситуа­ций служит критерием морального развития личности. В этом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности. В последнее время некоторые молодые люди проявляют интерес к религии.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы пове­дения. Важное значение имеют статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами кол­лектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личнос­ти, формирует те черты, которые культивируются в данном кол­лективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников. У мо­лодежи усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрос­лым. Снисходительные оценки в этом возрасте не принимаются.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школь­ников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счаст­ливую семью. В последние годы произошла переоценка «престиж­ности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остроту всегда вол­новавшего молодежь вопроса. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.

Наши рекомендации