Методика обучения детей рассказыванию
Об игрушках (предметах).
1. Требования к игрушкам.
2. Проведение занятий по составлению описательных рассказов в разных возрастных группах.
1.Требования к игрушкам.
1) Игрушки должны быть яркими, образными, с яркой индивидуальностью (утёнок смешной, неуклюжий).
В старшей группе игрушки должны быть сложными. Например: телефон, машинка с открывающимися частями, холодильник, газовая плита.
2) Игрушки должны быть достаточной величины, чтобы всем детям были видны все части (высотой не менее 10 см.).
В младшей и средней группах целесообразно игрушки внести в группу с утра, чтобы дети могли потрогать, рассмотреть ещё раз новую игрушку и на занятиях игрушку в руки детям не давать, т.к. это отвлекает их внимание.
В старших группах, обычно, дети сами принимают участие в подборе игрушек для занятий.
3) Количество игрушек:
- младшая группа – на занятии описывают 2-3 игрушки;
- средняя группа – 1 → 2 → 4-5 игрушек;
- старшие группы – 4-8 игрушек.
4) В младших группах в начале года предпочтительно брать игрушки одного наименования, но
разные по внешнему виду.
5) Игрушки можно выставить сразу все или по одной, в зависимости от замысла педагога.
6) Перед занятием по составлению описательного рассказывания, игрушки должны быть рассмотрены или на занятии или в свободное время за 2-3 дня до занятия.
2.Методика проведения занятий по составлению рассказа об игрушке (предмете).
Занятию по обучению детей составлению описательных рассказов проводиться во всех возрастных группах.
2 младшая группа.
Структура занятий.
- Вступительная часть.
Очень короткая. Дети знакомятся с игрушками, которые будут описывать. Педагог сразу привлекает внимание детей к активному участию в занятии – предлагает назвать знакомые игрушки (например: - Грузовик привёз игрушки; - «Чудесная коробка»: педагог достаёт игрушки, дети называют; и т.п.).
- Основная часть.
1этап. Рассматривание игрушки. Основной методический приём – вопросы:
а) направленные на целостное восприятие (Кто это? Какой он? Из чего сделан?);
б) выделение частей и существенных признаков (Что есть? Какие глаза, уши, лапы?);
в) вопросы, направленные на действия с игрушкой, назначение предмета (Что он умеет
делать? Как с ним можно играть?);
г) эмоциональный отзыв ребёнка об игрушке.
2этап. Образец описательного рассказа из 3-4 предложений. В начале года педагог
предлагает его детям. Во 2-ом полугодии педагог использует приём совместного
составления рассказа.
3 этап. Рассказы детей (2-3 рассказа). Ребёнок выбирает одну игрушку и рассказывает
о ней). Главный методический приём – подсказ:
· Прямой подсказ (Это кукла Катя);
· Подсказывающие вопросы (Кукла в платье или брючках);
· Подсказ – указание (Расскажи про её пышные светлые волосы);
· Подсказ в игровой форме («Ты забыл сказать про мои пышные волосы», «Ты на сказал, что у меня на ногах»).
Дети составляют рассказ по образцу, а не по плану.
- Заключительная часть занятия.
Можно прочитать рассказ про эту игрушку; можно провести игру и т.д.
К структуре таких занятий нужно подходить гибко. Можно в основной части сначала рассмотреть все игрушки, а потом педагог даёт образец описания одной игрушки, далее дети повторяют образец и рассказывают о других игрушках. Можно рассмотреть одну игрушку, затем педагог даёт образец её описания, дети повторяют рассказ, а далее точно так же по 2-ой игрушке. Этот вариант наиболее приемлем на 1-ом этапе обучения. Можно внести две игрушки и рассматривать их по принципу сравнения (Я буду рассказывать про Машу, а вы про Катю). Затем педагог даёт целостное описание одной игрушки, после этого рассказывают дети по выбору.
Средняя группа.
Усложнение. В начале года следует провести 2-3 подготовительных занятии. Цель: помочь ребёнку осознать, что описание проводиться по определённому плану и на интуитивном уровне помочь освоить этот план. Далее проводят 1-2 занятия, на которых формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту с ярко выраженной индивидуальностью. на следующих двух занятиях проводится поочерёдное рассматривание и описание двух объектов. Затем можно проводить занятия в форме Дидактич./ Игр, сюжетных игр, на самостоятельное рассказывание по любой из предложенных 4-5 игрушек.
