Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования — это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Методика педагогического исследования — это упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Принципы отбора методов исследования:
1. Использование разнообразных взаимодополняющих методов
исследования, неоднократной проверки на большом материале полу
чаемых результатов, длительных наблюдений. Это вызвано тем,
что педагогические явления и процессы очень сложны и прак
тически нет возможности воспроизвести любой процесс абсо
лютно точно, как в предыдущий раз. На результаты влияет
большое количество разнообразных факторов и условий. Полу
чаемые каждым исследователем выводы формулируются кор
ректно, избегая категоричности, в усредненной, обобщенной
форме.
2. Соответствие методов исследования существу изучаемого яв
ления и возможностям исследователя и исследуемых. Так, при
работе с дошкольниками и младшими школьниками нельзя
использовать многие тесты; письменные опросники — кон
кретные, понятные и ясные, не требующие развернутых отве
тов — можно использовать не ранее 2—3 классов. Педагогиче-
скую деятельность учителя нецелесообразно изучать только по документам и опросам: надо провести длительное наблюдение за работой учителя на уроке или во внеурочной деятельности (в зависимости от предмета исследования).
3. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.
Методологическим обоснованием методов педагогического исследованияв отечественной науке являются деятельност-ный, личностный и системный подходы. Деятельностный подход предполагает рассматривать педагогические явления с позиции целостного рассмотрения всех компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корректировки, контроля и анализа достигаемых результатов. Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические процессы и явления с позиции личности, ее структуры, закономерностей развития. Системный подход направлен на выявление множества элементов в изучаемых педагогических явлениях и связей между ними. Это предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление некоторого множества элементов системы, которые будут подвергнуты изучению, установление связей между элементами и их классификация, выявление связей (системообразующих), которые обеспечивают соединение разных элементов в единую систему, выявление структуры и организации системы, путей управления ею как целостным образованием.
Каждая наука широко использует методы других наук. В педагогике используются различные группы общенаучных методов: общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация; социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг; математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.
Все применяемые методы исследования в ходе педагогического поиска условно можно разделить на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы:сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования; методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений; методы прогнозирования, математические и статистические методы. Эти методы слу-
жат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.
Эмпирические методы:методы сбора и накопления данных ^наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях (педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные).
Теоретические методы педагогического исследования |
Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изысканий, но независимо от этого, ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются прежде всего с помощью теоретических методов исследования.
Метод сравнительно-исторического анализапредполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикациях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения, определяя свое отношение к раскрытию их сущности используемых научных понятий.
Метод моделирования — наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упрощением. В моделях значителен элемент условности и творческого домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.
Причинно-следственный анализ.Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется
следствием. Причинность — это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Выявление, анализ и объяснение этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.
Теоретические методы связаны с изучением литературыи умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию — список отобранных источников, который сразу надо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.
В процессе анализа литературы составляются аннотации — краткое, лаконичное изложение основного содержания источника. Цитирование — дословное и с соблюдением всех авторских особенностей текста выписывание понравившихся или спорных мыслей из изучаемого источника. Каждая цитата должна иметь правильно оформленную сноску. Тезисы — краткое в виде цитат или сжатых выдержек перечисление основных идей источника. Рефераты — краткое, но более развернутое по сравнению с тезисами, изложение основных положений одного источника или состояния проблемы по нескольким источникам. Конспекты — более детальное изложение основных идей источника с использованием краткого изложения (пересказа), цитирования, определения своего отношения к идеям автора.
Математические и статистическиеметоды — установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. К ним относятся: ранжирование, метод графопостроения, методы получения средних величин (среднее арифметическое, медиана, коэффициент вариации и др.) и т. д. Обработка полученных результатов математическими методами по специальным формулам позволяет наглядно отобразить выявляемые зависимости в виде графиков, диаграмм, таблиц. Однако в силу сложности измерения педагогических феноменов и выражения их в количественных показателях эти методы большого распространения в педагогике не имеют.
Эмпирические методы исследования |
ческого процесса в естественных условиях. Начиная его, исследователь должен знать, что и с какой целью наблюдать, |
Педагогические наблюдения — непосредственное, целенаправленное восприятие педагоги-
когда какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Надо уметь правильно его вести, объективно выбирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи, делать правильные выводы и обобщения.
Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографировать, записывать на видеопленку, магнитофон, фотографировать, производить киносъемку.
Наблюдения по связис объектомизучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени— непрерывными, дискретными (прерывистыми), монографическими (очень длительными и обстоятельными). Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности объекта (например, изучая детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном наблюдении складываются естественные отношения.
В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения — проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Это позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта. В отдельных случаях может использоваться метод самонаблюдения .
Условияпроведения наблюдений: целенаправленность, систематичность, длительность, разносторонность, объективность, массовость, соблюдение такта.
