Глава i. теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей
(на примере МБДОУ детский сад № 59 г. Апатиты Мурманской области)
Выпускная аттестационная работа слушателя по программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования»
Выпускная работа защищена «___» _________20___г. Оценка______________ Председатель АК__________________ (подпись) | Выполнила Краснова Ольга Владимировна _____________________ (подпись) Научный руководитель ___________________ ___________________ (подпись) |
Омск – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...... 3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного
образовательного учреждения …………………………………………………... 8
1.1 История вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьи..…………... 8
1.2 Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого –
педагогической литературе …...…………………………….………………….. 13
1.3 Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей ……………. .19
Выводы по первой главе……………………………………………………….... 28
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по организации проектной
деятельности во взаимодействии ДОУ и семьи ………………………………. 30
2.1 Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи (на примере
МБДОУ детский сад № 59)…………………………………………………….. 30
2.2 Описание проектной деятельности………………………………………... 34
2.3 Методические рекомендации …………………………………………....... 45
Выводы по второй главе………………………………………………………… 51
Заключение……………………………………………………………………... 52
Список литературы…………………………………………………………….. 54
Приложение …………………………………………………………………..... 58
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Модернизация дошкольного образования, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Проблема взаимодействия педагога дошкольного учреждения с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии дошкольников. Специальные исследования современных педагогов (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова и др.) доказали, что ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает им семья. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. В семье ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Семья является уникальной общностью, с которой человек связан всю свою жизнь неразрывными узами, из которой он выносит свои ценностные ориентации и жизненные установки. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку, источник общественного опыта.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
На законодательном уровне закреплены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. [23]
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, в нем большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. [24]
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из проблем решения этого вопроса – поиск новых, рациональных форм работы ДОУ с семьей. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, и здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Таким образом, актуальность указывает на необходимость и своевременность темы исследования, так как взаимодействие с родителями мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Глобальные перемены, в том числе экономические, которые происходят в России в конце XX начале XXI веков, перестройка системы образования приводят к тому, что возрастает роль семейного воспитания, семейных ценностей. Анализируя мнения различных авторов (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, Т.А. Маркова и др.), родители часто допускают ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, обусловленные недостатком педагогических знаний.[29]
Детский сад является первым образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) приобретают опыт взаимодействия с педагогическими работниками, направленный на воспитание и обучение ребенка. От уровня взаимодействия родителей и педагогов зависит развитие ребенка, основанное на «зоне ближайшего развития». Проанализировав состояние системы взаимодействия нашего ДОУ с родителями за предыдущие годы, выявив сильные стороны, нами был отмечен и ряд проблем.
Проблемы:
§ с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь считают, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения;
§ далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воспитания и обучения ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят заниматься воспитанием и обучением ребенка, другие не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно, четвертые – уверены, что они достаточно компетентны в вопросах воспитания и обучения собственного ребенка.
Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи. Необходим поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями, основанных на принципе единства воспитательных воздействий.
Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Это и форма взаимодействия педагога с родителями, и средство развития творческого потенциала воспитателя.
Цель исследования–определить эффективность проектной деятельности как формы работы ДОУ с семьей.
Объект исследования–взаимодействие ДОУ и семьи.
Предмет исследования–проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Гипотеза.Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна при соблюдении следующих условий:
1) владение педагогом методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства;
2) использование методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;
3) организация совместной деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;
4) дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.
Задачи:
1. Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования проектной деятельности как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.
3. Изучить проектную деятельность в контексте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ.
4. Выявить состояние работы педагогов ДОУ по реализации проектной деятельности.
5. Разработать систему проектной деятельности по организации взаимодействия ДОУ и семьи.
6. Разработать методические рекомендации для воспитателей.
В работе были применены следующие методы:
§ изучение психолого-педагогической литературы;
§ наблюдение за родителями и воспитанниками;
§ анкетирование педагогов и родителей;
§ индивидуальные беседы с родителями и педагогами.
Эмпирической базой исследования является МБДОУ детский сад № 59, где проводилась апробация данного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- доказана возможность использования проектной деятельности как формы работы ДОУ с семьей и ее эффективность.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа научных работ определены концептуальные подходы исследуемой проблемы. Достоверность результатов и обоснованность выводов, полученных в исследовании, обеспечивается применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования; обширным фактическим материалом, его качественным и количественным анализом; данными опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследованиязаключается в возможности внедрения его педагогическими работниками ДОУ на основе конкретных результатов данной работы по вопросу взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Структура исследования: выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы (в количестве – 49), приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