Структура.
1. Вступительная часть. Как во 2-ой младшей группе, + можно использовать доступные загадки.
2. Основная часть.
1 этап. Рассматривание игрушки. Первые 3-4 занятия проходят в форме игр –
инсценировок. Во второй половине учебного года педагог может опускать этот этап
занятия.
2 этап. Образец описания педагогом (на занятие можно брать до 5-7 предметов к концу
года).
образец рассказа после рассматривания воспринимается детьми, как приятное и
знакомое, концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение с
игрушкой (подвигать игрушку, угостить зайку морковкой).
3 этап. Уточнение плана описательного рассказа. Термин «план» детям не даётся. В
начале года план даётся педагогом, во 2-ом полугодии – он уточняется совместно с
детьми.
«Сначала я сказала, что это за игрушка. Потом рассказала, какая она. Объяснила, почему игрушка красивая. А в конце сказала, какой секрет есть у матрёшки.»
При необходимости после уточнения плана педагог может ещё раз дать образец
описания. Хорошо, если кто-то из детей повторит образец.
4 этап. Рассказы детей (5-7 рассказов). Ввиду того, что на пятом году жизни ребёнок
не может удержать в памяти последовательность описания, педагог должен помочь
ребёнку сделать рассказ полнее и содержательнее, используя такие методические приёмы:
· Подсказ и напоминание (см. 2-ую младшую группу);
· Оценка;
· Дополнения (Что ты ещё хочешь сказать о зайчике, Петя?);
· Напоминание плана ребёнку.
После 3 – 4 рассказов дети часто начинают только перечислять, что есть у игрушки. В этом случае образец рассказа следует повторить.
Если в ходе рассказа ребёнку задавались 3-4 наводящих вопроса или делалось не менее трёх – четырёх дополнений, то целесообразно предложить ребёнку повторить свой рассказ, и он как правило становиться боле связным.
3. Заключительная часть. Проводиться, как во 2-ой младшей группе.
Старшая группа.
В старшей группе такие занятия проводятся реже, т.к. они требуют большой предварительной совместной подготовки.
Тематика занятий может быть следующая: «Мастерская игрушек», «Гараж», «Хохломская игрушка», «Дымковская игрушка».
В предварительной работе педагог подготавливает детей, обучает, как в ходе занятия можно задавать вопросы о предметах, учит отвечать на них.
Структура занятия.
1. Вступительная часть.
Цель – дать название игры и поставить перед детьми цель занятия в игровой форме. («Магазин игрушек» - Внимание! Внимание! Открывается магазин игрушек! Но игрушки продаются не за деньги, а за интересный рассказ).
2. Основная часть.
1 этап. Образец рассказа. Уже со второй половины старшей группы его можно не
использовать. В начале года рассказ из 5-7 предложений, к концу года до 10 и более
предложений.
2 этап. Уточнение плана. В подготовительной группе можно упустить.
3 этап. Рассказы детей (6-8).
3. Заключительная часть.
Не менее яркая и эмоциональная. Она направлена на возможные игровые действия, развитие культуры общения.
Можно использовать загадки или организовать комплексное занятие (речевое совместить с рисование, конструированием и др.)
Усложнение описания игрушки.
2 младшая группа. «Это мяч. Он красный большой красивый. Он может прыгать. Его можно катать друг другу. Мне очень нравиться.»
Средняя группа. «Это мяч. Он красивый, большой круглый резиновый. Мяч красный с синей полоской. С ним можно играть: катать, бросать, ловить. Он может прыгать и скакать вот так.»
Старшая группа. «Это мяч. Он очень красивый. Мяч большой круглый. Одна половинка у него красная, а другая – синяя. Мяч резиновый, упругий: сжимаю его руками – образуются две ямки. Отпущу руки – он снова круглый. У него внутри воздух, как у воздушных шариков. Только стенки у мяча толстые, не прозрачные. Ударишь его об пол – он отскакивает. О мяче есть стихотворение. …..»
Можно использовать схемы – описания птиц, животных, одежды идр..