Любовь к детям как педагогическая категория
Главный вопрос жизни ребенка в любых ситуациях, в любом возрасте: «Любите ли вы меня?» Именно от этого - и успешность развития, и оптимизм мировосприятия, и возможность самоактуализации. Недаром история педагогики — это история жизни и деятельности педагогов-практиков, любивших детей. Это история теоретиков педагогики, в основу своих учений положивших любовь к детям. Почему так? Объяснение находим у В. Франкла в его размышлениях о смысле жизни:
«Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, но более того, он видит потенциальное в нем. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное».
Это о любви в широком смысле слова. На этом фоне можно рассматривать и ее частный случай — «любовь педагогическую» и ее роль в воспитании (СНОСКА: См. об этом: Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1992; Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., [996; Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1990: Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. М., 1990).
Как-то случайно пришлось стать свидетельницей житейского диалога:
- Как вам удается воспитывать таких хороших детей?
- Я их не воспитываю, я их люблю.
Воистину, житейская мудрость на грани педагогического открытия — своеобразное-«воспитание любовью».
У Э. Фромма (СНОСКА: Фромм Э. Искусство любить. М., 1990) блестяще отмечен педагогический аспект чувства любви: «Любить — значит прежде всего давать... Что один человек дает другому? Он дает себя, самое драгоценное из того, что имеет, он дает свою жизнь... то, что есть в нем живого, он дает ему свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль — все переживания и все проявления того, что есть в нем живого. Этим даванием своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Он дает не для того, чтобы брать; давание само по себе составляет острое наслаждение... Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба разделяют радость, которую внесли в жизнь. В акте давания что-то рождается, и оба вовлеченных в этот акт человека благодарны жизни за то, что она рождает для них обоих. В случае любви это означает, что любовь -это сила, которая рождает любовь, а бессилие — это невозможность порождать любовь».
Чтобы легко и просто «воспитывать любовью», надо сознательно, целенаправленно развивать в себе самих определенную позицию жизнелюба, и проявлять ее в каждую секунду педагогического и человеческого общения с детьми. Любить жизнь во всех ее проявлениях, уметь наслаждаться ею в каждое мгновение жизни, находить везде прелесть бытия. Уметь удивляться совершенству мира. И постепенно, исподволь передавать все эти чувства и ощущения ребенку (подростку), всем детям.
Кроме того, в «педагогике любви» есть еще и специальные приемы выражения чувства любви к детям: «общение глаза в глаза», «физический контакт» (прикосновение, одобрительное поглаживание, пожимание руки, поцелуй), «повышенное внимание» (если болен, устал, в плохом настроении), «педагогическая защита и поддержка» (когда трудно, когда «никто не понимает», когда считает, что «я никому не нужен, меня никто не любит») и др.
Бывают случаи, когда ребенок (особенно - подросток) внешне сопротивляется любви воспитателя. Но Р. Кэмпебелл утверждает, что «ему все равно необходимы все проявления безусловной любви», и предлагает действенные приемы снятия напряжения: ребенок способен воспринимать любовь, когда он смеется от души над чем-то; когда совершает что-то, чем справедливо и по-настоящему гордится; когда ребенок нездоров или переносит боль и мы ему помогаем; когда ребенок травмирован эмоционально и мы его утешаем; когда он помнит опыт нашего позитивного общения в прошлом. Вот это и есть программа воспитания любовью даже сопротивляющегося ребенка (подростка).
«Воспитание любовью» — это создание благоприятных условий для его развития. То есть ребенок (подросток) должен развиваться в «пространстве любви», у которого есть две стороны — быть любимым и уметь любить окружающий мир и себя (развивающегося!) в этом мире. Сами дети это хорошо понимают. Вот стихотворение четырнадцатилетней Ольги Мяловой из Оренбурга:
Иши любовь на солнечной поляне,
Ищи любовь в стране надежд и грез,
Ищи любовь е оранжевом тумане,
Ищи любовь среди зеленых звезд.
Ищи в себе пристальным зорким взглядом,
Ищи в душе, копнув ее со дна,
Ищи любовь — она, быть может, рядом,
Ищи, она одна тебе нужна!
Ищи любовь, чтоб в ней гореть и греться,
Ищи любовь в мороз, жару и дождь,
Ищи любовь в полете вечном сердца,
Ищи и обязательно найдешь.
Значит, организуя воспитывающую деятельность детей, мы должны проецировать моменты проявления детьми деятельности о и любви к окружающему миру — предметам, природе, людям. Стержнем этой деятельности должно быть принесение добра.