Метод наблюдения позволяет изучать исследуемые явления и процессы в естественных условиях — в этом его ценность. Однако наблюдение требует длительного времени, изучаемое явление не всегда может быть доступно наблюдению, один исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, при использовании данного метода фиксации фактов и их интерпретации имеет место субъективный подход исследователя, обращается внимание только на внешние проявления изучаемого.
Опросы:беседы, анкетирование, интервью. Беседа — диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе. Беседа, проводимая по специально составленным воп-
росникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и переживания, мотивы тех или иных поступков и др. Эффективность этого метода зависит от умения исследователя установить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником. Ответы испытуемого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать, но лучше на диктофон, убранный из поля зрения (опрашиваемый знает, что идет запись), или сразу после беседы по памяти.
Это сложный метод, которым умеют пользоваться далеко не все педагоги. В беседе исследуемый может скрыть свои истинные мысли и переживания, ввести собеседника в заблуждение.
Интервью, по существу, разновидность беседы, но оно [больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опра-[шиваемого. Интервью, как правило, проводится по заранее [подготовленным вопросам одной стороны, и подготовленным [ответам другой стороны, что делает их искренность и точность [достаточно относительной.
В ходе бесед и интервью может использоваться и так называемая проективная методика, сущность которой заключается в [том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого человека в специально конструированной воображаемой ситуации: «Как бы вы поступили, если бы...»
Получение информации о типичности того или иного явления в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При j этом необходимо знать и соблюдать следующие требования:
— тщательный подбор точных и корректных вопросов,
наиболее полно отражающих изучаемое явление и даю
щих надежную информацию;
— использование прямых и косвенных вопросов, позволя
ющих уточнить ответы, определить их правдивость;
— однозначность задаваемых вопросов и отсутствие под
сказки в их формулировке;
— использование открытых (когда опрашиваемый может
высказать свое собственное мнение), закрытых (с огра
ниченным вариантом ответов), смешанных анкет;
— проверка подготовленной анкеты на небольшом количе
стве испытуемых и внесение необходимых корректив.
Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие анкеты используют для самооценки и оценки других. Например, надо оценить всех членов группы по ряду нравственных показателей:
«справедливый 5 4 3 2 1 несправедливый», «добрый 5 4 3 21 недобрый».
В последнее время, изучая отношения в коллективе, педагоги часто используют метод социометрических анкет (социометрии): «С кем бы ты хотел быть в одной группе (в первую очередь, вторую и т. д.)?» и др.
Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интервью обрабатываются специальными статистическими или машинными методами.
Методы опроса позволяют собрать разнообразную, интересующую исследователя информацию. С помощью анкет можно охватить очень большие группы опрашиваемых, грамотно составленные закрытые анкеты обрабатываются с помощью электронных счетных машин. Недостатком этого метода является то, что в любом опроснике всегда есть элемент неискренности, а нередко и ложности даваемых ответов, не для всех возрастов и не во всех ситуациях возможно проведение анкетирования.
Метод рейтинга и самооценки. Метод рейтинга— метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными (знающими) судьями (экспертами). К отбору экспертов предъявляют определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными.
Для объективно получаемой информации полезно использовать методы самооценки по определенной программе, составленной исследователем.
В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины располагаются в порядке возрастания (убывания) степени их проявления или признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку. Например, дается задание расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения.
Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть метода сводится к обработке информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя,
воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и т. д.
Метод педагогического консилиума(разработан Ю.К. Ба-банским) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированное™ тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.
Изучение и анализ документации, продуктов деятельностипозволяет собрать конкретный материал о интересующих исследователя процессах и явлениях. Так, изучение ученических тетрадей может дать не только полезную информацию об уровне знаний и умений учащихся, но и о работе учителя. Изучение ученических работ (рисунков, сочинений, дневников и т. д.) помогает выявить различные интересы детей, определить особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформированно-сти учебных умений.
Педагогическое тестирование — целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Большинство педагогических тестов достаточно просты, доступны, возможно автоматизированное предъявление и обработка результатов (с помощью компьютера, простейших технических устройств). В педагогических целях чаще всего применяются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученное™ и воспитанности. Широкое применение в педагогической практике и педагогических исследованиях получили психологические тесты. При работе с ними надо соблюдать такт, не разглашать полученные результаты, не делать их предметом обсуждения, соблюдать конфиденциальность и анонимность при обработке и анализе полученных данных. Целый ряд специальных психологических тестов (MMPI, Векслера, цветовые пятна Роршаха и др.), применяемых в работе профессиональных психологов, самостоятельно или без предварительной и тщательной консультации со специалистами лучше не использовать: они нередко трудоемки и занимают много времени при проведении и требуют специальных знаний и умений для обработки полученных
результатов. При необходимости их применения в своей исследовательской работе целесообразнее обращаться за помощью к квалифицированным психологам.
Изучение и обобщение педагогического опытадает ценный материал для исследователя. Нередко учитель в своем творческом поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и др.). Объектом изучения может быть массовый опыт — для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт — для выявления характерных недостатков и ошибок; передовой опыт — для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.
