Тема: Руководство художественно-творческой деятельностью школьников.
1.Критерии оценки рисунков учащихся на уроке изобразительного искусства.
2. Роль наглядности в обучении изобразительному искусству. Требования, предъявляемые к наглядности на уроках ИЗО.
3.Специфика руководства художественно-творческой деятельностью школьников.
1.Критерии оценки рисунков учащихся на уроке изобразительного искусства.
Под «оценкой» принято понимать суждения о значимости чего – либо, о его соответствии представлениям о пользе, совершенстве, красоте, то есть определённым нормам и идеалам. В широком значении оценка – это познание, в искусстве – это познание художественной ценности с позиции художественных норм. Если рассматривать критерии оценки рисунка учащихся, то следует выделить две группы критериев:
- критерии, связанные с качеством усвоения знаний, умений, навыков;
- критерии, идущие от художественных норм.
Таким образом, оценивая работы школьников, педагог может исходить из оснований двух видов: педагогического и эстетического. Оценка несёт в себе следующие функции:
- констатирующая (отражающая уровень художественного развития ученика на данный момент);
- диагностическая (отмечающая сильные и слабые стороны данной работы, качество усвоения учебного материала);
- прогнозирующая (определяющая перспективы художественно-творческого развития ученика);
- корректирующая (намечающая пути исправления и совершенствования как данной конкретной работы, так и изобразительной деятельности в целом).
Развёрнутую, качественную оценку рисунков школьников, разбор достоинств и недостатков работы, путей и способов её совершенствования, с полным правом можно отнести к методам обучения изобразительному искусству. Критериями оценки качества работ учащихся на уроке выступают, как известно, прежде всего, учебные задачи, которые выдвигаются той или иной программой в качестве ведущих. В наиболее общем виде критерии анализа и оценки детского рисунка будут выглядеть следующим образом:
1. Композиционное решение рисунка. Композиция в рисунках детей играет организационную роль, является ведущим средством выразительности. Композиционное решение анализируется со следующих сторон: общие свойства композиции, передача пространства в рисунке, эстетические качества.
2. Изображение формы. Изображение формы в рисунке имеет определённые закономерности, общие для многих детей и отражающие уровень развития аналитического мышления, восприятия, памяти. Передача формы анализируется с точки зрения того объёма графических умений, который доступен учащимся. Учитываются следующие качества формы изображённых предметов: общие свойства, передача пропорций, конструкция, объём формы.
3. Цветовое решение работы. Оценка цветового решения работ учеников может осуществляться с точки зрения соответствия цвету изображённых предметов, соответствия заданному цветовому состоянию, настроению, насколько цвет передаёт отношение самого ученика к изображаемому; в основу оценки может быть положена красота, богатство цветового решения работы, многообразие цветовых оттенков, знания элементов цветоведения.
4. Технические качества рисунка. Обучение техническим приёмамработы с художественными материалами предполагает оценку уровня овладения данными приёмами, умения учащихся использовать их для передачи своего замысла, выражения своих мыслей и чувств. Техника исполнения оценивается от степени соответствия её замыслу, передаваемому настроению, содержанию работы.
5. Художественно-образные качества рисунка. Этот критерий объединяет в себе все остальные. Именно через призму образных качеств или выразительности оцениваются композиция, форма, техника, цвет. Оценить образные качества сложнее, поскольку здесь оценивается не просто изображение, но, прежде всего, отношение автора к изображаемому, его переживания, отношение. При анализе художественно – образных качеств детского рисунка учитываются следующие его особенности: обобщение, собирательность образа, динамичность образа, степень самостоятельности, новизна и оригинальность, способность увидеть по-новому предметы и явления.
