Интерпретация результатов. Сочетание ПППП — Соответствует мыслительному типу
Сочетание ПППП — Соответствует мыслительному типу. В общих чертах: характер консервативный, предпочитает общепринятые формы поведения. Эффективен в следующих профессиях: пользователь ПК, конструктор, переводчик, лингвист, специалист по маркетингу, бухгалтер, и др., где предмет труда — цифры, числа, условные знаки и символы, чертежи. А также инженер, швея, технолог, автослесарь, водитель, радиомонтажник и пр., где предмет труда — различные виды техники.
Сочетание ПППЛ— преобладает мыслительный тип. Темперамент более слабый, часто нерешительный;
Сочетание ППЛП — преобладает мыслительный тип. Характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
Сочетание ЛППП — преобладает мыслительный тип. Один из наиболее распространенных типов. Эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
Сочетание ЛППЛ — похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок, наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
Сочетание ЛПЛП — это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, несколько консервативен, из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
Сочетание ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягкий, контактный, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
Сочетание ПЛПП — преобладает мыслительный тип. Аналитический склад ума, основная черта — мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим, расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
Сочетание ПЛПЛ — слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
Сочетание ПЛЛП — характер артистичный, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов, переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
Сочетание ЛЛЛЛ — соответствует художественному типу, обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Эффективен в следующих профессиях: биолог, цветовод, ветеринар, агроном и т.д., где предмет труда — живая природа. А также дизайнер, художник, артист, парикмахер, фотограф, модельер, закройщик и др., где предмет труда — художественные объекты (литература, живопись, искусство). А также юрист, учитель, воспитатель, врач, менеджер, социальный работник, секретарь-референт, официант, продавец и пр., где предмет труда — человек, группы людей, коллективы.
Сочетание ПЛЛЛ — преобладает художественный тип. Более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством, аналитическим складом ума.
Сочетание ЛПЛЛ — преобладает художественный тип, характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
Сочетание ЛЛПП — характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
Сочетание ЛЛПЛ — преобладает художественный тип. Простодушие, мягкость, доверчивость — вот его основные черты, очень редкий тип, а у мужчин, практически не встречается.
Сочетание ЛЛЛП — преобладает художественный тип. Эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам, энергичен.
Контрольная работа 13
Тема: Интеллект
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы.
2. раскройте следующие вопросы в теоретической части контрольной работы:
- какие известны трактовки интеллекта?
- какова структура интеллекта?
- факторы интеллекта;
- теории интеллекта (потенциальный интеллект Кэттелла, интеллект Гилфорда; интеллект Хебба и др.);
- охарактеризуйте социальный и эмоциональный интеллекты;
- оценка интеллекта.
3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек), дайте их характеристику (характер деятельности, половозрастной состав и т.п.),
4. Изучите методику исследования. Заготовьте бланки ответов.
5. Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2008.
3.Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра-М, 2010.
4.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
5.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Педагогика и психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Тест «Эмоциональный интеллект»
Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1) эмоциональная осведомленность,
2) управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность),
3) самомотивация (это произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14),
4) эмпатия (умение сочувствовать, сопереживать),
5) распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).
Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:
Полностью не согласен — (- 3 балла);
В основном не согласен — (-2 балла);
Отчасти не согласен — (-1 балл);
Отчасти согласен — (+ 1 балл);
В основном согласен — (+2 балла);
Полностью согласен — (+ 3 балла).
Текст опросника
1.Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником
знания, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
З.Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.
13.Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14.Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21.Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26.Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
Бланк ответов
ФИО ____________
Пол _____________________ Возраст _______________
Ключ:
Шкала «Эмоциональная осведомленность»: 1, 2, 4, 17, 19, 25.
Шкала «Управление своими эмоциями»: 3, 7, 8,10,18, 30.
Шкала «Самомотивация»: 5, 6, 13, 14, 16, 22.
Шкала «Эмпатия»: 9,11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Распознавание эмоций других людей»: 12,15, 24, 26, 27, 29.
Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.
Контрольная работа 14
Тема: Общение
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы.
2. раскройте следующие вопросы в теоретической части контрольной работы:
- понятие об общении как социально-психологическом феномене;
- общение как восприятие людьми друг друга;
- охарактеризуйте общительность и коммуникабельность как свойства личности;
- функции и структура общения;
- вербальные и невербальные средства общения;
- взаимодействие в группе.
3. Определите объект исследования (не менее 5 испытуемых). Дайте его характеристику (половой состав, возрастной, профессиональный и т.п.). Объектом могут быть члены студенческой группы, профессиональной группы и т.п.
4. Изучите предложенные методики исследования. Заготовьте необходимые материалы (протоколы, опросник).
5. Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты.
6. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007.
2.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3.Майерс Д. Социальная психология. – СПб., :Питер, 2001.
4.Островский Э.В., Чернышова Л.И. Педагогика и психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5.Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
6.Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.
Методика 1. Тестоценки уровня общительности.
Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».
Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
Оценка ответов:
«да» – 2 очка, «иногда»– 1 очко, «нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются, определяется, к какой категории относится испытуемый.
Текст опросника
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Обработка результатов.
30-31 очко. Вы явно необщительны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков.Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Методика 2. Опросник «Приятно ли с вами общаться?»
Конец формы
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот опросник предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении. Ответьте на вопросы «да» или «нет».
Текст опросника.
1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли вы давать советы?
5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?
6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?
7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?
9. Вы любите быть центром внимания?
10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
11. Вы хороший оратор?
Обработка результатов.
Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, засчитайте себе по одному баллу за каждый совпавший ответ.
1—3 балла.Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.
4—9 баллов.Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.
9—11 баллов.Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..
Контрольная работа 15
Тема: Воображение
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в контрольной работе.
2. раскройте следующие вопросы в теоретической части контрольной работы:
- дайте определение воображения; охарактеризуйте его как психический процесс;
- рассмотрите виды воображения;
- механизмы переработки представлений в воображаемые образы;
- индивидуальные особенности воображения и его развитие;
- воображение и творчество.
3. Определите объект исследования (не менее 5 испытуемых). Дайте его характеристику (половой состав, возрастной, профессиональный и т.п.). Объектом могут быть члены студенческой группы, профессиональной группы и т.п.
4. Изучите методики исследования. Заготовьте необходимые материалы (протоколы, опросник).
5. Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты.
6. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература:
1.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
3.Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
4.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5.Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.