В среде школьных педагогов бытует, увы, как бы оправданная сентенция, которую нельзя не прокомментировать, говоря о «воспитании любовью»: есть дети, которых любить просто невозможно, - неряшливые, недисциплинированные, безответственные, бестолковые, грубые, дерзкие, драчливые, дети-вредители... А в настоящее время в связи с бурным интересом и теоретиков педагогики, и практиков к педагогическим технологиям воспитания возникла вообще идея о том, что любовь к детям, как слагаемое педагогического мастерства, совершенно'не нужна: достаточно, мол, овладеть передовыми и надежными технологиями.
Хочется возразить сторонникам этой точки зрения (не умаляя достоинств новых технологий). Следует помнить, что «дети отражают любовь: если они получают ее, они ее возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно» (СНОСКА: Кэмпебелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1990). Необходимо учиться выражать и предавать воспитаннику любовь вне зависимости от его состояния, образа мыслей, поведения...
Ну а как быть, если«не любится», ведь любовь — чувство, трудно поддающееся разуму и приказам извне. И здесь тоже, на наш взгляд, можно предложить некую «технологию». Получится примерно такая логическая цепочка:
1. Понять, что они - дети, поэтому и ведут себя как обычные (разные!) дети. Очень часто в мыслях и поведении детей и особенно подростков много того, что не отвечает нашей «взрослой» морали.
2. Принять его таким, каков он есть на самом деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.
3. Возможно более полно узнать, изучив его с помощью разнообразных методик; на этой основе составить себе достоверное представление о том, почему он таким стал, - и выразить понимание и сострадание, сочувствие (ибо чаще всего негативное в личности ребенка не его вина, а его беда).
4. Найти позитивное в личности ребенка, дать ему почувствовать поначалу хотя бы маленькую толику уважения, выразить «авансированное доверие», на основе этого положительного включить в удовлетворяющую его общую деятельность (с позитивной же сочувствую щей оценкой).
5. Установить личный контакт средствами невербального общения («контакт глаз», мимика, жесты, пантомимика), «физический контакт» - пожать руку, похлопать по плечу, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам; маленькие знаки внимания, создание «ситуаций успеха» и через позитивное словесное воздействие (радостное приветствие, подбадривание, выражение одобрения и т.д.).
6. Не пропустить момент словесного, поведенческо-эмоционального отклика - постараться установить партнерские, деловые, дружеские... отношения в реальной деятельности; принять действенное участие в его судьбе, помочь справиться с имеющимися жизненными трудностями. Как правило, на этом этапе появляются первые зачатки подлинного чувства любви (ведь не секрет, что человек любит то, во что вложил свой труд, свою душу, свое время).
7. Не стесняться проявлять эту любовь и откликаться открыто на проявления ответной любви; закреплять эти маленькие «ростки» в повседневной практике общения.
Имеется множество доказательств этого в школьной практике: известно, что есть категория педагогов, которые любят так называемых «трудных» детей и имеют значительные успехи в их воспитании; после окончания школы такие дети чаще, чем благополучные, навещают школу и своих учителей; во внешкольных условиях (в турпоходе, лагерях труда и отдыха, неформальных встречах, экстремальных ситуациях) чаще всего оказываются «на высоте», проявляя лучшие человеческие качества. Как известно, на этой основе строится процесс перевоспитания в специальных открытых и закрытых учебно-воспитательных учреждениях для педагогически запущенных подростков, для несовершеннолетних правонарушителей.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Как закономерности и принципы воспитания определяют характер и логику его, отбор содержания воспитания?
2. Понятие «закономерности воспитания; как закономерности влияют на позицию педагога-воспитателя?
3. Как названные и раскрытые в данном параграфе принципы воспитания отвечают понятию «гуманистическая педагогика»?
4. В праве ли мы декларировать «любовь к детям» как основное качество педагога-воспитателя? Почему?
5. Попробуйте составить своеобразные методические правила для решения проблемы «как любить ребенка».
Рекомендуемая литература
1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.
2. Вульфов Б.З., Иванов ВД. Общая педагогика. М., 2000. С. 370-384.
3. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред, О.С. Газмана, И.А. Костенчука. М., 1995.
4. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996.
5. Каракоеский В.А. и др. Гуманизация отношений // Кн. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. Гл. 5.
6. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.
7. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
8. Мудрик А.В. Принципы воспитания // Кн. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
9. Смирное В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
10. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.
11. Шевченко Л.Л. Любовь как педагогическое понятие // Кн. Практическая педагогическая этика. М., 1997.
12. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 24-27, 38, 326-336, 348-353.
13. Щуркова Н.Е. Цель и принципы воспитания // Кн. Новое воспитание. М., 2000.