Таким образом, деятельность учителя на уроке изобразительного искусства строится по пути руководства художественно-творческой деятельностью учащихся и осуществляется как комплексное воздействие на все рассмотренные выше этапы. Все эти этапы диалектически взаимосвязаны, разделение между ними носит довольно условный характер. Именно в процессе организации деятельности учащихся происходит взаимодействие методических и художественных умений и навыков, полученных учителем в ходе профессиональной подготовки. Технология обучения изобразительному искусству должна быть основана на безусловном обеспечении всех компонентов учения. Творческий характер деятельности педагога проявляется в гибком подходе к построению системы руководства всеми рассматриваемыми компонентами, выборе адекватных средств педагогического воздействия, в создании условий для их максимальной реализации в педагогическом процессе.
2. Роль наглядности в обучении изобразительному искусству. Требования, предъявляемые к наглядности на уроках ИЗО.
Наглядные методы обучения являются одними из самых важных факторов в обучении. Эти методы особенно важны ученикам с более выраженной формой визуального восприятия. Эти методы должны преподаваться совместно со словесными методами. Связи этих двух методов не делимы, т.к. именно их целостность представляет собой самый эффективный вариант восприятия и переработки информации. Т.к. друг без друга эти методы дают малую эффективность. Они сложны для восприятия ученика по отдельности. Но не все связи этих двух методов хороши, их надо варьировать в зависимости от подготовленности учащихся, характера наглядных средств, доступных преподавателю, от содержание тем.
Подласый И.П. наглядные методы обучения условно подразделяет на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демностраций.
Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала.
Демонстрация (лат. demonstratio - показывание) - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности. Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных процессов, особенностей конструкций, свойств материалов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.). Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.По-видимому, разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
Растовцев Н.Н. выделяет ряд требований к использованию наглядных методов:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения. В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.
Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.
Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.
Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.
Например, при рисовании с натуры геометрических тел дети не могут представить, как располагаются в пространстве невидимые поверхности предмета. Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства, рисунку и живописи.
Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:
·схематические рисунки и таблицы;
·слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки;
·специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени;
·рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;
·репродукции картин и рисунков мастеров;
кинофильмы, раскрывающие технику работы с карандашом и кистью;
·специальные приборы - "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона.
Наглядного материала в арсенале учителя ИЗО огромное количество. Использование современных компьютерных технологий могут облегчить учебный процесс. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в классе.
Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально и гораздо упрощает и насыщает учебный процесс, делает его интересней и увлекательней. При творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов-лото, методических пособий, игровых дидактических материалов и т.п. Это будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, интереса к предмету, способствовать лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности урока.
Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.
Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.
Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.
Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.
Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.
Эти рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам их использования.
1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.
2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.
Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований.
Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его, он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся.
Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует.
Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске.
При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д.
Материалы, применяемые в педагогическом рисовании.
В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом. Классные доски изготавливаются из древесностружечной плиты, на который наклеивается линолеум темной расцветки. Доска имеет раму или бортики снизу и сверху. Нижний бортик имеет лоток с выемкой для мелков и тряпки.
Цвет линолеума должен гармонировать с окраской помещения, не утомлять глаз и давать возможность ясно видеть нарисованное на доске с самых отдаленных точек комнаты. Пока в школах чаще всего можно видеть доски темного цвета. Это вызвано тем, что мелки выпускаются только светлых тонов.
Более удачное использование светло-серого цвета и темных мелков, что дает возможность приблизить изображение на доске к изображению на бумаге.
Для рисование на доске применяют белые и цветные мелки, которые должны быть относительно мягкими, чтобы рисунок был четким и ясным.
Часто учитель рисует на бумаге углем и пастелью. Для этого надо иметь планшет с наклеенной на него бумагой. Его можно изготовить из различных материалов: на подрамник натянуть белый холст или укрепить фанеру, плотный картон, древесностружечную плиту. Необходимо иметь приспособления, с помощью которых можно прикреплять планшет к стене или доске и быстро его снимать. Размер планшеты должен быть таким, чтобы на нем можно было выполнять рисунки крупного формата. Для рисования на планшете употребляют древесный уголь. Он хорошо ложится на поверхность бумаги, картона или холста и легко снимается с него. Пастель во многом имеет сходство с цветными мелками. Это в основном, спрессованные в виде палочек порошки пигментов.
Особенности технических приемов рисования на доске.