Выделяют два вида передового педагогического опыта:педагогическое мастерство и новаторство.
Мастерство— умелое, рациональное и комплексное использование педагогом рекомендаций науки. Изучение того, как и что делает учитель-мастер, вносит ясное понимание технологии внедрения науки в практику.
Педагогическое новаторство— педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.
Критерии передового опыта:
а) новизна: от внесения новых до эффективного применения
уже известных положений и рационализации отдельных сто
рон педагогической деятельности;
б) результативность и эффективность: высокий уровень обу-
ченности, воспитанности и развития детей;
в) соответствие требованиям педагогики, методик и психологии
(высокие результаты могут быть получены за счет использова
ния неприемлемых методов обучения, воспитания и стимули
рования, тогда опыт не имеет положительной ценности);
г) стабильность и повторяемость результатов в течение дли
тельного периода времени использования;
д) воспроизводимость опыта: возможность повторения други
ми педагогами с таким же результатом;
е) оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе:
достижение высоких результатов при минимальной затрате
сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимо
сти отказа от решения каких-то других не менее важных педа
гогических задач.
Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:
1) описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;
2) классификация наблюдаемых явлений, их истолкова
ние, подведение под известные определения и правила;
3) установление причинно-следственных связей и механиз
ма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного
процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельно
сти педагога и воспитанников, приводящих к высокому ре
зультату.
Внедрение передового опыта осуществляется через шефство (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические практикумы, семинары и тренинги, через различные формы научного и методического обобщения, доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки и т. п.
В исследовании педагогических явлений есть такое понятие, как опытная работа.Один из методологов педагогики М.Н. Скаткин считал, что она становится самостоятельным методом исследования, если она:
— поставлена на основе добытых наукой данных в соответ
ствии с теоретически обоснованной гипотезой;
— преобразует действительность, создает новые явления;
— сопровождается глубоким анализом и выводами.
Опытная работа используется в период пробного применения гипотезы до и после эксперимента для проверки на практике полученных выводов и рекомендаций.
Опытная работа — широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили экспериментальные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, новые учебники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффективности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы. Что именно оказалось существенным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна, что явилось причиной, а что следствием, можно выяснить только с помощью специально организованного педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент.Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает результативным, кроме того, бывает необходимо проверить те или иные предположения, возникшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, испытать предлагаемую
методику. С целью решения этих задач проводится педагогический эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент — активное вмешательство в предмет исследования с заранее заданными исследовательскими целями; научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Он позволяет искусственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенаправленно изменять условия его протекания, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях.
Эксперимент может быть констатирующим, когда изучаются существующие педагогические факты, уточняющим, когда проверяется гипотеза, преобразующим (созидательным, формирующим), когда на основе констатации и теоретического осмысления выделяются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их истинность. Эксперимент может быть длительным и кратковременным. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.
Есть и другая классификация педагогического эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент — это эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники не знают о включенности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя) или все наблюдение за его ходом ведется скрыто, и учитель знает о нем, а дети — нет. Лабораторныйэксперимент — эксперимент, проводимый в специально оборудованной лаборатории (классе, аудитории и т. п.). Могут использоваться специальные лабораторные методы и средства исследования (компьютерное тестирование в начале и по ходу эксперимента, постоянный наблюдатель, находящийся в классе, и др.).
При проведении педагогического эксперимента всегда организуются, как минимум, две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.
Сильной стороной педагогического эксперимента является то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатываются определенные подходы к их пониманию и осуществле-
нию. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказательными и воспроизводимыми. Недостатком данного метода является следующее: люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитанник), не всегда ведут себя так, как бы они вели себя в обычных условиях, а это может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена. Большое влияние на результаты эксперимента оказывает личность самого экспериментатора.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные методы педагогического исследования
по следующей схеме: определение метода, перечисление и характери
стика его видов (если они есть), требования к использованию, сильные и
слабые стороны.
2. Совместно с преподавателем разработайте программу несложного
педагогического эксперимента по профилю своей специальности или об
щепедагогического характера. Если есть возможность, проведите его и
проанализируйте, насколько успешно он был осуществлен, что надо
учесть при разработке экспериментальных программ в следующий раз.
(Эксперимент ни в коем случае не должен нанести вред включенным в
него испытуемым. Эксперимент можно разработать для академической
студенческой группы, в которой вы учитесь.)
3. Пользуясь одним из доступных вам методов педагогического ис
следования, проведите микроисследование какого-либо педагогического
вопроса. Проанализируйте и обобщите полученные результаты, сделай
те педагогические выводы. Пользуясь одним из доступных вам методов
педагогического исследования, проведите микроисследование какого-
либо педагогического вопроса. Проанализируйте и обобщите получен
ные результаты, сделайте педагогические выводы.
Литература
Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.
Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара, L994.
В. В. Краевский, В. В. Полонский. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов. Са-вара, 1988.
Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М., 1989.
Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
S Раздел II |
ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Глава 5