Формы и способы формирования гражданской идентичности и патриотизма у школьников

Классному руководителю важно четко для себя определить, что такое Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. В содержание понятия «патриотизм» могут быть включены следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Рассматривая патриотизм с разных составляющих его аспектов, следует отметить, что философский аспект рассматривает его как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества.

В социально-педагогическом плане патриотизм рассматривается как социально-нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения.

В психолого-педагогическом аспекте правомерным следует рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.

Рассмотренные аспекты показывают что патриотизм, как понятие включает такие компоненты, как интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический (поведенческий).

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы в начальной школе, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, экологическим, эстетическим и др.), что представляет собой сложное соотношение, как части в целостном воспитании учащихся.

Патриотическое воспитание младших школьников реально осуществляется на совокупности принципов, отражающих целостный педагогический процесс, а специфика патриотического воспитания в общеобразовательной школе основана на:

-координации взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания;

- обусловленности содержания, форм, методов, средств и приемов с учетом исторических традиций российского народа;

-зависимости содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

-единства и органической взаимосвязи между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий.

Гражданская идентичность, определяется с разных точек зрения как:

· осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл;

· феномен надындивидуального сознания, как признака (качество) гражданской общности, характеризующее его как коллективного субъекта.

Эти два определения не взаимоисключающие друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны личности и со стороны общности. Рассматривая гражданскую идентичность как компонент социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства (А. Тэшфел). Гражданская идентичность в этом случае выступает как одна из многих категорий, наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и др. идентичностями. Функция гражданской идентичности заключается в реализации базисной аффилиации (Аффилиация (от англ. affiliation — соединение, связь) — стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми). Это: стремление заводить дружбу и испытывать привязанность к другим людям. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними, любить и присоединяться к группам.

Структура гражданской идентичности, как и другого вида идентичности, включает четыре основных элемента:

Ø когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;

Ø ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;

Ø эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых;

Ø поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.

Рассматривая формирование гражданской идентичности у младших школьников, деятельность классного руководителя направлена на формирование чувства «Мы», что объединяет каждого из детей с коллективом сверстников, помогает преодолеть страх, тревогу и возможность чувствовать себя более уверенно в новых социальных условиях школы, акцентирует внимание на единстве интересов всех учащихся класса.

Таким образом, формирование гражданской идентичности у школьников выполняет как защитную функцию, так и функцию самореализации и самовыражения, что позволяет проявлять каждому учащемуся свою гражданскую активность.

Формирование представления о гражданской идентичности у младших школьников основано на восприятии детьми таких категорий как: образ государства России, в котором он живет, занимающего определенную территорию; ведущий тип социальных отношений: (демократичность, равноправность, суверенность, многонациональность); систему ценностей: (терпимость, уважение, милосердие, принятие и понимание другого толерантность и др.), а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, обычаями, языком и традициями. Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности у школьников являются, личностный смысл и ценностный компонент. Ценностный и эмоциональный компоненты могут преобладать и оказывать существенное влияние на содержание когнитивного компонента.

К организационным формам формирования гражданской идентичности у школьников относятся:

- учебная деятельность (урок, экскурсии, беседы, обсуждения ситуаций, литературных произведений, фильмов и др.);

- внеучебная (внеурочная) работа (классный час, факультативы, разнообразные формы кружковой деятельности, клубная работа и деятельность в общественных организациях/объединениях в системе общего образования).

Рассмотрим подробнее формы работы наиболее распространенные в образовательной практике по формированию гражданской идентичности можно отнести следующие:

- коммуникативные (беседы по сказкам и литературным произведениям и др.);

- игровые ( имитационные и ролевые игры, детские спектакли и др.);

- социально-деятельностные (экскурсии к памятным местам, технологии социальной пробы, коллективно-творческих дел, социальных проектов и др.).

Беседа понимается как обращенное к детям развернутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое эмоциями и переживаниями и нацеленное на получение обратной связи от школьников (в виде вопросов, ответов, реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные и гражданские коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах. Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. Классный руководитель должен уметь удерживать основную нить разговора, и одновременно представлять себе различные сценарии ее развития. Эта форма работы с детьми, не предполагает активной коммуникации между собой, в беседе с младшими школьниками допустим – обмен детей непродолжительными репликами).

Диспут - это специально организованное взаимодействие, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по вопросам гражданского выбора и самоопределения. Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях как вид диалогической речи, публичный спор на злободневную или разговорно-бытовую тему. Младших школьников 3-4 классов следует приучать правилам участника диспута по проблемам формирования гражданской идентичности, целесообразнее подбирать темы для диспута вместе со школьниками и познакомить их с правилами участия в диспуте:

1. Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.

2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.

3. Постарайся, как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.

4. Не повторяй того, что до тебя было сказано.

5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.

6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.

7. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины.

Начинать диспут с млашими школьниками по гражданско-патриотической проблематике целесообразно с предложения прокомментировать какой-либо факт, высказывание, видео (кино) фрагмент.

Активность участников диспута, их творческая деятельность, приводящая к самостоятельному решению обсуждаемых вопросов, может стимулироваться эвристическими приемами ведущего диспута или обучающего (наводящие вопросы, оценочные и побуждающие реплики).

Ролевая игра с младшими школьниками предполагает три принципиальных отличия, с которыми должен быть знаком классный руководитель, это:

- наличие одной или нескольких сюжетных линий, развитие которых в большинстве случаев зависит непосредственно от предпринимаемых действий участниками игры;

- игра с младшими школьниками развивается зачастую в «вживую», то есть, чтобы достичь какого-либо результата, игроку надо куда-то пойти и совершить ряд поступков, а не просто проговорить их для ведущего и остальных игроков, сидя с ними за одним столом.

- существует свобода выбора стратегии поведения для большинства игроков, определяющей образ персонажа, которого предстоит играть с учетом правил игры.

Знание классным руководителем примерного алгоритма организации ролевой игры, затрагивающей гражданско-патриотический контекст, состоит из трёх пунктов: подготовка к игре, её проведение и обсуждение.

Для формирования гражданской идентичности и патриотических чувств у младших школьников важна роль не только педагогов, но и позиция родителей. Важно, чтобы в семье создавались условия для ребенка по формирования собственной точки зрения, где стимулируется их интерес к познанию культуры своей страны, традициям, обрядам, что способствуют развитию активной жизненной позиции, нравственных качеств, культуры общения, которые так востребованы в сегодняшнем модернизирующемся обществе.

Итак, формирование гражданской идентичности и патриотизма у школьников в сегодняшних сложных социально-психологических условиях требует от классных руководителей, родителей позитивного отношения к людям других национальностей, установление толерантных взаимоотношений между представителями разных этнических групп в поликультурном обществе, знаний истории своей страны, родных мест, родного языка. Позитивная идентичность может быть сформирована у детей лишь на основе овладения их собственной культуры этнической принадлежности и формирования позитивно-ценностного отношения к этническим особенностям сверстников.

Наши рекомендации