Технические приемы рисования мелом определяются в основном учебными задачами и назначением данного вида изображений на доске, а также возможностями материалов, имеющих у учителя. Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд требований.
Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Он должен быть так же предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных изображений. Поэтому долго рисовать, задерживать внимание детей работой на доске не следует.
Мел как материал имеет свои положительные качества. Это послушный материал в руках художника. Он дает контур разной толщины, легко стирается.
Удобными и интересными для художника - педагога материалами рисунка являются: уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой.
3.Специфика руководства художественно-творческой деятельностью учащихся.
Руководящая роль учителя предполагает реализацию организационной функции.Организация (фр. orgfnisftion, от лат. orgfnizo – придаю стройность, устраиваю) – внутренняя упорядоченность, взаимодействие, соединение, объединение. Способы организации педагогического процесса – это такие действия педагога, которые обеспечивают системность и целостность его компонентов, направленность на развитие личности. Организация педагогического процесса может модернизироваться в соответствии с потребностями как приспособление, усовершенствование формы с учётом постоянно изменяющихся условий.
При этом регулирование творческого процесса не является абсолютно прямым и буквальным, оно осуществляется через создание условий, необходимых для успешной творческой деятельности учащихся, для максимального развития их способностей в этой деятельности. Для того чтобы обеспечить этот процесс, будущему учителю необходимо овладеть разнообразными способностями:
во-первых, способностями к созданию благоприятного эмоционального фона в процессе занятия, обеспечению психологической комфортности для учащихся;
во-вторых, умением четко ставить цель и задачи работы, формировать мысленный образ будущей работы, создавать психологическую установку на творчество у своих учащихся;
в-третьих, учитель должен сам хорошо овладеть художественными техниками, приемами работы с материалами, уметь демонстрировать их;
в-четвёртых, умением проводить анализ, оценку рисунков учащихся и самоанализ своей деятельности.
Признание того факта, что специфика художественно-творческой деятельности не допускает жесткого подхода к управленческим функциям (планированию, организации, руководству и контролю), ведет к пересмотру подходов к подготовке учителя, которая прежде строилась на нормативных положениях изобразительной грамоты. Соответственно будущие учителя изобразительного искусства должны освоить те методы и приемы обучения, которые больше подталкивают учащихся к нахождению творческого решения, а не диктуют его напрямую. Специфика обучения искусству во много раз усиливает такие стороны обучающей технологии, как гибкость и отсутствие жесткого контроля, что в подготовке учителя усиливает роль развития особых коммуникативных способностей, умения заинтересовать, увлечь детей, а не диктовать готовые условия изобразительной задачи.
Руководство процессом художественно-творческого развития ребенка должно быть направлено одновременно на обеспечение тех качеств, которые являются составляющими способностей к изобразительной деятельности: развитие воображения, зрительного восприятия, овладение специфическими художественными умениями и навыками, особый эмоциональный настрой.
Все составляющие процесса руководства художественно-творческим развитием учащихся (планирование, организационное обеспечение художественно-творческого процесса, корректирование и анализ результата) должны быть подчинены центральной проблеме художественного образования – проблеме формирования художественно-творческой деятельности и обеспечивающего ее художественно-образного мышления.
Рис. 2. Модель руководства художественно-творческой деятельностью
школьников
1. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для 1 – 9 классов средних общеобразовательных школ (под ред. Неменского Б.М.) . М., 2008.
2. Пурик Э.Э. Управление художественно – творческой деятельностью школьников на уроках изобразительного искусства. [Текст] / Э.Э Пурик // Челябинск, 2001.
3. Пурик, Э. Э. Изобразительное искусство [Текст]: учебники для учащихся 1-6-х кл. общеобразоват. учреждений / Э. Э. Пурик , Н. Э. Ахадуллина.// – Уфа: Китап, 2006 - 2010.
4.Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учебник для студентов худож.-графич. фак. пед. ин-тов и ун-тов / Н. Н.
5. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н.М. Сокольникова. – 4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008.-368 с.