Основные отрасли педагогики

Вопросы

1. Педагогика как наука о воспитании человека. Объект, предмет, цели и задачи, функции педагогики как науки.

2. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Дошкольная педагогика в системе педагогических наук.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ.

Педагогика за долгие годы своего ста­новления и развития превратилась в разветвленную сис­тему наук о воспитании.

основные отрасли педагогики - student2.ru

Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания че­ловека, разрабатывает основы учебно-воспитательного про­цесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.

В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости.

Объектом возрастной педагогики является ре­бенок, а предметом изучения - закономерности, методы, средства технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный, школьный).

Преддошкольная педагогика - исследует вопросы развития и воспитания детей раннего возраста /от рождения до 3-х лет/.

Дошкольная педагогика- наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной пе­дагогики является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская шко­ла» впервые была представлена система дошкольного вос­питания. Современная дошкольная педагогика изучает, во-пер­вых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, со­держание, формы организации, методы, приемы и сред­ства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

Педагогика школы представляет собой одну из старей­ших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учеб­ного заведения, специфические проблемы получения выс­шего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образо­вания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Оназанимается вопроса­ми воспитания и образования детей с недостатками умственного развития, зрения, слуха, речи.

Эта отрасль педагогики подразделяется на сурдо­педагогику– воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей, тифлопедагогику– воспитание слепых и слабовидящих детей, логопедию– обучение и вос­питание детей с расстройствами речи, имеющих нор­мальное развитие, олигофренопедагогику– воспита­ние и обучение умственно отсталых детей.

История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.

Семейная педагогика –это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

Производственная педагогикаизучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

Социальная педагогика– отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий лю­дей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для кото­рых воспитание не является основной функцией.

Особую группу педагогических наук составляют част­ные методики, изучающие закономерности и специфику пре­подавания конкретных областей знаний (учебные предме­ты в школе).

По мере роста запаса новых знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жиз­ни появляются новые отрасли педагоги­ки, которые становятся относитель­но самостоятельными – военная педагогика, право­вая педагогика, лечебная педагогика, этнопедагогика, народная педа­гогика.

Наши рекомендации